Методические рекомендации по подготовке доклада

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

В ЮФУ дейстсвует единая учебная программа по истории.

Курс будет длиться один семестр и состоит из двух учебных модулей.

Формой аттестации по курсу является дифференцированный зачет, т.е. экзаменационной процедуры не будет, но в зачетке и дипломе будет стоять оценка.

 

Модуль 1. “История древнего мира и средних веков” будет длиться с первой по пятую неделю.

В этом модуле студент может заработать до 35 баллов, в том числе до 25 баллов в рамках текущего контроля и 10 баллов в рамках рубежного контроля.

В рамках текущего контроля студент может заработать до 8 баллов за доклад с презентацией, до 5 баллов за выступление на семинарском занятии (за активную работу, участие в дискуссиях и обсуждениях на семинарских занятиях), до 7 баллов за участие в коллоквиуме, до 5 баллов за устный опрос (за хорошую посещаемость занятий).

Рубежный контроль будет производиться в форме Тестирования знаний, в ходе которого студент может заработать до 10 баллов.

 

Модуль 2. “История нового и новейшего времени” будет длиться с пятой недели до конца семестра.

В этом модуле студент может заработать до 65 баллов, в том числе 45 баллов в рамках текущего контроля и 20 баллов в рамках рубежного контроля.

В рамках текущего контроля студент может заработать до 11 баллов за эссе с презентацией, до 5 баллов за выступление на семинарском занятии (за активную работу, участие в дискуссиях и обсуждениях на семинарских занятиях), до 7 баллов за участие в круглом столе, до 7 баллов за участие в деловой игре, до 15 баллов за устный опрос (за хорошую посещаемость занятий или за прохождение онлайн-курса).

Рубежный контроль будет производиться в форме Итогового тестирования знаний, в ходе которого студент может заработать до 20 баллов.

Также у студента будет воможность заработать до 10 бонусных баллов либо за участие в социальных исследованиях, проводимых кафедрой, либо за участие в конференции по тематике дисциплины, либо за публикацию научной работы по тематике дисциплины.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Главной задачей данного оценочного средства является выработка у обучаемых навыков владения приемами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.), а также навыков построения публичной речи и аргументации.

Методические рекомендации по подготовке доклада.

Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор материала, изучив необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы.

Темы докладов распределяются между студентами преподавателем на первом практическом занятии первого модуля из расчета 1 доклад на одного студента.

Доклад предполагает развернутое устное выступление, предполагающее аргументированное историческое описание (рассказ о событиях, процессах, явлениях) и объяснение (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.) сделанное на основе данных, содержащихся в изученной литературе.

Источниками информации для подготовки доклада являются: научная и учебно-методическая литература (учебники, учебные пособия, монографии, авторские статьи; официальные статистические и эмпирические данные, справочная литература).

     Основными этапами подготовки доклада являются:

- выбор темы;

- подготовка плана доклада;

- работа с источниками и литературой, сбор материала;

- написание текста доклада;

- оформление рукописи и предоставление ее преподавателю до начала доклада, что определяет готовность студента к выступлению;

- выступление с докладом, ответы на вопросы.

Тематика доклада предлагается преподавателем. Доклад должен быть подготовлен в печатной форме с презентацией (15-20 слайдов). Студент должен провести домашнюю репетицию устного выступления с докладом и удостовериться, что по времени доклад укладывается в отведенные для него 7 – 10 минут.

 В докладе должна быть обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы. Важно раскрыть тему полностью, выдержать объём, соблюсти требования к внешнему оформлению, иметь ссылки на источники и литературу.

Очередность, порядок и необходимость заслушивания докладов определяется преподавателем. Доклад не принимается и не зачитывается студенту, если студент оказался не готовым к устному выступлению со своим докладом, когда подошла его очередь выступать за исключением случаев отсутствия студента на соответствующем занятии по уважительным причинам.

В электронном и печатном виде общий объем доклада должен быть не менее 7 и не более 20 страниц печатного текста следующего формата: левое поле страницы - 2 см., правое - 2 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см., абзац должен соответствовать 1,25 см.; текст печатается через 1,5 интервала. Рекомендуется использовать шрифт: Times New Roman, размер шрифта - 14 пт. На первой странице должны быть обязательно указаны ФИО и шифр учебной группы студента.

Критерии оценки:

7-8 баллов - Ответ отличает четкая логика и знание материала, точное понимание рамок вопроса, даны ссылки на первоисточники, дополнительную научную литературу; обоснована собственная позиция по отдельным проблемам. Ответ отличает безупречное знание фактического материала, базовой терминологии, сути основных дискуссий по проблематике вопроса в исторической науке. Презентация оформлена в соответствии с установленными требованиями    -       Высокий уровень освоения компетенций

4-6 баллов - Вопрос в целом раскрыт правильно, логика ответа выстроена хорошо. Даны ссылки на первоисточники. Однако имеются определенные пробелы в знании базовой терминологии и фактического исторического материала. Презентация оформлена в соответствии с установленными требованиями, но не отражает полностью раскрываемую проблему - Средний уровень освоения компетенций

2-3 балла - Ответ на вопрос дан неполно, логика ответа недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Отсутствуют ссылки на источники и научную литературу. Базовая терминология и основной фактический исторический материал в основном усвоены. Презентация не отражает ответ на вопрос-  Низкий (Пороговый уровень) освоения компетенций

0-1 баллов - Студент не знает вопрос до конца, не владеет навыками анализа и толкования первоисточников и научной литературы, путается в основных базовых понятиях и фактах, не в состоянии раскрыть содержание основных терминов. Презентация не соответствует установленным требованиям или отсутствует - Компетенции не освоены.

Темы докладов с презентациями:

1. Особенности социально-исторического и культурного развития Древнего Египта.

2. Особенности социально-исторического и культурного развития цивилизаций Передней Азии.

3. Особенности социально-исторического и культурного развития цивилизаций Древнего Китая.

4. Особенности социально-исторического и культурного развития цивилизаций Древней Индии.

5. Становление полисной цивилизации в Греции.

6. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

7. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

8. Религии Древнего мира.

9. Возникновение мировых религий.

10. Великое переселение народов и его исторические результаты.

11. Государства Европы VIII—XІ вв.

12. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.

13. Быт и хозяйство восточных славян.

14. Славянский пантеон и языческие обряды.

15. Предпосылки образования государства у восточных славян.

16. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

17. Крещение Руси. Значение христианства в становлении национальной культуры.

18. Политическая раздробленность и ее причины.

19. Церковь и общество в XI–XIII вв.

20. Крестовые походы.

21. Процесс самоидентификации европейских государств в XIII - первая половина XVI вв.

22. Русь в эпоху феодальной раздробленности.

23. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

24. Великий хан Монголии (исторический портрет).

25. Характер и особенности объединения Руси. Формирование органов центральной и местной власти.

26. Взаимоотношения Московского княжества и русско-литовского государства ХIII–ХIV вв.

27. Роль православной церкви в процессе «собирания русских земель (XIV – XV вв.). Монастыри как центры русской культуры.

28. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

29. Тенденции развития государств в период позднего средневековья.

30. Людовик XIV. Король Солнце.

31. Людовик XVI (исторический портрет).

32. Король Львиное Сердце (исторический портрет).

33. Основатель Османской империи – Осман I Гази.

34. Россия в царствование Ивана Грозного.

35. Нравы и обычаи в XIV – XVII в. «Домострой».

36. «Смутное время» в истории российского государства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: