Буквенные обозначения тональностей

До Ре Ми Фа Соль Ля Си
C,c D,d Е, е F, f G, g A, a H, h
ц д е эф г а ха

 

 

мажор минор диез бемоль дубль-диез дубль-бемоль
Dur moll is Es isis eses
дур моль ис эс исис эсэс

 

Исключения:

Ляb – As

Миb –Es

Сиb – B

Ляbb - Ases

Миbb –Eses

Сиbb – Heses

Аккорды в тональности

 

Диатонические аккорды – аккорды, состоящие из ступеней натурального и гармонического мажора/минора.

Главные ступени – I (T), IV (S), V (D)

Побочные ступени – II, III, VI, VII

Трезвучия главных ступеней, или главные трезвучия – трезвучия, строящиеся на главных ступенях лада и выполняющие основные гармонические функции: тоника (Т), субдоминанта (S), доминанта (D).

К ним относятся:

· тоническое трезвучие – обозначается I53 или Т53, строится на I ступени; является устойчивым, т.к. содержит устойчивые ступени – I, III, V;

· субдоминантовое трезвучие обозначается IV53 или S53, строится на IV ступени; содержит IV, VI и I ступени;

· доминантовое трезвучие – обозначается V53 или D53, строится на V ступени; содержит V, VII и II ступени.

Трезвучия на I, IV, V ступенях называются главными, потому что они имеют окраску, характерную для данного вида лада (в натуральных мажорах они мажорные, в натуральных минорах – минорные).

Трезвучия на остальных ступенях называются побочными, потому что они содержат противоположную ладовую окраску. В гармонических ладах эта закономерность нарушается.

Главные трезвучия имеют по 2 обращения.

 

I53   I IV53 – I6               IV V53 – I64               V
I6 III IV6 – I64              VI V6 – I53             VII
I64 V IV64 – I53                I V64 – I6                II

 

  Гармонический оборот – последование аккордов разных функций.

Простой гармонический оборот – с участием одной неустойчивой функции:

T – S – T (в любых вариантах) - плагальный оборот;

T – D - T (в любых вариантах) - автентический оборот.

Сложный гармонический оборот (полный оборот) – с участием обеих неустойчивых функций:

 T – S – D - T  

Миноры чаще всего должны быть гармоническими, т.е. V53 с обращениями получается со случайными знаками.

Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций требуют разрешения – перехода в устойчивый аккорд, т.е. аккорд тонической функции.

Правила разрешения аккордов в элементарном виде:

1. Устой/устои остаются на месте;

2. Неустой/ неустои переходят в ближайшие устои.

Разрешение главных трезвучий с обращениями:

простые плагальные обороты простые автентические обороты
IV53 → I6 V53 → I64 (I6)
IV6 → I64 V6 → I53
IV64 → I53 V64 → I6

 

Функциональная система трезвучий

 

В ладу 3 функции: T, S и D.

Тоническая группа: I53, VI53, III53. Функция – устойчивость, стабильность.

Прерванный оборот – случай, когда трезвучие VI ступени осуществляет функцию I53.

Субдоминантовая группа: VI53, IV53, II53. Функция – неустойчивость, увод от тоники. Признак группы - VI ступень, потому что она есть в каждом из трезвучий. «Сила или слабость» аккорда зависит от количества неустойчивых звуков: чем их больше, тем аккорд «сильнее», т.е. ярче выражены те или иные функции. В субдоминантовой группе порядок следования трезвучий обязателен. В мажоре можно усилить S-функцию, понизив VI ступень, сократив расстояние между ней и V ступенью.

Доминантовая группа: III53, V53, VII53. Функция – неустойчивость, непреодолимое тяготение в тонику. Признак D-группы – VII ступень. В D-группе очень часто после аккордов VII ступени идут аккорды V ступени. Такое нарушение следования трезвучий узаконено: VII7 – бифункциональный аккорд, в котором есть признаки S-группы (VI ступени) и D-группы (VII ступени), после которого берутся аккорды V ступени.

Общая функциональная логика T- S – D - T

Функциональный ряд аккордов: I53, VI53, IV53, II53, III53, V53, VII53, I53.

Виды септаккордов

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям (обозначается 7), между крайними голосами интервал септима.

Вид септаккорда определяется видом септимы и трезвучия, лежащего в его основании.

Виды септаккордов:

· Большой мажорный септаккорд - складывается из б7 и мажорного трезвучия; обозначается ББ7 или Бdur7; строение ББ7 = Б53 (б3 + м3) + б3

· Большой минорный септаккорд - складывается из б7 и минорного трезвучия; обозначается БМ7 или Бmoll7; строение БМ7 = M53 (м3 + б3) + б3

· Малый мажорный септаккорд - складывается из м7 и мажорного трезвучия; обозначается МБ7 или Мdur7; строение МБ7 = Б53 (б3 + м3) + м3

· Малый минорный септаккорд - складывается из м7 и минорного трезвучия; обозначается ММ7 или Мmoll7; строение ММ7 = М53 (м3 + б3) + м3

· Малый уменьшенный септаккорд - складывается из м7 и уменьшенного трезвучия; обозначается МУм7; строение МУм7 = Ум53 (м3 + м3) + б3

· Уменьшенный септаккорд - складывается из ум7 и уменьшенного трезвучия; обозначается Ум7; строение Ум7 = Ум53 (м3 + м3) + м3

· Увеличенный септаккорд - складывается из б7 и увеличенного трезвучия; обозначается Ув7; строение Ув7 = Ув53 (б3 + б3) + м3

 Нижний звук септаккорда называется основным тоном, второй звук – терцовым тоном, третий – квинтовым тоном, верхний – септовым.

 

Более редкие септаккорды:

БУм7 = Ум53 (м3+ м3) + ув3

МУв7 = Ув53 (б3+ б3) + ум3

Утроение основного тона встречается в неполном тоническом трезвучии (без квинтового тона), обозначается значком «хх» - например, хх8I53. неп.

Удвоение одного из тонов возникает при соединении четырехзвучного аккорда с трехзвучным, обозначается значком «х» - например, х8I53.

Развернутый аккорд – аккорд в диапазоне октавы, обозначается I53. разв.

Название септаккорду в ладу дается по ступени на которой строится данный септаккорд:

I – Тонический септаккорд,

II – II септаккорд,

III – III септаккорд,

IV – Субдоминантовый септаккорд,

V – Доминантовый септаккорд,

VI – VI септаккорд,

VII – Вводный септаккорд.

Каждый септаккорд имеет три обращения:

1. квинтсекстаккорд (65)

2. терцквартаккорд (43)

3. секундаккорд (2)

Доминантовый септаккорд с обращениями

Доминантовый септаккорд – четырехзвучный аккорд доминантовой функции, строящийся на V ступени мажора и гармонического минора.

Вид аккорда Ступеневое строение Интервальное строение Разрешение
V7 или D7 V + VII + II + IV б3 + м3 + м3 I53 с утроением основного тона (хх8T53)    неп.
V65 или D65 VII + II + IV + V м3 + м3 + б2 I53 с удвоением основного тона (х8I53)
V43 или D43 II + IV + V + VII м3 + б2 + б3 I53 развернутое (I53) разв.
V2 или D2 IV + V + VII + II б2 + б3 + м3 I6 с удвоением основного тона вверху (х8I6)

Прерванный оборот

Прерванный оборот – гармонический оборот, в котором доминанта не разрешается в тонику, а переходит в аккорд другой функции. Чаще всего – в трезвучие VI ступени, в котором удваивается терцовый тон:

V7 → х3VI53

 

Голосоведение

1. Прямое голосоведение – голоса идут в одну сторону (вверх или вниз).

2. Частный случай прямого – параллельное – голоса идут не только в одну сторону, но и на одинаковый интервал;

3. Противоположное – голоса идут в разные стороны;

4. Косвенное – хотя бы один из голосов остается на месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: