Глава 1. Положение монастырей

Введение

 

Актуальность темы. Русское духовенство, как одно из сословий в Российской Империи, прошло длительный период своей истории.  Так как в эпоху дореволюционной и уже в Советской России все внимание было сосредоточено на борьбе власти и народа, то развитие духовенства уходило на последний план. Многие исследования не охватывали эту сторону в истории страны, а изучали то, что было на тот момент актуально. В современном мире растет роль православной Русской Церкви, поэтому нужно осветить также тот момент в истории, когда монашество влияло на  развитие Православной Церкви, и было ли это влияние вообще.

В изучении истории Русской Православной церкви для исследователей традиционно наиболее интересными сторонами являются переломные моменты в истории, когда происходят социально-политические изменения. Именно в такой момент, когда Российская Империя иссекала себя, интересно состояние отдельной части Церкви, в частности монашества, которое так ярко не освещается в изданиях и работах. В связи с этим актуальность данной темы возрастает, также проявляется большой интерес к изучению ее развития за небольшой период, но очень важный в истории России. Также уникальность данной темы заключается в том, что можно проследить судьбу монастырей, изменения в их жизненном укладе с 1894 по 1922 года, рассмотреть их состояние на данный момент, кроме этого, проанализировать, как развивалось монашество со временем Николая II до становления советской власти. Изучение монашества дает возможность разобраться в том, что стало с этой религиозной частью Православной Церкви после падения ее авторитета в глазах власти и народа, смогла ли она выстоять под натиском революционных потрясений.

Степень изученности темы. Изучение данной темы несет за собой три разных периода, в которых по-разному были изучены аспекты монастырей и монашества к. XIX- н. XX века. Изучение Истории РПЦ началось с момента становление духовных семинарий во второй половине XIX века, где и появлялись научные труды, в которых освящены монастыри и монашество. Для XIX - начала XX века характерны работы, в которых упоминаются отдельные части истории РПЦ: состоянии церквей, в частности монастырей; доходы и расходы РПЦ; иерархия внутри церкви. Среди работ выделяются труды В.В. Зверинского. Он стал первым ученым, который изучал монастыри как составную часть РПЦ.[1] Самая значимая его работа – это работа, которая исследовала православные монастыри в Российской империи. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», которая разделена на несколько томов.[2] Также к работам дореволюционного периода относится труд  Д. И. Ростиславова, где он приводит статистику финансового положения и деятельности черного духовенства,[3] и работа, в которой описывается жизнь духовенства в православной церкви.[4] Надо также упомянуть деятельность Денисова Л.И., который написал труд, направленный на описание женских и мужских монастырей до двадцатого века с историческими сведениями о них.[5] К дореволюционным работам также относят В. Ивановского.[6] Проанализировав все работы дореволюционного периода, можно сделать вывод, что они заключаются в изучении материальной составляющей монастырской жизни, а также его быта. Изучение монастырей и монашества в этот период не выделилось в отдельное направление. Работы являлись общей информацией о состоянии РПЦ, но они стали фундаментом для дальнейшей научной деятельности.

В начале советского периода отношение к церкви было крайне негативное, это было видно в деятельности ученых. Первой работой этого периода является труд Н.М. Никольского, освещающий дореволюционную жизнь церкви, а также анализированный автором по поводу событий этого времени.[7] Также были составлены работы Титлоновым[8] и Писаревым. [9] Они являются более сдержанными и не несут отрицательную критику. После Великой Отечественной войны работы стали иметь положительную оценку, системность и научность. Так в 1967 году вышел труд под коллективной работой П. Каждана, С. А. Токарева, А. М. Сахарова,[10] а также сборник ученых, где советские историки говорят о православной церкви в России.[11] Эти работы составлены с помощью уже накопленных материалов по истории РПЦ. Авторы использовали объективный подход к изучению данной темы. Также в это время за рубежом эта тема была изучена учеными, которые были русского происхождения. Например, А.В. Карташов, И.К. Смолич, Д.В. Поспеловский.  Труды Смолича помогли выйти истории монашества и РПЦ в общем на новый уровень.[12] В своих трудах он попытался монашество выделить как отдельное направление в изучении РПЦ.

В современной России возобновилось изучение монашества. Началось переиздание дореволюционных работ. Был пересмотрен взгляд на изучение РПЦ, советское негативное отношение ушло на задний план. Большую роль в изучении истории РПЦ сыграли такие ученые, как В.Цыпин,[13] А.Б. Ефимов.[14] Также П.Н. Зырянов изучал православные обители на всей территории России за XIX- нач. XX вв., после чего он создал монографию.[15] Авторы работ этого периода говорят, что нужно пересмотреть взгляд на многие моменты в истории РПЦ и привести все в труды к общему мнению.

Цель работы: проследить состояние монастырей и монашества с начала правления Николая II до становления советской власти.

Задачи работы:

- Проанализировать источники по данной теме;

- Выявить информацию по этой теме, и систематизировать ее;

- Определить финансовое и административное положение монастырей и монашества;

- Проследить деятельность монастырей и монашества на территории Российской Империи

- Проанализировать взаимоотношения монашества и государства за данный период.

Круг источников, который будет использован в работе, определился в ходе изучения данной темы, что и помогло в решение исследовательских задач. При работе над темой были использованы письменные источники, из чего я сделала классификацию по данной работе:

Письменные источники:

1) Нормативно-правовые акты:

а) К первой группе относятся указы, распоряжения, постановления, а также нормативные, законодательные акты Синода. Это, во-первых, положения Духовного регламента; во-вторых, Статьи сводов Российский Империи, в-третьих, Собрание постановлений по ведомству православного вероисповедания, Духовные законы для православных священнослужителей, монашествующих и др. лиц, Циркулярные указы Святейшего Синода. [16]

б) Ко второй группе относятся законодательные акты церковного происхождения: это уставы отдельных церквей на всей территории Российской Империи. Уставы регулировали жизнь внутри обители, а также богослужебную деятельность. В конце XIX века Филаретом Дроздовым были созданы Правила благоустройств монашествующих братств, а также общежительные уставы, которые были составлены игуменом Серафимом Кузнецовым.[17]

2) Публицистические источники: эти источники включили в себя материалы дискуссий конца XIX- начала XX века. Одним из главных вопросов считался вопрос и кризисе в монашества и необходимость реформ в монашестве. На страницах «Церковных ведомостей», «ЧОИДР» высказывались разные мнения по поводу радикальных изменений в монашестве, при этом были предложны всевозможные варианты. Также выпускались светские городские газеты, такие, как «Троичанин» и «Троицкий вестник».

3) Источники личного происхождения: в эту группу входят письма, мемуары, дневники священнослужителей, заметки о посещении паломнических мест. К таким относятся воспоминания Евлогия Георгиевского, где описывается жизнь дореволюционного духовенства, последующая жизнь после Революции, Первой Мировой Войны, Гражданской войны. Воспоминания митрополита Евлогия изложены по его рассказам Т. Манухиной.[18] А также труды Вениамина Федченкова,[19] Меркурия Попова.[20] В этих работах также упор делается не на жизни человека, а именно на исторических событиях, происходящих в то время.

4) Материалы статистики: в эту группу входят статистические и справочные данные дореволюционного периода. Этот источники делится на:

а) Светская статистика – это статистические данные губерний, материалы переписи населения.[21]

б) Церковная статистика – это статистика епархий, данные, которые собирались для епархиальных отчетов по приказу Синода[22].

Также к этой группе относятся справочно-информационные издания, посвященные только обителям. Они содержат в себе информацию о создании, месте монастыря, о хозяйстве, о персоналиях. К таким относятся работа Павловского А.А.,[23] а также работа о православный монастырях т архиерейских домах.[24] Изученные источники являются подходящей источниковой базой для исследования монашества и монастырей на территории Российской Империи на протяжении периода с конца XIX – начала XX веков, что позволяет решить поставленные задачи в данной работе.

 

ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: