Игра 1 Упражнение «Чем отличаются?»
Учитель обращает внимание детей на то, что различия можно найти не только в непохожих предметах, но в тех, которые на первый взгляд кажутся совершенно одинаковыми.
Упражнение может проходить в парах или фронтально.
Примеры объектов для нахождения различий:
■ две руки одного человека;
■ два одинаковых учебника;
■ два окна;
■ две половины доски; и др.
Игра 2. Для тренировки умения выделять признаки путем сравнения предлагается работа в группах.
Учитель демонстрирует какой-либо предмет, а каждая группа получает по два предмета (или их названия), как можно больше отличающиеся от данного.
Задание в группах: написать, по каким признакам исходный предмет отличается от пары предметов в группе.
Например: исходный предмет - пластмассовый кубик. Предметы для сравнения: мыло, стекло, бумага, яблоко, гвоздь, машинка, носок и т. д. Признаки отличия: не пенится, не изменяется в объеме, не выскальзывает, непрозрачный, не бьется, сохраняет форму, несъедобный, внутри полый, не острый, неподвижный, однородный, не самодельный и т. д.
При подведении итогов группы совместно выделяют признаки исходного предмета.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит по середине.
Этот пальчик безымянный
И избалованный самый.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
IV. Работа в учебном пособии. Страница 11.
Задание 1
Найдите отличия. Дорисуйте так, чтобы предметы стали одинаковыми.
V. Рефлексия
Вы, друзья, мои старались
Все прилежно занимались
Хочу вас поблагодарить
И о смайликах объявить.
ЛОГИКА
Дата «___» __________ ______ Группа/класс ________
Занятие № 9
Тема: Сравнение предметов по трем признакам
Цель: формирование умения сравнивать предметы по трем признакам, находить их свойства и различия; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы; воспитывать интерес к математике, целеустремлённость, усидчивость.
Материалы:
В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный:: азбука-тетрадь Н.Амировой,
Организационное начало. Психологический настрой.
II. Актуализация знаний.
Упражнение «Что изменилось?»
Учитель демонстрирует ситуацию, дети должны найти отличия между исходной и создавшейся ситуацией.
Ответы детей строятся по схеме: «Было... - стало...».
Примеры ситуаций:
■ надувание воздушного шарика;
■ наполнение стакана водой;
■ горение спички.
При сравнении желательно обращать внимание детей не только на явные признаки (например: спичка была белой, стала черной); но и неявные (стала короче, стала тоньше, обуглившимся концом теперь можно писать...).
III. Изучение нового материала. Игровая деятельность.
Игра 1 Игра-дискуссия «Чем отличается страус от человека?»
— Страус отличается от человека?
— Посмотрим, действительно ли вы умеете находить различия.
— Итак, чем страус отличается от человека?
Игра проходит по схеме:
а) дети предлагают признак отличия;
б) учитель дает аргумент против этого признака.
Примерный вариант дискуссии:
а) Страус не разговаривает.
б) Значит, немой человек - это страус?
а) У человека нет крыльев.
б) Значит, страус с обрезанными крыльями - это человек?
а) Страусы не строят себе дома.
б) Значит, пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом?
а) Страусы несут яйца.
б) Значит, страусы-самцы - это люди? и т. д.
Вывод: иногда только совокупность признаков может служить надежным отличием.
Обычно эта игра проходит очень активно: дети практически впервые сталкиваются с тем, что их аргументы не работают и они вынуждены искать новые. Иногда бывает, что дети не могут сами сформулировать вывод и тогда просто провозглашают: «Страус - это страус, а человек - это человек!» В таком случае учителю рекомендуется еще раз повторить условие: «Смогли ли вы найти отличие?»
Игра 2.
Игра «Отгадай, кто это?»
Задача: закрепить в словаре детей названия распространенных домашних животных и птиц, отличать их голоса друг от друга.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных.
Описание. I вариант. Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением домашних животных и птиц.
Водящий выбирает одну из картинок, не показывая ее остальным детям. Затем он изображает голос животного и его движения, а дети должны угадать, кто это.
II вариант. Водящий сам выбирает домашнее животное или птицу и подражает его голосу и движениям, а остальные дети должны отгадать, кого изобразил водящий.
Физкультминутка
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
IV. Работа в учебном пособии. Страница 15-16-17
Задание 1
Отгадайте загадки. Найдите отгадки. Раскрасьте их.
-По каким признакам вы узнали, что это луна? (на небе, светит, не греет)
-Как вы догадались, что это малина? Выделите признаки. (Красные бусы, висят на кустах, любят дети, птицы и медведи)
-Назовите признаки подсолнуха (похож на солнце, но растет на земле, в огороде, высокое растение)
-Признаки медведя. (Бродит в лесу, зимой спит, спит в берлоге, прячет нос)
Признаки бобров (живут на реке, в лесу, строят плотины, грызут деревья, окрас шерсти серебристо-бурый)
-Арбуз (Красный, сладкий, снаружи зеленый)
V. Рефлексия
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Вам было легко или были трудности?
ЛОГИКА
Дата «___» __________ ______ Группа/класс ________
Занятие № 10
Тема: Обобщение
Цель: Создать условия для повторения и систематизации материала, изученного на предыдущих уроках; развивать логическое мышление, самостоятельность; воспитывать доброжелательное отношение к людям, взаимовыручку, усвоение «правил дружной работы» через работу в статичных парах (парах постоянного состава) и группах.
Материалы:
В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный: азбука-тетрадь Н.Амировой, бумага для рисования.