Основные понятия темы: аддиктивное поведение подростков, акселерация, амбивалентность, вандализм, референтная группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, кризис (отрочества, юности), любовь, мировоззрение, подростковый возраст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность, чувство взрослости. Я-концепция.
Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом и юношеском возрастах. Социальная ситуация развития подростка и старшего школьника. Специфика кризиса отрочества и кризиса юности. Основное противоречие между потребностью в самоутверждении и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка. Подросток и взрослые. Проблемы акселерации и инфантильности в подростковом и юношеском возрастах. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников в период полового созревания. Девочка—девушка—женщина. Мальчик—юноша—мужчина. Сравнительный анализ физического, психического и личностного развития.
Особенности личности и межличностных отношений в подростковом и юношеском возрастах. Специфика самосознания подростков. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Учебно-профессиональная деятельность — ведущий вид деятельности в старшем школьном возрасте. Осознание себя как личности в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Формирующееся мировоззрение, убеждения, потребность в личностном самоопределении, определение смысла жизни — центральные новообразования ранней юности.
Межличностные отношения в классном коллективе и неформальных молодежных объединениях. Дружба в подростковом возрасте. Детская влюбленность. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Психологические проблемы полового просвещения и воспитания подростков, юношей и девушек. Роль родителей и своевременной медико-психологической помощи подросткам и старшим школьникам по предупреждению и преодолению кризисных ситуаций.
Особенности познавательной деятельности и развитие познавательных процессов в учебной деятельности. Тенденция к снижению интереса к учебе и развитие познавательных интересов в учебной и вне-учебной деятельности. Развитие интересов старшеклассников к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных (в том числе и коммерческих) задач — предпосылка к формированию познавательных мотивов к учению.
Взаимосвязь познавательных и профессиональных интересов, особенностей поведения и учебной деятельности старших школьников. Психологические особенности профессионального самоопределения в период взросления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ПРАКТИКУМ № 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ.
Самозачет по теме: психическое развитие, сензитивный период развития,возраст, движущие силы развития, зоны ближайшего и актуального развития, кризисы развития, психическое новообразование, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, факторы развитии, возрастная периодизация.
Терминологический диктант.
Задание: В течении одной минуты письменно дайте определение понятиям (вытягивается одна карточка, содержащая 2 из предложенных терминов, представленных в задании для самозачета к практикуму).
Критерии оценивания
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о предмете и объекте психологии развития. Основные законы развития.
2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность.
· Биологические предпосылки;
· Взаимодействие биологических и социальных факторов.
- Зарубежные и отечественные теории психического развития.
- Суть теории детского развития Л.С. Выготского.
5. Проблемы возраста в психологии.
- Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования.