Фактурные функции гомофонного склада

Ведущая группа: Мелодия Контрапункт (вторая самостоятельная мелодия) Подголосок (мелодия – вариант основной Имитация (та же мелодия в другом голосе с временным сдвигом Дублировка Аккомпанирующая группа: Бас Изложение гармонии Педаль (выдержанные звуки в верхнем и среднем голосах) Органный пункт Дублировка

Фигурация – специфическая форма изложения аккомпанирующих голосов.

Виды фигурации:

1. ритмическая – повторение созвучия в определенном ритмическом рисунке;

2. гармоническая – движение по звукам аккорда

3. мелодическая – движение по звукам аккорда с добавлением неаккордовых звуков.

Смешанный склад – фактурный склад, в котором голоса разделяются на ведущие и аккомпанирующие, но мелодическая функция изложена не менее, чем в двух планах.

Жанры

Жанр – род, вид, характер.

Музыкальные жанры – исторически сложившиеся роды и виды музыки, связанные с определенным предназначением, условиями исполнения, типом содержания и характерным комплексом выразительных средств.

Истоки происхождения жанров:

1. вокальные (песня) – пение;

2. речевые (речитатив) – речитатив;

3.  моторные (танец, марш) – движение;

4. сигнальные (фанфара).

Марш - музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Характерна отчетливая акцентировка сильных долей, решительность и определенность ритмов: _________________________________________

Ясная периодичность квадратных структур. Темп соответствует скорости шага. Размер двухдольный, реже 6/8 триолями; 12/8 триолями.

Гавот – старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двухдольного размера: 4/4, 2/2. Умеренного темпа. Ритмы очень отчетливы, шестнадцатых нет. Типичен затакт. В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты.

Менуэт – старинный народный французский танец, с середины 17 века бальный. Распространился в Европе. Музыкальный размер 3/4. Плавный танец, очень умеренного темпа. Характерны отчетливость каждой доли.

Сицилиана – вокальная или инструментальная музыкальная пьеса, родственная пасторали, обычно в миноре, музыкальный размер 6/8, 9/8 или12/8. Старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии. Исполняется плавно, в умеренном темпе. Типичен ритм: _________.

Ригодон – быстрый танец в размере 2/2 (alla breve), с затактом в четверть. Французский танец.

Вальс – бальный танец в трехдольном размере (3/4, реже 3/8 или 6/8), немецкого происхождения. Характерные ритмы: _____________________________________________

 

 

 Нередки синкопы. Основная фигура аккомпанемента:_______________________________

Мазурка – польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Музыкальный размер 3/4 и 3/8. Умеренного темпа (медленнее вальса), но с относительно острыми ритмами, для которых характерно ограничение мотива второй доли после коротких длительностей на первой: ______________________________________________________________________

Сочетаются изящество, блестящая удаль, мечтательность.

Полька – народный и бальный танец чешского происхождения. Музыкальный размер 2/4. танец умеренно-скорого темпа: веселый, непринужденный. Характерные ритмы: _____________________________________________________________________________

Болеро – испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих.

Характерный ритм аккомпанемента: ___________________ или _______________________

Подчеркивается стуком кастаньет. Близок к полонезу.

Тарантелла – итальянский народный танец в быстром темпе: сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, кастаньет, иногда пением. Музыкальный размер: 6/8, 3/8. Ритмы: ____________________________________________________________________

 

Песня и романс – музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию – лирические, патриотические, сатирические и т.п.; по социальной функции – обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.п.; по исполнительскому составу – сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. 

В русской и французской музыке авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 –начало 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т.н. популярную. Песней иногда называют инструментальные произведения певучего характера. Темп часто умеренный, но встречается и оживленный. Мелодика песенного характера.

Баркарола – песня венецианских гондольеров, песня на лодке. Типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Темп умеренный. Характер мелодии – плавный. Аккомпанемент спокойный, певучий, часто содержит плавное качающееся движение, имеющее изобразительный смысл: 6/8 ________________________ - ритм аккомпанемента.

Ноктюрн – ночная музыка, в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение. Большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. Темп медленный или умеренный. Мечтательного, певучего характера. С 19 в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Класс

Интервалы. Составные (сложные) интервалы

Составные (сложные) интервалы – интервалы шире октавы.

 

секунда через октаву нона 9
терция - «- децима 10
кварта - «- ундецима 11
квинта - «- дуодецима 12
секста - «- терцдецима 13
септима - «- квартдецима 14
октава - «- квинтдецима 15

 

Два способа обращений составных (сложных) интервалов:

1. Оба звука идут навстречу, при этом обращаясь друг в друга;

2. Нижний звук идет на две октавы вверх или верхний – на две октавы вниз.

Сумма обращений составных (сложных) интервалов = 16.

Интервалы в тональности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: