Тема: Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Знать:
Характерные черты российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. Знать основные направления внутренней политики России во второй половине XVIII в.
Уметь:
Характеризовать личность и царствование Екатерины II. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации. Характеризовать результаты внешней политики данного периода.
Учебная цель:
1. Выделение характерных черт «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
2. Определение основных направлений внутренней политики России во второй половине XVIII в.
3. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 48 с.173-179
|
|
Задание1: Найдите в тексте и запишите основные черты просвещенного абсолютизма. (1б)
В ряде стран Европы в XVIII в. сложился просвещенный абсолютизм. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства, провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.
1. |
2. |
3. |
Задание 2: Изучите материал учебника (История В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2014. - п. 48 с. 175 – 176; заполните нижеприведенную таблицу «Внутренняя политика Екатерины II». (1б)
Направление деятельности | Мероприятия | Значение |
1. Развитие капиталистических отношений | ||
2. Поддержка дворянства | ||
3. Укрепление абсолютизма | ||
4. Развитие культуры |
Задание3: Ознакомьтесь с отрывком из объявления в газетах 70 – 80-х гг. в XVIII в. и ответьте на вопросы к документу. (1б)
«В 6 части 4 квартала под № 352 продается мужской и женский хороший парикмахер, ростом выше среднего и недурной фигуры, годный в камердинеры.
|
|
Официанты и лакеи, 24, а жена его 24 лет прачка и швея с дочерью по 3 году, оба хорошего поведения. Последняя цена 1000 руб.».
Вопросы:
1. О какой категории населения идет речь в объявлениях?
2. На какой стадии развития в России находилось крепостничество в данный период?
3. Назовите мероприятия, которые проводила Екатерина II в распространении крепостного права в России?
Задание 4. Ознакомьтесь с точкой зрения С.В. Бушуевой и выразите свое мнение на итоги правления Екатерины II.
«Несоответствие привносимых «сверху внешних форм и внутренних условий», «души» и «тела» России, а отсюда все противоречия XVIII в.: раскол нации, раскол народа и власти. Власти и созданной ею интеллигенции, раскол культуры на народную и «официальную», неразрешенная дилемма о «просвещении» и «рабстве». Все это имеет отношение к Екатерине, потому что объясняет глубинные причины ее впечатляющих успехов, когда она по-петровски действовала «сверху», и ее поразительного бессилия, как только она по-европейски пыталась получить поддержку «снизу».
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15