Вопросы для самоконтроля

1. Какие органы относятся к органам выделения?

2. Опишите общее строение мочевыделительной системы.

3. Как устроена капсула Шумлянского-Боумена?

4. На какие отделы делятся почечные канальцы, и в каких слоях почки они расположены?

5. Перечислите функции почек.

6. Опишите, как осуществляется фильтрационная фаза.

7. Укажите процент воды, подвергающейся реабсорбции в почечных канальцах.

8. Опишите механизм функционирования противоточно-множительной системы.

9. Объясните механизм действия антидиуретического гормона (вазопрессина).

10. Назовите значение рН мочи и ее удельный вес.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ МОЧИ ИЗ ПЛАЗМЫ КРОВИ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ

1) проксимальных канальцев нефрона

2) дистальных канальцев

3) собирательных трубочек

4) капилляров клубочков почечного тельца

5) колена петли Генле

2. ОТ РАЗНИЦЫ ДИАМЕТРОВ ПРИНОСЯЩЕЙ И ВЫНОСЯЩЕЙ АРТЕРИОЛ ПОЧЕЧНОГО КЛУБОЧКА НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА

1) онкотического давления

2) секреции

3) реабсорбции

4) фильтрации

5) объема конечной мочи

3. РЕАБСОРБЦИЯ НАТРИЯ ПРОИСХОДИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

1) в проксимальном канальце, толстом восходящем отделе петли Генле

2) в юкстагломерулярном аппарате

3) в капсуле нефрона

4) в мочеточниках

5) в лоханках

4. АНТИДИУРЕТИЧЕСКИЙ ГОРМОН УВЕЛИЧИВАЕТ РЕАБСОРБ­ЦИЮ ВОДЫ

1) в проксимальном канальце

2) в петле Генле

3) в собирательной трубочке

4) в мочеточниках

5) в капсуле нефрона

5. РЕЗКО ПОВЫШЕННЫЙ ДИУРЕЗ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ ПЛОТНОСТИ СУТОЧНОЙ МОЧИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ

1) коры больших полушарий

2) мозжечка

3) гиппокампа

4) гипофиза

5) ствола мозга

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. В мочевом пузыре человека содержится 300 мл мочи.

Объяснить, испытывает ли он позыв на мочеиспускание?

Задача № 2. В эксперимете животному в кровь введен ренин. Определить, какие изменения в мочеобразовании у него произойдут и почему?

Задача № 3. При обследовании в крови больного обнаружено повышение повысилось содержания альдостерона.

Объяснить, какие изменения в функциях почек следует при этом ожидать?

Задача № 4. В экперименте обнаружено, что диаметр приносящей артерии клубочка почки больше, чем выносящей.

Объяснить, как изменится скорость образования мочи, если будет наоборот?

Задача № 5. За первые четыре часа после поступления больного в клинику у него выделилось 50 мл мочи, за вторые 4 часа – 80 мл, в следующие четырех часовые промежутки 100 мл, 160 мл и 100 мл соответственно.

Указать, в какое время суток поступил больной в клинику?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ

 

С возрастом меняется количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется значительно больше, чем у взрослых. Мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания у ребенка. Только в первые 3–4 дня после рождения количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350–380 мл, к концу первого года жизни – 750 мл, в 4–5 лет – 1 л, в 10 лет – 1,5 л, а в период полового созревания – до 2 л.

У новорожденного реакция мочи резкокислая. С возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно, и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Позже у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.

У грудных детей имеет место непроизвольное испускание мочи. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Уже к 2-летнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью. Однако у детей в возрасте 5–10 лет, иногда до полового созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочи – энурез. В весенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается.



ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Занятие № 1

Безусловные и условные рефлексы. Общие закономерности деятельности высшей нервной деятельности. Физиологические основы поведения. Торможение условных рефлексов

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить базовые механизмы, лежащие в основе высшей нервной деятельности человека.

2. На практике ознакомиться с выработкой условных рефлексов, их торможением.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Понятия о безусловных и условных рефлексах.

2. Характеристика и классификации безусловных рефлексов.

3. Инстинкты и их физиологическое значение.

4. Характеристика и значение условных рефлексов.

5. Правила выработки условного рефлекса.

6. Классификации условных рефлексов.

7. Структура рефлекторной дуги условного рефлекса.

8. Механизмы формирования временной связи в коре больших полушарий.

9. Торможение в коре больших полушарий.

10. Внешнее торможение: внешний тормоз, запредельное торможение. Физиологические механизмы их образования.

11. Внутреннее торможение (угасание, дифференцировка, условный тормоз, отставленное торможение). Условия выработки видов условного торможения.

12. Понятие о динамическом стереотипе. Роль динамического стереотипа в обучении и приобретении практических навыков.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Физиология ВНД», «Условные рефлексы», «Условный рефлекс», «Торможение условных рефлексов».

Плакаты: Высшая нервная деятельность. Образование и торможение условных рефлексов. Схема образования условного рефлекса. Пример взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Выработка условного словесно-двигательного рефлекса у человека

Необходимо: испытуемый, прибор Иванова-Смоленского. Объект исследования – человек.

Учебно-исследовательская цель работы: с помощью прибора Иванова-Смоленского выработать у человека условный словесно-двигательный рефлекс

Ход работы

1. Ознакомиться с прибором для выработки словесно-двигательного условного рефлекса у человека.

2. Условный словесно-двигательный рефлекс вырабатывается на базе закрепленного условного рефлекса, который состоит в том, что испытуемый в ответ на команду экспериментатора «нажмите» нажимает резиновую грушу. В качестве индифферентного – будущего условного – раздражителя используют световые и звуковые раздражители. Экспериментатор включает белую лампочку и одновременно подает команду «нажмите». Сочетание условного раздражителя (свет лампочки) и подкрепления (команда «нажмите») производится 6–10 раз. Интервалы между сочетаниями должны составлять 10–20 секунд. Характер ответной реакции испытуемого регистрируется с помощью чернильной записи на ленте прибора.

3. Экспериментатор включает белую лампочку без подкрепления командой «нажмите» и отмечает реакцию испытуемого. В случае успешного образования временной связи испытуемый нажимает на грушу без словесного подкрепления.

4. В отчетах необходимо схематически зарисовать рефлекторную дугу словесно-двигательного рефлекса.

РАБОТА № 2

Торможение условного словесно-двигатель­ного рефлекса у человека

Необходимо: испытуемый, прибор Иванова-Смоленского.

Учебно-исследовательская цель работы: ознакомиться с видами торможения условных рефлексов у человека.

Ход работы

1. У испытуемого вырабатывают условный словесно-двигательный рефлекс на свет белой лампочки.

2. Угасание условного рефлекса вырабатывают неоднократным предъявлением условного раздражителя без подкрепления командой «нажмите».

3. Исследуют обобщение или генерализацию условного рефлекса. Для этого проверяют реакцию на свет желтой или зеленой лампочки. Как правило, предъявление родственного раздражителя приводит к осуществлению условно-рефлекторной реакции.

4. Дифференцировочное торможение. Проверяют реакцию на условный (белая лампочка) и родственные раздражители (лампочки других цветов). При этом условный раздражитель подкрепляют, а родственные не подкрепляют. Через некоторое время реакция на родственные раздражители тормозится, тогда как на условный остается. В случае если у испытуемого плохо выражена дифференцировка, возможно отрицание реакции на родственные раздражители (команда «не нажимайте» или «плохо»).

5. Условный тормоз испытуемому с выработанным условным рефлексом на свет белой лампочки предъявляют одновременно два раздражителя, сочетание которых не подкрепляется (например, белая лампочка – красная лампочка). При этом один из раздражителей является условным, а другой – индифферентным. При неоднократном неподкреплении этого сочетания условно-рефлекторная реакция на него тормозится, но сохраняется на условный раздражитель.

6. Запаздывание. При выработке этого вида торможения увеличивают интервал между условным раздражителем (белая лампочка) и его подкреплением командой «нажмите». Этот вид внутреннего торможения проявляется в том, что условно-рефлекторная реакция при подаче условного раздражителя тормозится и проявляется с запаздыванием.

7. Внешнее торможение. Гаснущий тормоз. У испытуемого с выработанным условным рефлексом на свет белой лампочки проверяют несколько раз условно-рефлекторную реакцию. Затем одновременно с условным раздражителем подают сильный звуковой раздражитель и наблюдают исчезновение условно-рефлекторной реакции. Обычно это происходит только при первых предъявлениях внешнего раздражителя, так, 3–4-е предъявление уже сопровождается проявлением условного рефлекса.

8. В отчетах необходимо дать описательную характеристику видов внешнего и внутреннего торможения и назвать их основные механизмы.

РАБОТА № 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: