В-третьих, в предложении является многозначным вто-ростепенным членом: совмещает в себе значения обстоятель-ства места (солнце смотрит куда? на поля) и дополнения
(солнце смотрит на что? на поля).
Эти признаки характеризуют имена существительные, следовательно, слово поля является существительным.
2) Проанализируйте композиционные особенности приведённо-го рассуждения-доказательства: найдите тезис, аргументы, вывод. На-зовите слова, которые помогают организовать последовательность из-ложения.
3) Постройте своё устное рассуждение-доказательство одного из тезисов (на выбор).
1. В предложении Белая берёза под моим окном прина-крылась снегом, точно серебром из стихотворения СергеяАлександровича Есенина слово снегом является именем су-ществительным.
Собака — друг человека.
Лето — это самое замечательное время года.
186. Прочитайте текст и определите вид рассуждения, который в нём использован. Свой ответ обоснуйте.
Почему пчёлы набрасываются чуть ли не всей семьёй на человека, если он приближается к улью?
|
|
Оказывается, это происходит потому, что пчела, когда жалит, вместе с ядом выделяет вещество, которое своим за-пахом сигнализирует: опасность, враг! Получив такой при-
143
каз на языке запахов, остальные пчёлы немедленно броса-ются в атаку.
(С. Леднёв)
187. Пятиклассники определяли типы речи текстов из упражнения 180. Сравните рассуждения учеников, назовите композиционные элементы рассуждения и определите, в какой последовательности они располо-жены.
Первый текст — это рассуждение. Автор выдвигает тезис, что его кот является интеллектуалом, и доказывает его, приводя примеры мудрого поведения кота. Содержание этого текста нельзя запечатлеть на фотографии. Эти особен-ности композиции и содержания и позволяют сделать вывод, что текст является рассуждением.
Во втором тексте рассказывается о случае с котом. В нём перечислены последовательные действия, которые обо-значены глаголами совершенного вида. Чтобы передать рас-сказанное в тексте на фотографиях, понадобится несколько снимков. Следовательно, в тексте использовано повествова-ние.
188. Орфографический практикум.
У папы х..рошая, дли(н/нн)ая и лё..кая уд..чка, а п..пла-вок на ней светит(?)ся, чтобы вечером можно было рыбу л..вить. Поч(?)ти сразу папа выл..вил двух толстен(?)ких рыбок. Я налил в в..дёрко воды и пустил рыб туда. Они плав..ли и стук..лись лбами друг о друга. Я п..играл с ними
и выпуст..л обратно в оз..ро.
(И. Дегтярёва)
§ 21. Средства связи предложений
и частей текста