Во-вторых, оно является неодушевлённым и нарицатель-ным, относится ко 2-му типу склонения, среднему роду, упо-треблено в винительном падеже множественном числе

В-третьих, в предложении является многозначным вто-ростепенным членом: совмещает в себе значения обстоятель-ства места (солнце смотрит куда? на поля) и дополнения

(солнце смотрит на что? на поля).

 

Эти признаки характеризуют имена существительные, следовательно, слово поля является существительным.

 

2) Проанализируйте композиционные особенности приведённо-го рассуждения-доказательства: найдите тезис, аргументы, вывод. На-зовите слова, которые помогают организовать последовательность из-ложения.

 

3) Постройте своё устное рассуждение-доказательство одного из тезисов (на выбор).

 

1. В предложении Белая берёза под моим окном прина-крылась снегом, точно серебром из стихотворения СергеяАлександровича Есенина слово снегом является именем су-ществительным.

Собака — друг человека.

Лето — это самое замечательное время года.

186. Прочитайте текст и определите вид рассуждения, который в нём использован. Свой ответ обоснуйте.

 

Почему пчёлы набрасываются чуть ли не всей семьёй на человека, если он приближается к улью?

 

Оказывается, это происходит потому, что пчела, когда жалит, вместе с ядом выделяет вещество, которое своим за-пахом сигнализирует: опасность, враг! Получив такой при-


 


143


каз на языке запахов, остальные пчёлы немедленно броса-ются в атаку.

(С. Леднёв)

 

 

187. Пятиклассники определяли типы речи текстов из упражнения 180. Сравните рассуждения учеников, назовите композиционные элементы рассуждения и определите, в какой последовательности они располо-жены.


Первый текст — это рассуждение. Автор выдвигает тезис, что его кот является интеллектуалом, и доказывает его, приводя примеры мудрого поведения кота. Содержание этого текста нельзя запечатлеть на фотографии. Эти особен-ности композиции и содержания и позволяют сделать вывод, что текст является рассуждением.

Во втором тексте рассказывается о случае с котом. В нём перечислены последовательные действия, которые обо-значены глаголами совершенного вида. Чтобы передать рас-сказанное в тексте на фотографиях, понадобится несколько снимков. Следовательно, в тексте использовано повествова-ние.

188. Орфографический практикум.

 

У папы х..рошая, дли(н/нн)ая и лё..кая уд..чка, а п..пла-вок на ней светит(?)ся, чтобы вечером можно было рыбу л..вить. Поч(?)ти сразу папа выл..вил двух толстен(?)ких рыбок. Я налил в в..дёрко воды и пустил рыб туда. Они плав..ли и стук..лись лбами друг о друга. Я п..играл с ними

и выпуст..л обратно в оз..ро.

(И. Дегтярёва)

 

 

§ 21. Средства связи предложений

и частей текста

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: