Психологические задачи

Задача № 1. «Ролевое проигрывание ситуаций» (с 5 лет)

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

 

Задача № 2. «Польза и вред эмоций»

Инструкция: Объединитесь в микрогруппы. Каждая группа получает карточку, на

которой перечислены названия четырех эмоций. Заполните таблицу и подберите иллюстрации из жизни. Время работы 3-5 минут.

Эмоция Ее польза Ее вред
Радость    
Злость    
Печаль    
Стыд    

Обсуждение.

 

 

Психологические задачи

Задача № 1.

Ученик 1 класса стоял на столе, топал ногами, плакал и выкрикивал: «Я самый красивый, самый умный! Я самый, самый!…» Истерика ребенка была налицо. Выяснилось, что дома мама считала сына «самым, самым», и когда учительница обошла его похвалой, он так бурно прореагировал.

Как бы вы поступили на месте учительницы? Как можно предупредить подобное поведение школьников?

КЕЙСЫ

Критерии оценивания кейса:

1. Дан анализ ситуации: выявлена причина явления, дана оценка действий и мотивов участников ситуации.

2. Распознан возраст и названы его закономерности, сделан прогноз развития ситуации при действии или бездействии его участников.

3. Правильно интерпретированы, описанные факты поведения участников ситуации.

4. Теоретически обоснованы обнаруженные закономерности с грамотным использованием терминологии.

5. Предложены необходимые рекомендации для этой ситуации взрослым: родителям и/или педагогам.

Помощь в решении кейсов могут оказать вопросы, представленные в конце каждого из них

 

Кейс №1. Мама маленького Антона пришла к психологу, описав следующую ситуацию: в последнее время в последнее время ее малыш стал очень капризным. Часто отмечаются вспышки аффективных реакций. Особенно остро ребенок реагирует на запреты: громко кричит, падает на пол, стучит руками и ногами…

Вопросы:

1. О каком феномене в данной ситуации идет речь?

2. Какова причина подобного поведения Антона?

3. Какие рекомендации можно в этой ситуации дать родителям?

Кейс №2. Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил свое отношение к приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребенок стал капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к ним и толкал, показывая свое недовольство, хотя до этого он положительно и спокойно реагировал на взрослых.

Он также не мог спокойно воспринимать то, что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял их. На тот момент мальчик был единственным ребенком в семье и требовал внимания и исполнения всех своих капризов.

Вопросы:

1. Чем обосновано такое поведение мальчика?

2. Какова причина возникновения подобного явления?

3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?

 

 

Кейс №3. Ребенок на четвертом году жизни обнаружил следующее поведение: все, что он требовал, должно было исполняться. Например, когда он шел с матерью по улице, то требовал, чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя бумажка была ему совсем не нужна.

Когда окружающие отказывались исполнять его желания, он бросался на пол, начинал громко кричать, бить руками и ногами, демонстрируя припадки бессильной злобы.

Вопросы:

1. Каков психологический механизм подобного поведения?

2. Всем ли детям этого возраста свойственна такая форма поведения?

3. Какие рекомендации можно дать родителям в данной ситуации?

Кейс №4. Мальчик – старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие моменты. Он, например, хочет есть, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, мальчик обязательно начнет просить есть. Если мама куда-нибудь уходит из дома, то и он просится с нею.

Но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду», как только мама возвращается за ним, снова отказывается идти. И так может повторяться многократно; причем ребенок в это время начинает плакать.

Вопросы:

1. Какие качества личности проявляются в поведении дошкольника?

2. Ваши рассуждения и предложения о том, как строить воспитательную работу

Кейс №5. Нина учится в одиннадцатом классе. «Круглая» отличница. Всегда с интересом относилась к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов. Вызывая симпатию у учителя, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата.

Вопросы:

1. Какими особенностями юношеского возраста объясняется поведение Нины?

2. Почему у Нины на самом деле не складываются взаимоотношения с мальчиками?

3. Как помочь девочке поверить в себя?

Кейс №6. Катя, ученица пятого класса, проявляет повышенный интерес ко многим школьным предметам: литературе, истории, иностранным языкам. На уроках девочка часто задает интересующие ее вопросы. Катя сильно расстраивается, если не может выполнить задание, которое дает учитель. Девочка с удовольствием занимается дополнительно по предметам как сама, так и с репетиторами. На вопросы: «Почему ты читаешь не только школьную программу, зачем хочешь знать много языков?» –девочка отвечает, что читать литературу ей интересно, а языки она учит, потому что хочет общаться с разными людьми.

Вопросы:

1. Какой тип ведущей деятельности характерен для Кати?

2. Что можно сказать об учебной мотивации девочки?

 

Кейс №7. Диме трудно давалась физика. Однажды, исправляя «3» по этому предмету, он готовил доклад. Для иллюстраций к докладу ему пришлось искать интересные задачи и описания физических опытов. Исправив отметку, мальчик продолжал читать книги по физике и записался в кружок «Юный физик».

Вопросы:

1. Что послужило поводом к увлечению физикой?

2. Как называется такой феномен в психологии?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: