Численность монашества и монастырей в Российской Империи

 

Слово «Монастырь» происходит из греческого языка, его корень – «моно» означает «одиночество». Монастырь – религиозное объединение монахов (отшельников, отказавшихся от мирских нужд и брака в пользу богослужения), имеющие общий Устав, жилые, богослужебные и хозяйственные помещения на общей территории. Институт монашества характерен для христианства и буддизма. В Российской Империи начала девятнадцатого века было открыто малое количество монастырей. В 1825 г. их количество возросло до 476 обителей. До начала Первой Мировой Войны они выросли в несколько раз. Особенно заметен рост монастырей при Николае I.  Женские монастыри также как и мужские росли и быстро увеличивались. К XX веку женские обители сравнялись с мужскими.  В конце XIX века лидировали по количеству обителей такие епархии как: Московская, в ней было 46 монастырей, Новгородская, где было 32обителя. Также росла численность в Тамбовской, Пензенской, Тверской, Владимирской, Самарской, Нижегородской епархиях. В XIX в. [25]

Далее хочу показать соотношения мужских и женских монастырей и монахов в период конца XIX- начала XX веков:

· На момент 1890 года мужских монастырей было 496, что почти в два раза превышает женские, их – 228. Но в общем числе послушниц и монахинь в два раза было больше чем послушников и монахов.

· На момент 1900 года мужские обители выросли на незначительное число, а женские прогрессивно развивались. Мужские – 503, а женские – 325. Также число монахинь и послушниц было в несколько раз больше.

· На момент начала Первой Мировой Войны в 1914 году женские монастыри в отличие от мужских увеличились на 150. Мужских насчитывалось 550 монастырей, а женских 475. Послушниц и монахинь было в 2,5 раза больше, чем послушников.

Из этого можно сделать вывод, что женские обители быстро развивались, их количество росло намного быстрее, чем мужские. Это также сказано тем, что многие мужские монастыри были преобразованы в женские.[26]

 

Юридическое положение монастырей в Российской Империи.

 

В XIX веке монастыри были разделены на штатные и нештатные. Штатные получали пособие из государственных средств, а нештатные находились на собственном обеспечении. Штатные монастыри делились на классы: первоклассные, второклассные были в сане архимандрита, а третьеклассные в сане игумена, монахини – игуменьи. Первоклассные считались в первую очередь лавры: Киево-Печерская, Александро-Невская, Почаевская и Троице-Сергиева. В «Своде законов Российской Империи» было описано положение монастырей. Им было запрещено владеть населенными имениями, но не запрещено их получать в дар.[27] Пострижение происходило по закону у мужчин в 30 лет, у женщин в 40, они должны быть не в браке, не иметь детей. Монастыри имели право от государства принять землю, но продавать они не имели право. Также при пострижении родовое имение было передано наследникам. Монахи имели право хранить деньги в банке, но после его смерти они переходили к монастырю, который мог также управлять его недвижимостью. Некоторые монастыри находились на положении ставропигиальных, они состояли в ведение Синода. В эту группу входили четыре московских монастыря - Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский, а также Воскресенский, Новоиерусалимский под Москвой, Соловецкий и Ростовский Спасо-Яковлевский (в дальнейшим он потерял статус ставропигиального монастыря). Все эти монастыри были мужскими. Все прочие монастыри состояли в епархиальном управлении. Для наблюдения за ними и улаживания внутренних конфликтов епархиальный архиерей назначал благочинного из числа настоятелей. «Благочинному над монастырями поручается столько монастырей, сколько он может с удобностью иметь их под своим надзором».

Во второй половине XIX в. женские монашеские общины получили широкое распространение в Российской Империи. Настоятельницы имели сан игуменьи, остальные же женщины являлись послушницами. Находясь в общине, женщина могла принять решения о принятие монашеских обетов. Многие общины позднее преобразовались в монастыри. Мужчины так же были послушниками до вступления в монашеский сан. Как правило, послушниками становились юноши и девушки 14-15 лет. Они выполняли самую черную работу в монастыре. Лишение или добровольное снятие сана имело довольно тяжелые последствия. Этим людям запрещено было работать в государственной службе, проживать в столице Санкт-Петербурге и в тех губерниях, где проходило их монашество, для добровольно отказавшихся от монашества – семь лет, для лишенных – пожизненно.[28]

 

 

Сословия монашества.

 

Для большинства людей монахи это масса мужчин и женщин в черной одежде, однако, у представителей этого института сложная структура и в Российской Империи монашество составляли люди различных сословий. В 1843 по отчету обер-прокурора Синода монашеские обеты приняли 354 человека, большинство из которых мужчины – 259 человек. Наибольшее количество этих мужчин были представители мещанства и купечества – 54%, духовенства – 51%, разночинства – 13,1%, дворянства – 7%. Крестьяне составили 5,4 %, вольноотпущенные – 1,1%. Среди женщин сословное соотношение было несколько иное: большинство монахинь были выходцами из разночинства – 26,3%, из духовенства – 20%, из купечества и мещанства – 20%, дворянки составили 15,7%, крестьянки – 14,7%, вольноотпущенные – 2,1%, девушки-солдаты – 1%.[29] Большинство монахов, как мужчин, так и женщин, были из городской среды, они составляли треть монашества. После отмены крепостного права началось «окрестьянивание» монашества, это происходило постепенно. Низшее положение оставалось за подростками. Они выполняли самую черную работу. Срок «искуса» составлял от трех лет и более. Бывало и после вступления в сан положение послушника не менялось. Крестьяне, бывшие солдаты и вольноотпущенные составляли основную черную рабочую силу, их положение могло поменяться после вступления в сан иеромонаха или иеромонахини. С 1823 года монахов, обладающих ученостью, возводили в сан архимандрита, т.е. преподавателя богословских учений в духовных семинариях. Ученые монахи имели больше свобод, чем их собратья по институту монашества. Они могли жить не только в обители, но и на квартирах. Позднее из ученых монахов вышли представители высшей церковной иерархии. Наиболее выдающимися учеными монахами можно назвать Киевского митрополита Евгения (1767-1837). Он был археолог и библиограф. А также отца Иакинфа (в миру: Бичурин) – основоположника китаеведения в Российской Империи.[30] В ХIХ веке огромную роль в монашестве сыграли монахи-дворяне. Наиболее известна игуменья Митрофания (в миру: баронесса П. Розен).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: