Лекция № 5. Особенности развития в подростковом и старшем школьном возрасте

Основные понятия темы: аддиктивное поведение подростков, акселерация, амбивалентность, вандализм, референтная группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное обще­ние, инфантилизм, кризис (отрочества, юности), любовь, мировоззрение, подростковый воз­раст, половое воспитание, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспита­ние, самоопределение, самосознание, суб­культура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность, чувство взрослости. Я-концепция.

 

Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом и юношеском возрастах. Социальная ситуация развития подростка и старшего школьника. Специфи­ка кризиса отрочества и кризиса юности. Основное противоречие между потребностью в самоутверждении и возможностями ее осуществления как движущая сила психиче­ского развития подростка. Подросток и взрослые. Проблемы акселерации и инфан­тильности в подростковом и юношеском возрастах. Некоторые особенности психосек­суального развития и полоролевого поведения школьников в период полового созрева­ния. Девочка—девушка—женщина. Мальчик—юноша—мужчина. Сравнительный ана­лиз физического, психического и личностного развития.

Особенности личности и межличностных отношений в подростковом и юноше­ском возрастах. Специфика самосознания подростков. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Учебно-профессиональная дея­тельность — ведущий вид деятельности в старшем школьном возрасте. Осознание себя как личности в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Формирующееся миро­воззрение, убеждения, потребность в личностном самоопределении, определение смы­сла жизни — центральные новообразования ранней юности.

Межличностные отношения в классном коллективе и неформальных молодеж­ных объединениях. Дружба в подростковом возрасте. Детская влюбленность. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Психологические проблемы полового просвещения и воспитания подростков, юношей и девушек. Роль родителей и своевременной медико-психологической помощи подросткам и старшим школьникам по предупреждению и преодолению кризисных ситуаций.

Особенности познавательной дея­тельности и развитие познавательных процессов в учебной деятельности. Тенденция к снижению интереса к учебе и развитие познавательных интересов в учебной и вне-учебной деятельности. Развитие интересов старшеклассников к теоретическим пробле­мам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных (в том числе и коммерческих) задач — предпосылка к формирова­нию познавательных мотивов к учению.

Взаимосвязь познавательных и профессиональных интересов, особенностей по­ведения и учебной деятельности старших школьников. Психологические особенности профессионального самоопределения в период взросления.

 


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ № 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ.

Самозачет по теме: психическое развитие, сензитивный период развития,возраст, движущие силы развития, зоны ближайшего и актуального развития, кризисы развития, психическое но­вообразование, ведущая деятельность, социальная ситуация развития, факторы развитии, возрастная периодизация.

Терминологический диктант.

Задание: В течении одной минуты письменно дайте определение понятиям (вытягивается одна карточка, содержащая 2 из предложенных терминов, представленных в задании для самозачета к практикуму).

 

Критерии оценивания

 Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о предмете и объекте психологии развития. Основные законы развития.

 

2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность.

· Биологические предпосылки;

· Взаимодействие биологических и социальных факторов.

  1. Зарубежные и отечественные теории психического развития.
  2. Суть теории детского развития Л.С. Выготского.

5. Проблемы возраста в психологии.

  1. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: