До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
C,c | D,d | Е, е | F, f | G, g | A, a | H, h |
ц | д | е | эф | г | а | ха |
мажор | минор | диез | бемоль | дубль-диез | дубль-бемоль |
Dur | moll | is | Es | isis | eses |
дур | моль | ис | эс | исис | эсэс |
Исключения:
Ляb – As
Миb –Es
Сиb – B
Ляbb - Ases
Миbb –Eses
Сиbb – Heses
Аккорды в тональности
Диатонические аккорды – аккорды, состоящие из ступеней натурального и гармонического мажора/минора.
Главные ступени – I (T), IV (S), V (D)
Побочные ступени – II, III, VI, VII
Трезвучия главных ступеней, или главные трезвучия – трезвучия, строящиеся на главных ступенях лада и выполняющие основные гармонические функции: тоника (Т), субдоминанта (S), доминанта (D).
К ним относятся:
· тоническое трезвучие – обозначается I53 или Т53, строится на I ступени; является устойчивым, т.к. содержит устойчивые ступени – I, III, V;
· субдоминантовое трезвучие обозначается IV53 или S53, строится на IV ступени; содержит IV, VI и I ступени;
· доминантовое трезвучие – обозначается V53 или D53, строится на V ступени; содержит V, VII и II ступени.
Трезвучия на I, IV, V ступенях называются главными, потому что они имеют окраску, характерную для данного вида лада (в натуральных мажорах они мажорные, в натуральных минорах – минорные).
Трезвучия на остальных ступенях называются побочными, потому что они содержат противоположную ладовую окраску. В гармонических ладах эта закономерность нарушается.
Главные трезвучия имеют по 2 обращения.
I53 I | IV53 – I6 IV | V53 – I64 V |
I6 III | IV6 – I64 VI | V6 – I53 VII |
I64 V | IV64 – I53 I | V64 – I6 II |
Гармонический оборот – последование аккордов разных функций.
Простой гармонический оборот – с участием одной неустойчивой функции:
T – S – T (в любых вариантах) - плагальный оборот;
T – D - T (в любых вариантах) - автентический оборот.
Сложный гармонический оборот (полный оборот) – с участием обеих неустойчивых функций:
T – S – D - T
Миноры чаще всего должны быть гармоническими, т.е. V53 с обращениями получается со случайными знаками.
Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций требуют разрешения – перехода в устойчивый аккорд, т.е. аккорд тонической функции.
Правила разрешения аккордов в элементарном виде:
1. Устой/устои остаются на месте;
2. Неустой/ неустои переходят в ближайшие устои.
Разрешение главных трезвучий с обращениями:
простые плагальные обороты | простые автентические обороты |
IV53 → I6 | V53 → I64 (I6) |
IV6 → I64 | V6 → I53 |
IV64 → I53 | V64 → I6 |
Функциональная система трезвучий
В ладу 3 функции: T, S и D.
Тоническая группа: I53, VI53, III53. Функция – устойчивость, стабильность.
Прерванный оборот – случай, когда трезвучие VI ступени осуществляет функцию I53.
Субдоминантовая группа: VI53, IV53, II53. Функция – неустойчивость, увод от тоники. Признак группы - VI ступень, потому что она есть в каждом из трезвучий. «Сила или слабость» аккорда зависит от количества неустойчивых звуков: чем их больше, тем аккорд «сильнее», т.е. ярче выражены те или иные функции. В субдоминантовой группе порядок следования трезвучий обязателен. В мажоре можно усилить S-функцию, понизив VI ступень, сократив расстояние между ней и V ступенью.
Доминантовая группа: III53, V53, VII53. Функция – неустойчивость, непреодолимое тяготение в тонику. Признак D-группы – VII ступень. В D-группе очень часто после аккордов VII ступени идут аккорды V ступени. Такое нарушение следования трезвучий узаконено: VII7 – бифункциональный аккорд, в котором есть признаки S-группы (VI ступени) и D-группы (VII ступени), после которого берутся аккорды V ступени.
Общая функциональная логика T- S – D - T
Функциональный ряд аккордов: I53, VI53, IV53, II53, III53, V53, VII53, I53.
Виды септаккордов
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям (обозначается 7), между крайними голосами интервал септима.
Вид септаккорда определяется видом септимы и трезвучия, лежащего в его основании.
Виды септаккордов:
· Большой мажорный септаккорд - складывается из б7 и мажорного трезвучия; обозначается ББ7 или Бdur7; строение ББ7 = Б53 (б3 + м3) + б3
· Большой минорный септаккорд - складывается из б7 и минорного трезвучия; обозначается БМ7 или Бmoll7; строение БМ7 = M53 (м3 + б3) + б3
· Малый мажорный септаккорд - складывается из м7 и мажорного трезвучия; обозначается МБ7 или Мdur7; строение МБ7 = Б53 (б3 + м3) + м3
· Малый минорный септаккорд - складывается из м7 и минорного трезвучия; обозначается ММ7 или Мmoll7; строение ММ7 = М53 (м3 + б3) + м3
· Малый уменьшенный септаккорд - складывается из м7 и уменьшенного трезвучия; обозначается МУм7; строение МУм7 = Ум53 (м3 + м3) + б3
· Уменьшенный септаккорд - складывается из ум7 и уменьшенного трезвучия; обозначается Ум7; строение Ум7 = Ум53 (м3 + м3) + м3
· Увеличенный септаккорд - складывается из б7 и увеличенного трезвучия; обозначается Ув7; строение Ув7 = Ув53 (б3 + б3) + м3
Нижний звук септаккорда называется основным тоном, второй звук – терцовым тоном, третий – квинтовым тоном, верхний – септовым.
Более редкие септаккорды:
БУм7 = Ум53 (м3+ м3) + ув3
МУв7 = Ув53 (б3+ б3) + ум3
Утроение основного тона встречается в неполном тоническом трезвучии (без квинтового тона), обозначается значком «хх» - например, хх8I53. неп.
Удвоение одного из тонов возникает при соединении четырехзвучного аккорда с трехзвучным, обозначается значком «х» - например, х8I53.
Развернутый аккорд – аккорд в диапазоне октавы, обозначается I53. разв.
Название септаккорду в ладу дается по ступени на которой строится данный септаккорд:
I – Тонический септаккорд,
II – II септаккорд,
III – III септаккорд,
IV – Субдоминантовый септаккорд,
V – Доминантовый септаккорд,
VI – VI септаккорд,
VII – Вводный септаккорд.
Каждый септаккорд имеет три обращения:
1. квинтсекстаккорд (65)
2. терцквартаккорд (43)
3. секундаккорд (2)
Доминантовый септаккорд с обращениями
Доминантовый септаккорд – четырехзвучный аккорд доминантовой функции, строящийся на V ступени мажора и гармонического минора.
Вид аккорда | Ступеневое строение | Интервальное строение | Разрешение |
V7 или D7 | V + VII + II + IV | б3 + м3 + м3 | I53 с утроением основного тона (хх8T53) неп. |
V65 или D65 | VII + II + IV + V | м3 + м3 + б2 | I53 с удвоением основного тона (х8I53) |
V43 или D43 | II + IV + V + VII | м3 + б2 + б3 | I53 развернутое (I53) разв. |
V2 или D2 | IV + V + VII + II | б2 + б3 + м3 | I6 с удвоением основного тона вверху (х8I6) |
Прерванный оборот
Прерванный оборот – гармонический оборот, в котором доминанта не разрешается в тонику, а переходит в аккорд другой функции. Чаще всего – в трезвучие VI ступени, в котором удваивается терцовый тон:
V7 → х3VI53
Голосоведение
1. Прямое голосоведение – голоса идут в одну сторону (вверх или вниз).
2. Частный случай прямого – параллельное – голоса идут не только в одну сторону, но и на одинаковый интервал;
3. Противоположное – голоса идут в разные стороны;
4. Косвенное – хотя бы один из голосов остается на месте.