Выработка и угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок у человека

Необходимо: испытуемый, звонок, темный лист бумаги.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить методику выработки условного вегетативного рефлекса и его угасания.

Ход работы

1. В работе принимают участие одновременно все студенты группы. Одна половина студентов – исследуемые, вторая – экспериментаторы. Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свет при включении звонка, затем приступают к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок.

2. При включении звонка исследуемые закрывают глаз плотным темным листом бумаги, при выключении звонка исследуемые открывают глаз, и экспериментаторы наблюдают постепенное сужение зрачка у исследуемого на свету. Если звонок предъявлять 15 раз в сочетании с затемнением, то на 16 раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка.

3. Для выработки угасания условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя.

4. В отчете необходимо привести схему рефлекторной дуги данного условного рефлекса, полную его классификацию и указать тип торможения условнорефлекторной деятельности, использованный в работе.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите различия между условными и безусловными рефлексами.

2. Дайте определение инстинкта. В чем его отличие от безусловного рефлекса?

3. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?

4. Какие изменения внешней и внутренней среды организма могут служить условными сигналами?

5. Какие условные рефлексы называются искусственными?

6. Какова биологическая значимость условных рефлексов?

7. Охарактеризуйте механизмы и этапы образования временных связей по Павлову.

8. Какова роль коры и подкорки в образовании временных связей по Э.А. Асратяну?

9. Сформулируйте современное представление о механизме образования временной связи по П.К. Анохину.

10. Перечислите периоды образования условного рефлекса.

11. Дайте схему простейшей рефлекторной дуги условного рефлекса.

12. В чем роль динамического стереотипа в приобретении практических навыков?

13. Опишите механизм формирования стереотипа у человека.

14. Дайте отличия динамического стереотипа у молодых и пожилых людей.

15. Что произойдет с выработанным условным рефлексом после удаления коры головного мозга?

16. Опишите основные методы изучения функции коры головного мозга.

17. Перечислите виды коркового торможения, объясните их механизмы.

18. Укажите разновидности безусловного торможения в коре больших полушарий, объясните их механизмы.

19. Дайте определение импринтингу.

20. Какие условные рефлексы называются натуральными?

21. При каких условиях развивается дифференцировка?

22. Укажите роль условного тормоза.

23. При каких условиях в коре больших полушарий развивается запредельное торможение? В чем его физиологическое значение?

24. В чем заключается физиологическое значение угасательного торможения?

25. Назовите отличия между внешним и внутренним торможением в коре больших полушарий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ДЛЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА, В ОТЛИЧИЕ ОТ БЕЗУСЛОВНОГО, НЕ ХАРАКТЕРНО(Ы)

1) наследственный характер, жесткость рефлекторной дуги

2) приобретенность, индивидуальный характер

3) гибкость, временность нервных связей

4) замыкание нервных связей преимущественно на уровне коры

5) замыкание временных связей на уровне подкорковых структур

6) все неверно

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ СЛУЖИТ(АТ)

1) ревербация возбуждения

2) активация обмена

3) миелинизация аксонов, рост числа шипиков, увеличение синаптической поверхности нейронов

4) синхронизация активности нейронов

5) все неверно

3. ВНУТРЕННЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ БЫВАЕТ

1) угасательным

2) дифференцировочным

3) запаздывающим

4) все верно

4. К УСЛОВИЯМ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА ОТНОСЯТ

1) индифферентный раздражитель, который предшествует безусловному раздражителю

2) силу индифферентного раздражителя меньше силы безусловного раздражителя

3) неоднократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей

4) отсутствие патологических процессов в организме

5. ВАЖНЕЙШИМ МЕХАНИЗМОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА, СЛУЖИТ(АТ)

1) синаптическое облегчение, долговременная потенциация

2) депрессия синаптической передачи

3) реципрокное торможение

4) возвратное торможение

5) латеральное торможение

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся.

1. Объяснить, почему должна быть такая последовательность раздражителей?

2. Указать, какое будет поведение у собаки при сильном условном раздражителе и при слабом безусловном раздражителе?

Задача № 2. У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться.

1. Определить, что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса?

2. Объяснить, можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса?

3. Указать, как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?

Задача № 3. Для проверки предположения о наличии у животного цветового зрения провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.

1. Указать, к какому виду торможения относится дифференцировочное торможение?

2. Объяснить, можно ли утверждать о наличии у животного цветового зрения?

Задача № 4. На опыты по изучению пищевых условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

1. Определить, какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов?

2. Указать, как называется данный процесс в данной ситуации?

3. Объяснить, какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?

Задача № 5. Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом – вода.

1. Объяснить, каково наиболее вероятное поведение животного?

2. Определить, какая мотивация будет доминировать и почему?

 

Занятие № 2

Типы высшей нервной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. 1-я и 2-я сигнальные системы. Основные психические процессы. Функциональные системы. Экспериментальные неврозы

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить принципы, лежащие в основе типизации высшей нервной деятельности (ВНД).

2. Изучить физиологические свойства и механизмы высших психических процессов.

3. Изучить на практике методики определения латерального фенотипа человека и типа ВНД.

4. Освоить методы оценки смысловой и кратковременной памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: