Практическая работа № 14

Тема: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Характерные черты российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Знать основные направления внутренней политики России во второй половине XVIII в.

Уметь:

Характеризовать личность и царствование Екатерины II. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации. Характеризовать результаты внешней политики данного периода.

Учебная цель:

1. Выделение характерных черт «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

2. Определение основных направлений внутренней политики России во второй половине XVIII в.

3. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 48 с.173-179

 

Задание1: Найдите в тексте и запишите основные черты просвещенного абсолютизма. (1б)

В ряде стран Европы в XVIII в. сложился просвещенный абсолютизм. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства, провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.

1.
2.
3.

 

Задание 2: Изучите материал учебника (История В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2014.  - п. 48 с. 175 – 176; заполните нижеприведенную таблицу «Внутренняя политика Екатерины II». (1б)

Направление деятельности Мероприятия Значение
1. Развитие капиталистических отношений    
2. Поддержка дворянства    
3. Укрепление абсолютизма    
4. Развитие культуры    

 

Задание3: Ознакомьтесь с отрывком из объявления в газетах 70 – 80-х гг. в XVIII в. и ответьте на вопросы к документу. (1б)

«В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший парикмахер, ростом выше среднего и недурной фигуры, годный в камердинеры.

Официанты и лакеи, 24, а жена его 24 лет прачка и швея с дочерью по 3 году, оба хорошего поведения. Последняя цена 1000 руб.».

Вопросы:

1. О какой категории населения идет речь в объявлениях?

2. На какой стадии развития в России находилось крепостничество в данный период?

3. Назовите мероприятия, которые проводила Екатерина II в распространении крепостного права в России?

Задание 4. Ознакомьтесь с точкой зрения С.В. Бушуевой и выразите свое мнение на итоги правления Екатерины II.

«Несоответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и «тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти. Власти и созданной ею интеллигенции, раскол культуры на народную и «официальную», неразрешенная дилемма о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по-петровски действовала «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по-европейски пыталась получить поддержку «снизу».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: