Два уменьшенных трезвучия

Уменьшенные трезвучия строятся там же, где и ум5: на VII cтупени мажора VIIг минора, а также на II ступени минора и гармонического мажора. Обозначаются – VII53 в мажоре и VII53г в миноре, и соответственно – II53 в миноре и II53г в мажоре. Уменьшенные трезвучия имеют особенности разрешения: уменьшенная квинта разрешается в соответствующую терцию, а терцовый тон аккорда идет вверх или вниз в соседний устой.

В музыкальной практике уменьшенные трезвучия либо входят в состав четырехзвучных аккордов (V7, VII7, II7), либо используются в виде секстаккордов.

Главное при разрешении ум53 с обращениями – правильно разрешить входящий в их состав тритон.

Звуки при разрешении обращений аккорда ведут себя так же, как при разрешении основного вида аккорда. Исключение: D7 с обращениями (каждое обращение D7 имеет свое разрешение).

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие строится в гармоническом мажоре на VI пониженной ступени, в гармоническом миноре – на III ступени.

 

Мажор Минор
  VI53г → I64 строится на VIb cтупени     III53г → I6 строится на III ступени
  VI6г → I53 cтроится на I cтупени   III6г → I64 строится на V ступени
  VI64г→ I6 cтроится на III ступени   III64г → I53 строится на VII#  

 

VII7

Вводный септаккорд – четырехзвучный аккорд, содержит все неустои лада.

В натуральном мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд (мVII7), в гармонических ладах – уменьшенный вводный септаккорд (умVII7). Разрешаются они одинаково: непосредственно в тонику или через близлежащую четырехзвучную доминанту (внутрифункционально).

 

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение Разрешение
мVII7 VII + II + IV +VI м3 + м3 + б3 I53 с удвоением терцового тона (х3I53)
мVII65 II + IV + VI + VII м3 + б3 + б2 I6 с удвоением терцового тона (х3I6)
мVII43 IV + VI + VII +II м3 + б2 + м3 I6 развернутый (I6) разв.
мVII2 II + IV + VI + VII б2 + м3 + м3 I64 с удвоением терцового тона (х3I64)

 

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение Разрешение
умVII7 VII + II + IV +VI м3 + м3 + м3 I53 с удвоением терцового тона (х3I53)
умVII65 II + IV + VI + VII м3 + м3 + ув2 I6 с удвоением терцового тона (х3I6)
умVII43 IV + VI + VII +II м3 + ув2 + м3 I6 развернутый (I6) разв.
умVII2 II + IV + VI + VII ув2 + м3 + м3 I64 с удвоением терцового тона (х3I64)

 

Внутрифункциональное  разрешение вводных септаккордов

7

 

2                               65

 

43

VII7 – V65 – х8I53

VII65 – V43 – I53

                            разв. 

VII43 – V2 – х8I6

VII2 – V7 – хх8I53

                              неп.

 

Группировка

Группировка бывает инструментальной и вокальной.

Инструментальная группировка

Группировка – разделение длительностей внутри такта, соответствующее строению размера. Сколько счетных долей в такте, столько же должно быть и групп длительностей.

1. Если ноты одной длительности, то они объединяются под одно ребро.

2. В размере 3/8 в силу мелкоты длительностей надо объединять ноты под одно ребро.

3. В простых размерах группировка совершается по долям.

4. В сложных размерах и смешанных размерах надо отделять друг от друга простые размеры, входящие в их состав.

5. В сложных размерах нельзя удлинять ноту с точкой от слабой к относительно сильной доле (надо использовать лигу).

 Любая длительность может быть заменена паузой.

Вокальная группировка

В вокальной группировке обязателен текст: на каждый слог – одна длительность.

Длительности, объединенные лигой «говорят» о распеве данного слога.

Строение музыкальной речи

Синтаксис – от греческого syntaxis – составление, приведение в порядок.

В музыкальной речи – внутренне строение периода (предложения, фразы, мотивы).

Момент членения в музыке – цезура.

Единицы музыкальной речи:      

Период

 ↓

Предложение

Фраза

Мотив

Мотив – мельчайшая единица музыкальной речи; тематическая единица, имеющая, как правило, одну сильную долю.

Фраза – построение, объединяющее два или несколько мотивов, обладающее мелодической законченностью.

Предложение – часть периода, ограниченная каденцией.

Период – наименьшее музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль.

Самая крупная синтаксическая ← период → самая мелкая композиционная единица.

По тематическому строению периоды делятся на:

1. Период повторного строения – предложения схожи в началах, но различны в каденциях.

2. Период не повторного строения – предложения тематически различны.

3. Период единого строения – не делится на предложения.

По гармоническому строению периоды делятся на:

1. Однотональный, тонально замкнутый (заканчивается устойчиво в исходной тональности).

2. Однотональный, тонально не замкнутый (заканчивается неустойчиво в исходной тональности).

3. Модулирующий.

По масштабному строению периоды делятся на:

1. квадратный (2 +2, 4 +4, 8 +8, 16 +16)

Неквадратный

Квадратность – структура с количеством тактов, кратная двум.

Неквадратность бывает органической и производной.

Органически – изначально отсутствие квадратности. Производная – намеренное нарушение квадратности ради достижения определенного эффекта.

Способы нарушения квадратности:

1. дополнение – увеличение числа тактов после заключительной каденции;

2. расширение – увеличение числа тактов до заключительной каденции за счет секвенции или варьированного повтора 5, 6 или 7 такта;

3. сжатие – уменьшение числа тактов;

4. усечение – отсутствие нормативного окончания.

По количеству предложений:

1. неделимый период;

2. период из двух предложений;

3. период из трех предложений;

4. сложный период (предложения являются периодами)

Масштабно-тематические структуры

Соотношение синтаксических единиц в теме (периоде) по масштабам между собой:

1. Периодичность: 2 + 2 + 2 +2

2. Суммирование: 2 + 2 + 4

3. Дробление: 4 + 2 + 2

4. Дробление с замыканием: 4 + 1 + 1 + 2

 

Фактура

Фактура – организация музыкальной ткани в пространстве.

Параметры фактуры: вертикаль, глубина, горизонталь.

Компоненты фактуры:

Голос – однозвучная горизонталь, первичный компонент фактуры.

План – одно или многоголосное образование, являющееся носителем фактурной функции.

Пласт – объединение нескольких планов, целостное многоголосное образование.

Фактурный план – выделяется в фактуре слухом, прежде всего благодаря индивидуальной ритмической организации (+ регистр, тембр и т.д.).

Роль фактурного плана и его взаимодействие с остальными планами определяет его фактурную функцию.

Фактурный склад – исторически сложившийся тип фактуры, который определяется характером функциональных взаимосвязей ее компонентов.

Виды складов:

1. мелодический (все голоса выполняют относительно равную функцию – мелодическую;

2. смешанный;

3. гомофонный.

Разновидности мелодического склада:

1. монодия – наиболее древний вид одноголосия, не предполагающий других фактурных голосов, «принципиальное одноголосие».

2. гетерофония – промежуточный между монодией и полифонией склад, в котором при наличии нескольких голосов они не самостоятельны, являются вариантами одного напева (характерно параллельное движение голосов).

3. полифония – голоса самостоятельны и относительно независимы (виды полифонии – подголосочная, имитационная, разнотемная);

4. гомофонный склад – это многоголосный фактурный склад, в котором голоса выполняют неоднородные функции: функции ведущих и функции аккомпанирующих голосов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: