Лекция № 3. Дошкольное детство

ЛЕКЦИЯ № 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Основные понятия темы: возрастная психология, детская психология, психология подростка, психология юности, дифференциальная психология, психодиагностика, метод, методика психологических исследований, методология, психодиагностика, психическое развитие.

 

Теоретические и практические задачи возрастной психологии, их значение и ме­сто в системе психолого-педагогических знаний. Основные ее разделы: детская психо­логия, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого чело­века, геронтопсихология. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей, социальной, педагогической и практической психологией, с педагогикой и со­циальной педагогикой, с частными методиками, философией.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ.

       Основные понятия темы: ведущая деятельность, возраст, движущие силы развития, зона ближайшего развития, кризис (возрастной), психическое но­вообразование, психическое развитие, сензитивный период, социальная ситуация развития, темп развития, условия развития, факторы развития, норма психического развития, дизонтогенез.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы понимаете, что такое возраст?

2. Что такое психическое развитие и кто его может определить?

3. Какие условия влияют на развитие человека?

4. Почему нужны периодизации психического развития человека? Почему их существует достаточно много?

5. Что такое возрастной период развития? Как происходит переход от одного периода к другому?

6. Что такое возрастные кризисы? Как узнать, что человек переживает возрастной кризис?

7. От каких причин зависит темп психического развития?

8. Как вы понимаете отклонения в развитии:….?

 

Проблема психического развития в возрастной психологии. Роль биологических и социальных факторов, в психическом развитии человека; предпосылки, определяю­щие развитие; условия психического развития; взаимодействие биологических и соци­альных факторов.

Развитие психики: условия, источники, движущие силы и механизмы. Развитие и обучение. Закономерности психического развития. Основные ступени развития человека. Понятие о сензитивных периодах раз​вития психики. Кризисы возрастного развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования.

Норма в психологии. Типология дизонтогенеза. Регрессия, ретардация, асинхрония. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. Материнская депривация. Индивидуальные особенности психического развития детей. Темп психического развития.

ЛЕКЦИЯ № 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ. МОЗГ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Основные понятия темы: психофизиология, принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип латерализации в работе больших полушарий, компенсаторные возможности мозга, психическое развитие, обучение.

Проблема отношения психических процессов и мозга. Принципы функциональной организации человеческого мозга. Три основных «блока» головного мозга (блок тонуса коры или энергетический блок; блок приема, переработка и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля деятельности).

Индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий (три основных типа организации мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный), моторная асимметрия, мануальная асимметрия, феномен асимметрии ног. Асимметрия лица.Сенсорная асимметрия.

Принцип латерализации в работе больших полушарий (А.Р. Лурия). Принцип системности (Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия).

Принцип динамической локализации психических функций в головном мозге (И. П. Павлов, А. А. Ухтомский). Неравномерный характер процесса развития морфологических структур и функциональных систем мозга.Мозговые структуры и психическое развитие ребенка. Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период, разработанная К. Ханнафордом. Первичные и вторичные нарушения по Л.С.Выготскому. Явления задержанного или нарушенного развития корковых функций. Компенсаторные возможности детского мозга. Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

Сознание и мозг. Развитие сознания у ребенка (развитие и обучение).

 

ЛЕКЦИЯ № 3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО.

Основные понятия темы: дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возрастной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожденностъ, норма (нравственная), образно-схематическое мышление, ориентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм, школьная зрелость.

 

Стадия новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорож­денного. Комплекс оживления — основное новообразование периода новорожденное.

Младенчество. Основные особенности физического и психического развития и их взаимосвязь. Непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельно­сти в младенческом возрасте. Кризис первого года жизни.

Раннее детство. Основные психические новообразования, характерные для этого периода. Предметно-орудийная деятельность — ведущий вид деятельности в раннем детстве. Умственное развитие ребенка в этот период. Предпосылки формирования лич­ности в раннем детстве.

Кризис трех лет. Дошкольный возраст. Особенности психического развития дошкольника. Игра как ведущая деятельность в этом возрасте. Продуктивные виды деятельности, элементы, тру­да и учения в дошкольном детстве. Развитие личности дошкольника: условия развития, формирование сознания и самосознания, формирование нравственных качеств, особен­ности развития воли и чувств. Умственное развитие дошкольника: развитие речи и мыш­ления, особенности сенсорного развития и основных психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения). Значение влияния взрослых и семейной микросреды на развитие его личности. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности — основное новообразование дошкольного возраста.

Проблема кризиса шести—семи лет. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — социаль­но-психологическая, интеллектуальная, волевая. Экспериментальные методы изучения школьной зрелости.

Эмоциональные проблемы в дошкольном возрасте и пути их преодоления. Застенчивость и агрессивность. Страхи. Депрессия и стресс.

ЛЕКЦИЯ № 4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

Основные понятия темы: адаптация, внутренний план действий, познавательный интерес, эмоциональная непосредственность, позиция школьника, социальный мотив, рефлексия, теоретическое мышление, внутренний мотив, универсальное учебное действие, мета-компетенция, специальные способности, общие способности, школьная дезадаптация, оценка, отметка.

 

Проблема психологической готовности к школе. Дезадаптация к школе. Психолого-педагогическая помощь первокласснику.

Общая психологическая характеристика младших школьников. Анатомо-физиологические данные о развитии мозга ребенка в 6—10 лет. Психологическая пере­стройка, связанная с поступлением ребенка в школу.

Учебная деятельность — ведущий тип деятельности в младшем школьном воз­расте. Мотивы учения младших школьников. Психологические новообразования у них в процессе учебной деятельности (произвольность, внутренний план действий, само­контроль, рефлексия). Психологические особенности игровой и трудовой деятельности у детей младшего школьного возраста.

Особенности познавательной деятельности младшего школьника. Теоретические и экспериментальные данные о развитии ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Особенности речевой деятельности, речевого развития и общения младших школьников. Психологический анализ причин их невнимательности, способов ее предупреждения и преодоления.

Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника. Интересы и по­требности. Развитие личности младшего школьника: особенности формирования само­оценки, самосознания, нравственного развития. Эмоциональные проблемы в младшем школьном возрасте и пути их преодоления. Страх. Депрессия и агрессивность. Ложь и воровство. Соперничество между детьми.

Психологические предпосылки перехода в подростковый возраст — развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии. Формирование адекватного отношения к учению и развитие познавательных интересов у младших школьников. Развитие произвольности поведения и деятельности. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе. Роль игры, спорта, общественно-полезной деятельности, общения в развитии личности младшего школьника и подго­товке к переходу в подростковый возраст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: