Философия, круг ее проблем и роль в обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. 1

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 5

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 18

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 23

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 29

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 33

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 41

БЫТИЕ. МАТЕРИЯ.. 45

ДИАЛЕКТИКА.. 54

СОЗНАНИЕ. 55

ПОЗНАНИЕ. 58

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.. 61

ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.. 72

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.. 84

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.. 88

НАУКА КАК ЧАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 91

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

И мифология, и религия, и философия различными способами и в различных формах осмысляют сходные вопросы: о сущности бытия, о природе и происхождении мира, о смысле человеческой жизни и смерти, об идеалах и ценностях, которым должен следовать человек и т.п. Поэтому важно понимать, в чем заключается их единство, а в чем – коренные различия.

Мифология (от греч. mifos – сказание, предание) является древнейшей формой духовной жизни общества. Мифы – это фантастические, художественно – образные сказания о сотворении мира, о делах и подвигах богов и героев, об испытаниях на жизненном пути человека, о наиболее важных явлениях природы и отношениях людей в обществе. Они формировали представление о мире, выполняли важные воспитательные функции, утверждая в сознании людей принятые нормы и ценности, обеспечивали целостность духовной жизни общества и связь поколений.

Отличительные черты мифологии: 1) художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека; 2) иррационально-фантастический характер, широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве; 3) антропоморфизм, т.е. перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил; 4) слитность, нерасчлененность миропонимания; 5) по своей сути мифология была продуктом народного творчества, обобщала опыт народной жизни.

Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм миропонимания – религии и философии.

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного Абсолюта (Бога), который признается верховным, священным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибуты религии: 1) вероучение (религиозная доктрина, в которой раскрываются присущие данной религии представления о Боге, мире и человеке), 2) церковь (религиозная организация, учреждения, священнослужители, ведущие работу с верующими) и 3) культ (система религиозных ритуалов, обрядов, таинств).

Религиозное сознание впитало в себя многие мифы. Для него в той или иной мере присущи все отмеченные выше черты мифологии. Однако религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств: 1) жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом. Поэтому, тексты (книги), содержащие вероучение (Библия, Коран, Тора и др.) считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь; 2) главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности играют в лучшем случае подчиненное значение. Превосходство веры над разумом в религиозном сознании выражает известная формула одного из первых христианских богословов Квинта Тертуллиана: «верую, потому, что абсурдно».

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII – VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае. Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию «единого во всем».

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху «осевого времени», отличается от мифологии и религии следующими качествами: 1) рациональным характером объяснения действительности (базированием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью); 2) рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, «вечным» проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным «зеркалом» не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание; 3) свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в «абсолютные» авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: «подвергай все сомнению», является одним из ее стержневых идеалов.

Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео» – люблю, «софия» – мудрость). Современная философия – это наука и, более того, – ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Основные качества, которые философия стремится развить в каждом человеке:

– Широта, масштабность и глубина осмысленного опыта.

– Способность и склонность к обобщениям, к уразумению смысла происходящего.

– Всесторонность видения действительности.

– Развитие рефлексивного мышления[1].

– Умение находить «золотую середину» при решении сложных проблем[2].

– Способность к предвидению будущего[3].

 

Основные функции философии

Главное назначение философии – помочь человеку мудро и осмысленно избрать свой жизненный путь, определить идеалы и смысл жизни, выработать надежные ориентиры понимания действительности, сформировать стратегию ответственной, продуктивной деятельности. Это предполагает глубокое понимание закономерностей бытия, овладение научными методами познания и деятельности, понимание природы общества и основ существования человека в мире. Обобщая этот спектр проблем, можно выделить следующие основные функции философии:

– мировоззренческая;

– познавательная;

– методологическая;

– интегративная;

– критическая;

– духовно-гуманистическая.

Мировоззренческая функция философии состоит в формировании целостного научного мировоззрения. Эту функцию она реализует на основе решения следующих мировоззренческих проблем: Какова природа, происхождение и перспективы мира, в котором мы живем? Чем вызываются изменения, происходящие в мире? В чем состоит сущность человека и каково его место в мире? Является ли возникновение человека, общества, разума случайным эпизодом в развитии Вселенной или же они закономерно и необходимо укоренены в ее бытии? Как возникло и по каким законам эволюционирует человеческое общество, каковы возможности и варианты его дальнейшего развития? Какими качествами необходимо обладать, чтобы иметь основание считать себя достойным человеком? В чем заключается разумное и ответственное отношение к действительности?

Задача философии – объединять, синтезировать эти фрагментарные картины в целостную, всеобъемлющую картину действительности. Тем самым философия стремится ответить на фундаментальные вопросы, характеризующие мир в целом.

Познавательная функция проявляется в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Методологическая функция философии состоит в формировании наиболее общих методических ориентиров продуктивной деятельности. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика в области физических явлений, биология в области явлений живой природы и т.д.). Поскольку главной сферой философии является всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности. Практика человеческой деятельности убеждает, что для достижения надежных результатов в решении сложных проблем необходимы и методы философии и методы конкретных наук. Они не заменяют, а взаимодополняют друг друга, соотносятся друг с другом как стратегия и тактика. Философия определяет стратегические ориентиры исследования объекта; методы частных наук дают тактические приемы, подробные рецепты познания и деятельности, которые конкретизируют требования философских методов с учетом специфических особенностей объекта.

Интегративная функция философии обусловлена ее ориентацией на целостное постижение мира. В сфере научного познания философия, осмысляя опыт развития конкретных наук, выявляет интегративные взаимосвязи между ними, формирует целостную, научную картину мира, объединяет отдельные науки в сложные комплексы для решения крупных, многоаспектных проблем.

Критическая функция философии отражает присущий здравому человеческому разуму дух сомнения, противоречия, критического мышления. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижения перед обществом назревающих глубинных проблем.

Духовно-гуманистическая функция философии состоит в развитии у человека высокой духовности, стремления овладеть богатствами культуры и нравственности, чувства сопричастности и отзывчивости ко всему живому, человеческому, где бы оно ни находилось. Философия стремится защитить человека от духовной серости, потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь.

Таким образом, без овладения основами философского мышления невозможно осмысленно жить и действовать в современном все более сложном, во многом безумном и искореженном мире, где нарастает спутанность всех ориентиров и оценок.

 

Философы о философии и ее предназначении

Древнегреческий философ Эпикур (IV-Ш вв. до н.э.): «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души».

Древнеримский философ Сенека (I в. н.э.) советовал своему другу: «Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов».

Философ и математик Р. Декарт считал, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют».

Немецкий философ Г. Гегель (XIX век): «Философия есть... эпоха, постигнутая в мысли».

Русский философ XIX в. В.С.Соловьев: «философия, осуществляя... человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу... Она делает человека вполне человеком».

Русский философ XX века Н.Бердяев: «Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни»... Философия всегда была прорывом из бессмысленного... принуждающего и насилующего нас... мира к миру смысла».

Современный немецкий философ Юрген Хабермас: «Философ – диагност своего времени».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: