На третьем семинарском занятии должен пройти Колоквиум на тему: «Ордынское иго на Руси: миф или реальность?»

СЦЕНАРИЙ Коллоквиума на тему:

«Ордынское иго на Руси: миф или реальность?»

Главной задачей данного оценочного средства является дополнение знаний, умений и навыков, полученных обучаемыми в ходе подготовки докладов и презентаций, навыками практического, критического восприятия информации, а также умениями планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа информации, полученной из различных исторических источников.

Коллоквиум - средство текущего или рубежного контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися по вопросам, вынесенных на коллоквиум.

Отличительной чертой проведения коллоквиума является личное непосредственное общение преподавателя со студентами, разделенными на группы в зависимости от отстаиваемой точки зрения, что позволяет повысить познавательный интерес обучаемых, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке, а также увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.

По окончании коллоквиума подводятся итоги работы студентов и делаются выводы по теме.

Ход коллоквиума: студенты заранее, на первом практическом занятии делятся на две группы в соответствии с отстаиваемой точкой зрения.

В исторической науке сложились две точки зрения на Ордынское завоевание Руси. Согласно устоявшейся точке зрения, нашедшей отражение у историков 18-19 вв., Ордынское иго, установившееся на Руси после похода Батыя, стало основной причиной её культурного и экономической отставания от Европы, нанесло колоссальный ущерб развитию русских земель.

Другая точка зрения гласит о том, что отношения между Ордой и Русью носили взаимовыгодный характер и стали одним из примеров симбиоза двух культур; Россия, в свою очередь, является исторической наследницей Монгольской державы на евразийском континенте.

Каждая группа самостоятельно готовится и результатом работы группы является коллективный устный доклад продолжительностью не менее 15 и не более 30 минут.

На занятии каждая группа в режиме дебатов обозначает также свою позицию по следующим вопросам:

а) форма и содержание взаимоотношений между русскими княжествами и Золотой Ордой;

б) культурные, экономические, политические последствия ордынского завоевания для русских земель;

в) взаимодействие между Русью и Золотой Ордой на уровне личностных контактов между русскими князьями и ордынскими ханами.

По окончанию коллоквиума подводятся итоги работы каждого студента, принимавшего участие в коллоквиуме, и делаются выводы по теме.

Источники и литература

1. Нашествие Батыя на Русь. 1237-1240 гг. // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1237_40batu.php

2. Повесть о разорении Рязани Батыем. 1237 г. // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1237batu.php

3. Слово о погибели русской земли // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1230_40slovo.php

4. Карамзин Н.М. История государства российского // http://www.hrono.ru/libris/lib_k/karamz00.php

5. Ключевский В.О. Курс русской истории // http://www.hrono.ru/libris/lib_k/klyuch00.php

6. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Мысль, 1993

7. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999

8. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - Тверь: Леан, 2000.

9. Кульпин Э. С. Золотая Орда -2-е издание - М.: Московский лицей, 2008.

10. Федосеев Ю. Русь и Золотая Орда – М.: Детектив-Пресс, 2006

Критерии оценки:

6-7 баллов – развернутый доклад, активное участие в дискуссии;

наличие глубоких и исчерпывающих знаний в объёме пройденного программного материала, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание источников и дополнительной рекомендованной литературы по теме - Высокий уровень освоения компетенций

3-5 баллов – развернутый доклад, участие в дискуссии; наличие твердых и достаточно полных знаний программного материала, незначительные ошибки про освещении заданных вопросов, знание основных исторических событий, наличие твердых знаний по историческим источникам, четкое изложение материала - Средний уровень освоения компетенций

1-2 балла – участие в коллективной работе, однократное дополнение к комментариям; участие в дискуссии; недостаточный уровень знаний пройденного материала, изложение ответов с ошибками, необходимость наводящих вопросов, знание основных исторических фактов.-  Низкий (Пороговый уровень) освоения компетенций

 

На десятой неделе должна пройти Деловая игра.

 

Деловая (ролевая) игра по дисциплине « История»

1 Тема (проблема, ситуация) «1917 год в судьбе России: время альтернатив».

Концепция игры

Ход игры:

На занятии каждая группа в режиме дебатов обозначает свою позицию по следующим вопросам:

а) представления о будущем развитии страны, совершенствовании политической системы;

б) экономические преобразования;

в) решение социальных проблем.

Задача аудитории – проанализировать предоставленные позиции по следующим критериям:

а) актуальность программных установок, их новизна

б) уровень их практического применения в конкретных исторических условиях

в) возможные последствия.

По итогам дебатов определяются победители.

3 Роли:

Студенты делятся на группы в соответствии с основными политическими силами (партиями), представляющими определенную альтернативу развития. Каждая группа самостоятельно знакомится с источниками: программами партий, выступлениями и декларациями политических лидеров, и т.д.

Ожидаемый (е) результат (ы)

Деловая игра направлена на развитие практических навыков студентов, совершенствование полученных теоретических знаний. Занятия позволяют выявить усвоенные студентами знания по новейшей истории России; определить степень закрепления материала по темам, связанным с изучением эволюции российской государственности в начале XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: