Игра на внимание «Руки-ноги»
Правила игры
По одному хлопку учителя дети поднимают руки вверх (или опускают, если они были подняты); по двум хлопкам - встают (или садятся, если стояли). Темп и последовательность хлопков меняются.
В конце игры - обсуждение: чем отличаются руки от ног и что у них есть общего?
II. Актуализация знаний.
Упражнение «Найди общее»
Учитель называет 3-4 пары слов, необходимо найти общие признаки данных понятий. Можно оговорить количество признаков, например, не менее семи.
Примеры пар слов:
■ кабачок и огурец;
■ змея и крокодил;
■ книга и тетрадь;
■ шкаф и тумбочка;
■ дождь и снег;
■ доброта и смелость;
■ кино и телевидение;
■ школа и детский сад.
После этого - обратное задание: учитель называет общие признаки понятий, а дети должны назвать эти понятия. Если задание окажется трудным, то можно дополнительно указать признаки отличия.
Примеры признаков сходства и понятий:
■ птицы, живут в городе, на зиму не улетают (воробей и ворона);
|
|
■ хвойные деревья, растут в европейской части (ель и сосна);
■ домашние животные, питаются травой, дают молоко (коза и корова);
■ чертежные принадлежности, приносят на урок (линейка и треугольник).
III. Изучение нового материала. Игровая деятельность.
Игра 1
— Вся предыдущая работа была направлена на нахождение сходства у близких понятий. А может ли быть что-то общее у понятий, далеких по смыслу, принадлежащим к разным тематическим группам? Давайте попробуем найти сходство у таких далеких понятий, как, например, «книга» и «самолет».
Класс должен придумывать различные признаки сходства, например:
■ Они имеют определенную форму, размер, вес, температуру и др.
■ Они состоят из частей.
■ Их сделали люди.
■ Было время, когда этих объектов не существовало.
■ Их можно нарисовать.
■ Они обсуждаются на одном уроке. И т. д.
Иногда дети просто составляют предложение, включающее два понятия (книгу можно читать в самолете; бывают книги про самолеты и др.). Такие ответы являются ошибочными, так как в них не указываются общие признаки, присущие обоим объектам.
Затем предлагается аналогичная работа в группах: каждая группа получает свою пару слов, нужно записать их сходство.
Задание можно дать в виде соревнования: какая группа сможет найти наибольшее количество общих признаков.
Примеры пар слов:
■ ключ - апельсин;
■ яма - бабочка;
■ лыжи - облако;
■ кепка - море;
■ человек - автобус;
■ лед - треугольник;
■ змея - английский язык.
По окончании работы каждая группа зачитывает свои варианты сходства предложенных понятий, класс может дополнять.
|
|
— Вы смогли сами увидеть, что даже у далеких по смыслу понятий есть немало общего. Но, может быть, эти пары слов были специально подобраны, а на самом деле можно найти такие пары, у которых не будет вообще ничего общего?
Учитель предлагает назвать любые пары слов, а затем совместно с классом находит в них несколько общих признаков.
В конце - вывод: не существует понятий, у которых не было бы чего-нибудь общего.
Игра 2.
Упражнение «Проверь себя»
Для того, чтобы проверить, как вы научились находить сходство, давайте поиграем в игру «Поезд». Называйте любые слова.
(Учитель записывает 10-12 слов в строчку на доске.)
— Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство. Задание: найти общие признаки каждой рядом стоящей пары слов.
Например, на доске записаны слова: музыка - игра - лягушка - карандаш...
Признаки сходства:
■ «музыка и игра» - их придумывают люди;
■ «игра и лягушка» - бывают подвижными;
■ «лягушка и карандаш» - бывают зелеными и т. д.
Упражнение «Проверь себя» отличается от контрольной и самостоятельной работы тем, что сразу после выполнения задания учитель сообщает правильные ответы, а дети сверяют их со своими. То есть учитель детские работы не проверяет и не оценивает, хотя дети нередко по ходу сами комментируют: «И у меня также!», «А я ошибся...» и т. д.
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться. (Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире.
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть - за парту тихо сесть. (Сесть.)
IV. Работа в учебном пособии. Страница 27-28
Задание 1 Соедини линией предметы с фигурами, на которые они похожи.
Задание 2. Назови насекомых и птиц. Обведи красным карандашом насекомых, синим –птиц.
Задание 3. Покажи Айгерим самую короткую и самую длинную дорожку к кукле. Раскрась их.
Задание 4. Задание на смекалку.
Кто или что здесь лишнее?
Айгерим считает, что лишний –камень. Адиль –что белка. Кто из них прав? А как ты считаешь? Почему в одном случае права Айгерим, а в другом –Адиль?
V. Рефлексия
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?
- У вас на партах лежит смайлики. Выберите такой, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.
- Спасибо за урок!
ЛОГИКА
Дата «___» __________ ______ Группа/класс ________
Занятие № 17
Тема: Сходство и различие
Цель: Формировать умение выявлять сходства и различия предметов, познакомить с понятием «порядок». Научить сравнивать предметы по размеру, располагать в порядке возрастания и убывания;
Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы;
Воспитывать интерес к предмету, целеустремлённость, усидчивость
Материалы:
В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный: азбука-тетрадь Н.Амировой, бумага для рисования, геометрические фигуры.
Организационное начало. Психологический настрой.