Монашеский съезд 1909 года

 

Медленно, но верно страна погружалась в огонь революций. Происходили реформы во многих сферах общественной жизни, затронули они и церковь и монашество. Собор не был созван, и вместо него были созданы несколько съездов узкого характера – миссионерский, монашеский, законоучительский. Монашеский съезд был открыт 5 июля 1909 г. в Троице-Сергиевой лавре. Съезд состоял из 50 действительных членов и 60 с правом совещательного голоса. Председателем был назначен епископ Никон. О самом съезде информации очень мало, но все же это удалось изучить. На повестке дня стоял вопрос о переводе всех монастырей на общежительный режим. Другие вопросы были связаны с программами по поддержанию дисциплины в монастырях. Также было предложено в момент чина пострижения давать обет о воздержании спиртных напитков.  В связи с тем, что болью монастырей были иноки, которые отреклись от обета, но все равно жили в кельях, всячески нарушая дисциплину, был поднят вопрос о лишении подобных людей монашеского сана. Предлагалось так же вводить специальные курсы для послушников, беседы и уроки Закона Божьего, потому что среди монахов отмечалась неграмотность в отношении догм православия и событий Ветхого Завета и Евангелие. После окончания работы съезда в синодальном органе «Церковные ведомости» была опубликована статья писателя Е.Поселянина, в ней говорилось о том, что тема благотворительности во время съезда затронута не была. Автор настаивал на создании монастырей нового типа – созерцательно-молитвенных, в которых благотворительность будет одной из основных задач. На что епископ Никон высказался с резкой критикой. Он выступал против создания школ и больниц при монастырях, считал, что данная деятельность подрывает монастырский устав. По его мнению, благотворительностью должны заниматься не монастыри, а союзы, братства или общины.[44] Данная полемика показала, что накануне Первой мировой войны взяли верх сторонники созерцательного монашества, выделяя деньги на благотворительность, они не желали открытия при монастырях богадельных заведений, тем самым ограждаясь от мирской жизни.

 

 

Монашество в период Первой мировой войны.

 

Первая мировая война приносила огромные потери в виде убитых и искалеченных солдат и офицеров в Российской Империи. Разворачивались новые госпитали, открывались больницы. При монастырях также открывалось все больше и больше больниц, которые переоборудовались под военные госпитали. В 1914 году лазареты были открыты в 207 монастырях, из них монастырям принадлежали 139 больниц на 4135 коек. Самое большое количество лазаретов было в Московской епархии (1251 койка), в Петрограде (360 коек) и в Киеве (356 коек). В Москве самый большой госпиталь был основан в Троице-Сергиевской лавре (200 коек), Александро-Невская лавра оборудовала и отправила на войну передвижной госпиталь, а так же небольшой лазарет на 30 мест был открыт при самом монастыре, Киево-Покровский женский монастырь имел один из самых хорошо оборудованных госпиталей в стране и самый большой в Киеве – 225 коек, в качестве сестер Милосердия трудились монахини и послушницы. В лазарете Киево-Печерской лавры насчитывалось 120 коек.

Монастыри, госпитали которых были в собственности других организаций, размещали лазареты в стенах гостиниц для паломников, там было больше всего места. Например, Военное ведомство открыло в Киево-Михайловском монастыре госпиталь на 450 коек, всего в монастырях Российской Империи были основаны госпитали нецерковных организаций на 5455 мест. Несмотря на то, что монастыри не были владельцами таких больниц, они принимали активное участие в работе лазаретов и финансировании, например, Ново-Иерусалимский монастырь пожертвовал госпиталю Звенигородского уездного земства 500рублей, бесплатно отапливал и снабжал продуктами питания. Монахини и послушницы ухаживали за пациентами. Сестры Новоторжского монастыря Тверской епархии помогали в земском лазарете на 500 раненых. Часто сестры монастырей, где есть швейные мастерские, снабжали госпитали бельем и бинтами. Некоторые монастыри проявляли заботу о семьях военных, ушедших на фронт. Бизюков-Григорьевский монастырь бесплатно поставлял зерно 750 таким семьям. Некоторые монастыри устраивали приюты для детей, потерявших родителей на фронте.[45] Да, вклад монастырей во врачевание и помощь сиротам был большим, однако он мог бы быть еще больше, если бы когда-то монашество занималось благотворительностью так же усиленно, как и созерцанием. Тем временем, Российская Империя вступала в трагическую и страшную эпоху революций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: