Записка об освобождении крестьян К.Д. Кавелина

Крепостное право – главное зло России. Необходимость избавить крестьян от личной зависимости при этом сохранить за помещиками права на землю и труд крестьян.

Предоставить крестьянам тот надел, который они обрабатывают за выкуп.

Государство должно взять на себя разработку операции выкупа, чтобы были учтены интересы, как помещиков, так и крестьян.

Постепенно крестьяне и помещики сольются в один землевладельческий класс, исчезнут сословные различия.

Крестьянская реформа должна повлечь за собой судебную, цензурную, военную и др.

 

Оценка проекта:
1.
2.
3.

Задание 2: Ознакомьтесь с содержанием исторического документа «Манифест 19 февраля 1861 года» и ответьте на предложенные вопросы. (3б)

...Вникая в положение званий и состоя­ний в составе Государства, Мы усмотре­ли, что Государственное законодательст­во, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязан­ности, права и преимущества, не достиг­ло равномерной деятельности в отноше­нии к людям крепостным, так названным потому, что они, части старыми закона­ми, части обычаем, потомственно укреп­лены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроить их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого за­ступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего про­исходили добрые патриархальные отно­шения искренней правдивой попечитель-ности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выго­ды, добрые отношения ослабевали, и от­крывался путь произволу, отяготительно­му для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах от­вечала неподвижность к улучшениям в собственном быте... Как определялись це­ли документа?
Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание пред­шественников наших и жребий, через те­чение событий поданный Нам рукою Провидения. Как вы думаете, какие примеры,   свидетель­ствовавшие о завеща­нии предшественни­ков, были приведены в документе?
Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его пре­столу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом уст­ройстве быта крестьян; причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобра­зования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губерн­ских комитетах, в лице членов их, обле­ченных доверием всего дворянского обще­ства каждой губернии, дворянство добро­вольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии лю­дей и их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправле­ны и дополнены в главном по сему делу Комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестья­нах и дворовых людях рассмотрены в Го­сударственном совете... В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обыва­телей. С какой целью были созданы губернские комитеты?
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользова­ние усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, оп­ределенное в положениях количество по­левой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в поло­жениях повинности. В сем состоянии, ко­торое есть переходное, крестьяне имену­ются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия по­мещиков они могут приобретать в собст­венность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестья­не освободятся от обязанностей к помещи­кам по выкупленной земле и вступят в ре­шительное состояние свободных кресть­ян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состоя­ние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы... Назовите условия освобождения крестьян.
За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное содейст­вие к осуществлению наших предначерта­ний. Россия не забудет, что оно доброволь­но, побуждаясь только уважением к досто­инству человека и христианскою любовью к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило осно­вание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый владелец довершит в пределах своего имения вели­кий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгод­ных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и по­ощрение к точному и добросовестному ис­полнению Государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попе-чительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетель­ной попечительности владельцев утвержда­ет нашу надежду, что взаимными добро­вольными соглашениями разрешится боль­шая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих пра­вил к разнообразным обстоятельствам от­дельных имений, и что сим способом облег­чится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное до­верие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. В чем виделось императору роль дворян в осуществлении реформы?  
Для удобнейшего же проведения в дейст­вие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по  которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от прави­тельства будут оказаны пособия, на осно­вании особых правил, выдачею ссуд и пе­реводом лежащих на имениях долгов. Какую помощь в осу­ществлении реформы оказывало правитель­ство?
Полагаемся и на здравый смысл наше­го народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распро­странилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые ду­мали о свободе и забывали об обязан­ностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаим­но должен служить благу общества ис­полнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предер­жащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграж­дения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливос­ти пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повин­ности. И теперь с надеждою ожидаем, что кре­постные люди, при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарности примут важное пожертвова­ние, сделанное благородным дворянст­вом для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанны­ми, пред обществом и пред самими со­бою, благотворность нового закона до­полнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело даро­ванных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благопо­лучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покро­вительством закона... Как вы думаете, с ка­кой целью в Манифест были включены стро­ки о здравом - смысле народа?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: