Дальнейшие решения Собора

                                                             

Восстановление патриаршества преобразовало систему управления РПЦ. Патриарху Собор предоставил полномочия по нормам канона, а именно:

- нести попечения РПЦ и представлять ее интересы перед государством;

- сноситься с автокефалиями;

- выступать перед паствой с просветительными речами;

- заботиться о замещении на архиерейских кафедрах.

Патриарх – епархиальный архиерей Патриаршей области – Московской епархии и ставропигиальных монастырей.

Поместный собор учредил два главных коллегиальных органов управления РПЦ – Священный Синод и Высший Церковный Совет. В юрисдикцию Синода входили дела вероучительского, литургического, иерархическо-пастырского характера, Совет же занимался делами церковно-общественного порядка, административными делами и регулировал все, что связано с церковно-приходскими школами и факультативы на православную тематику в государственных учебных заведениях. Особо значимые вопросы, такие как открытие новых епархий, назначение и подготовка заседаний Собора или правовая защита РПЦ, решали Синод и Совет сообща. [60]В Священный Синод, кроме патриарха, являющегося председателем, входили еще 12 человек: митрополит Киевский по кафедре, шесть архиереев по избранию Собора на три года и пять епископов, вызываемых по очереди на один год. Из пятнадцати членов Высшего Церковного Совета, возглавляемого, как и Синод, патриархом, три архиерея делегировались Синодом, а один монах, пять клириков из белого духовенства и шесть мирян избирались Собором. Выборы членов высших органов церковного управления состоялись на последних заседаниях первой сессии Собора перед его роспуском на рождественские каникулы. Таким образом, перед Рождеством избрали следующих членов: митрополитов Арсения Новгородского, Антония Харьковского, Сергия Владимирского, Платона Тифлизского; архиепископов Евлогия и Анастасия Кишиневского. В Совет избрали архимандрита Виссариона; протопросвитеров Г.Шавельского и Н.Любимого; протоиереев А. Санковского и А. Станиславского; псаломщика А.Кулешова; мирян: князя Е.Трубецкого, профессоров С.Булгакова, И.Громогласова и П.Лапина; эксминистров Временного правительства по религиозным делам А. Карташева и С.Раевского. 13 (26) ноября в Совете состоялось обсуждение правового положения РПЦ в России, профессор С.Булгаков написал декларацию о правовом положении, в ней говорилось о том, что церковь как институт ни в коем случае не должна быть отделена от государства. Исторически было обусловлено со времен Византии и Древней Руси, что Церковь и государство взаимодействуют друг с другом. На этом принципе основывалась Киевская и Московская Русь. По словам профессора, власть должна придерживаться лишь христианских канонов и отвечать интересам христиан.[61]

В окончательном виде определение Собора гласило:

«1. Православная Российская Церковь, которая составляет часть

единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство.

2. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти…

3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью… равно и акты церковного управления и суда, признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы…

4. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе как по соглашению с церковной властью…

7. Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными…

8. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь…[62]

22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации и отобранию…».

Деяния Собора свершались и во время Великой Октябрьской Революции. 25 октября (7 ноября) пало Временное правительство и была установлена Советская власть. Началось тяжелейшее, кровавое время, как для РПЦ, так и для всей страны в целом. Во время октябрьских беспорядков члены Собора высоких санов ходили по улицам Москвы, оказывая помощь раненым и подбирая трупы убитых. Среди них были архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Собор отправил делегацию в Кремль с целью остановить беспорядки, однако успеха это не принесло, членов Собора даже не пустили на порог. Согласно воспоминаниям современников, в такие жуткие времена произошла метаморфоза с Собором, это уже был настоящий церковный Собор с высокими моральными устоями, а не просто административный институт. 20 января 1918 года открылась вторая сессия заседаний Собора, которая проходила в здании духовной семинарии Москвы, на заседании было всего 110 человек, так как из-за Гражданской войны перемещаться по стране было трудно и опасно. На пленарном заседании была внесена поправка в формулировку: «при соборном содействии клириков и мирян», по инициативе профессора И. Громогласова словосочетании «соборное содействие» было заменено на «единение» клириков и мирян.[63] Был изменен возрастной ценз для кандидатов в архиереи – 35 лет. Согласно определению, органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трехлетний срок. Епархиальные собрания в свою очередь образуют свои постоянные исполнительные органы: епархиальный совет и епархиальный суд.[64] Был введен устав о Приходе, согласно которому главной обязанностью Прихода является забота о храме. Определен номинальный состав Прихода: священник, диакон и псаломщик. Изменение состава Прихода было привилегией епархиального архиерея, который так же назначал либо отставлял клириков.[65] 25 января (7 февраля) в Киеве погиб митрополит Владимир – его убили бандиты, он был признан мучеником.

5 апреля 1918 г., незадолго до роспуска на пасхальные каникулы, Собор архипастырей Русской Православной Церкви принял постановление о прославлении в лике святых священномученика Иосифа Астраханского и святителя Софрония Иркутского. Последняя сессия заседаний Собора состоялась 19 июня (2 июля) 1918 года. На ней продолжалась работа над составлением определений для высших органов администрации РПЦ. Было постановлено определение о монашестве, согласно которому был установлен возрастной ценз для пострига – не менее 25 лет, однако, были и предусмотрены исключения, когда более молодого послушника или послушницу можно было постричь в монахи после благословения епархиального архиерея. Поместный Собор подчеркнул преимущество общежительства перед особножительством и рекомендовал всем монастырям по возможности вводить у себя общежительный устав.[66] Собор вынес два определения, касающиеся священного сана – первое запрещало разведенным или вдовствующим священнослужителям вступать в брак, второе запрещало восстановление сана у лиц, которые были лишены его по приговору суда. [67] Заседания были прерваны конфискацией помещения, где они происходили. Так начался закат Соборной эпохи в России. Поместный собор стал очень значимым явлением для РПЦ, заменив изжившую себя синодальную систему и восстановив патриаршество. Деяния Собора повлияли на дальнейшую жизнь церкви, стали ее опорой и духовным ориентиром на сложном пути.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: