1. Современное учение о типах ВНД, классификация типов ВНД по Павлову.
2. Функциональная асимметрия коры больших полушарий.
3. Понятие о первой и второй сигнальных системах, их физиологическое значение.
4. Роль второй сигнальной системы в формировании абстрактного мышления и речи.
5. Структурные элементы формирования сознания, мышления, мотиваций.
6. Физиология эмоций. Теории эмоций. Структурная организация эмоций. Биологическое значение эмоций.
7. Память. Виды памяти.
8. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.
9. Сон и биологическое значение фазы сна. БДГ-сон и его характеристика.
10. Экспериментальные неврозы и способы их получения. Значение изучения экспериментальных неврозов для клинической медицины.
11. Понятие о функциональных системах (П.К. Анохин), их физиологическое значение.
12. Структурные элементы функциональной системы.
ДЕМОНСТРАЦИИ
Учебные видеофильмы: «Физиология мотиваций и эмоций», «Эмоции», «Память», «Головной мозг. Как улучшить память?», «Биологические ритмы. Сон и его значение», «Боль».
|
|
Плакаты: Типы высшей нервной деятельности. Происхождение памяти. Эмоции. Сравнительная характеристика фаз медленного и быстрого сна.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
РАБОТА № 1
Исследование объема кратковременной памяти
Необходимо: испытуемый,заранее приготовленные 7 рядов цифр, содержащих последовательно 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 элементов.
Учебно-исследовательская цель работы: Определить объем непосредственного запоминания.
Ход работы
1. Экспериментатор один раз громко зачитывает ряды цифр, начиная с короткого. После прочтения каждого ряда через 2–3 секунды по команде «пишите» испытуемые записывают в протоколе те элементы ряда, которые запомнили, в том же порядке, в котором они читались экспериментатором.
2. Для получения надежного результата опыт повторяют три раза, каждый раз зачитывают все 7 рядов вне зависимости от результатов испытуемых.
3. Сверяют результаты каждой серии с исходным материалом, отмечая правильно воспроизведенные ряды. Сравнивают результаты разных испытуемых.
РАБОТА № 2
Исследование смысловой памяти
Необходимо: испытуемый, заранее заготовленный набор из 18 и более понятий типа «веселый праздник», «вкусный ужин» и т. д.
Учебно-исследовательская цель работы: выяснить значение представления, воображения и мышления в объеме долговременной памяти.
Ход работы
1. Экспериментатор зачитывает 18 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы испытуемые сделали необходимые пометки.
2. Испытуемые для лучшего запоминания понятий делают на листе бумаги зарисовки или пометки, ассоциирующиеся с данными понятиями.
|
|
3. Через 60 минут каждый испытуемый подписывает понятия по своим пометкам.
4. Определяют количество запомненных понятий.
5. Сравнивают результаты нескольких испытуемых.
6. В выводах отмечают значение представления, воображения и мышления в долговременной памяти.
РАБОТА № 3
Исследование функциональной асимметрии мозга.
Необходимо: испытуемый, секундомер, периметр для определения полей зрения, динамометр, лист бумаги с отверстием диаметром 1 см.
Учебно-исследовательская цель работы: с помощью функциональных проб определить латеральный фенотип человека.
Ход работы
1. В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий, таблица 43.
Таблица 43
Пробы для оценки сенсомоторных асимметрий
ПРОБА | Оцениваемый показатель |
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде: «Возьмите ручку со стола». | Ведущей считается рука, которой испытуемый берет предмет. |
2. Без зрительного контроля одновременно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники. | Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение. |
3. Переплетение пальцев рук. | Большой палец ведущей руки ложится сверху. |
4. Поза Наполеона. | Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье. |
Продолжение таблицы 43
5. Динамометрия. | Трижды определяется сила сжатия динамометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки. |
6. Аплодирование. | Ведущей считается более активная в движении рука. |
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперед на уровне плеч. | Ведущей считается поднятая выше рука. |
8. Закидывание ноги на ногу. | Ведущая нога располагается сверху. |
9. Подпрыгнуть на одной ноге. | Толчковая нога считается ведущей. |
10. Подняться со стула. | Ведущая нога начинает движение. |
11. Подойти к двери, вернуться пятясь. | Ведущая нога начинает движение. |
12. Пнуть ногой воображаемый мяч. | Ведущая нога ударяет. |
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5–10 м. | Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая. |
14. Проба с секундомером. Оценивается, каким ухом испытуемый наклоняется к секундомеру после инструкции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» | Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундомеру. |
15. Воспроизведение цифр, произносимых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого. | Большее количество цифр запоминается ведущим ухом. |
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определенной точке (3–4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. | Закрытие ведущего глаза ведет к смещению карандаша относительно точки фиксации. |
17. Проба «Дырка в карте». Испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. | Закрытие ведущего глаза ведет к исчезновению предмета из поля зрения. |
18. Прищуривание глаза после команды: «Поочередно прищурить глаза». | Первым прищуривается ведущий глаз. |
19. Измерение полей зрения. | С помощью периметра Форстера выявляют большее поле зрения. |
2. Результаты проб студенты заносят в протокол экспериментаи фиксируют в тетради для практических работ (табл. 44).
Таблица 44
Протокол эксперимента по определению латерального фенотипа
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
П | |||||||||||||||||||
Л |
3. На основании функциональных проб определяют коэффициент правосторонней латерализации (КПЛ):
|
|
,
где П – количество правосторонних признаков, Л – количество левосторонних признаков.
4. На основании коэффициента латерализации определяют моторный фенотип (пробы 1–13), сенсорный фенотип (пробы 14–19) и общий сенсомоторный фенотип (по всем пробам).
5. На основании коэффициентов латерализации определяют ведущее полушарие в моторной и сенсорной деятельности. При определении ведущего полушария необходимо помнить, что правый фенотип движений и сенсорики определяется левым полушарием, а левый фенотип – правым.
РАБОТА № 4