Судьба монастырей и монашества после Октябрьской Революции

 

РПЦ даже и после Революции и падения Собора оставалась утешением для православных России, душой же самой РПЦ было монашество, представителям которого на протяжении всего существования СССР приходилось, мягко говоря, несладко. С монахами обращались с крайней жестокостью практически сразу после краха Временного правительства.  В 1920-е гг. происходило их повсеместное закрытие, в первое время, правда храмы монастырей стали передаваться Приходам. Монахов же в лучшем случае изгоняли из их обителей, многих лишали свободы или даже убивали, причем очень жестоко, например, великомученицу Лисавету (в миру: Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, до венчания, немецкая принцесса Луиза Алиса Гессен-Дармштадская), основательницу Марфо-Мариинского монастыря в месте заключения - Ново-Тихвинском монастыре в Перми закопали заживо в Новой Селимской шахте вместе с супругом – Великим князем Сергеем Романовым, другими князьями и монахиней инокиней Варварой, и это не единичный случай звериной жестокости большевиков по отношению к представителям духовенства. Самое страшное, что великомученица Лисавета, пока не умерла от нехватки воздуха и голода, пыталась спасти тех, кто был вместе с ней погребен в шахте. Когда белогвардейские офицеры обнаружили братскую могилу, они увидели, что раны на теле князя Иоанна были перевязаны клочками одеяния Великой княгини Елизаветы Федоровны.[68]

На 30-е годы пришлось массовое закрытие Приходов, что привело к прекращению легального функционированию монастырей. Поскольку не было Приходов, конфискованные монастырские храмы закрывались и переоборудовались в зернохранилища, цеха заводов, казармы, тюрьмы, в лучшем случаи, административные помещения, бывало и просто уничтожались. Храмы были построены из прочного материала, поэтому их чаще всего взрывали, бывало на уничтожение храма уходило несколько дней. Изгнанные монахи старались селиться вблизи разрушенных обителей, однако их преследовали и чаще всего казнили. Подвергались подобному обращению не только православные храмы, у большевиков была ненависть к абсолютно всем конфессиям, например, в городе Самара костел Пресвятого сердца Иисуса сначала был переоборудован под склад, затем в нем открыли краеведческий музей; большая хоральная синагога Самары была превращена в зернохранилище, а ее раввин с семьей жестоко убиты. Тяжкие испытания выпали и на православных пастырей – в 1937 году расстрелян келейник митрополита Сергия – игумен Афанасий  и его сестра.

 

 

Заключение

 

В курсовой работе был рассмотрен один из периодов в истории РПЦ -  конец XIX – начало ХХ вв., который является концом для Синодального периода в истории РПЦ. Изучение этой темы дало мне разобраться в истории монашества, что является религиозной частью Православной Церкви. В этот период в целом Российская Империя на государственном уровне являлась  православным государством, дабы сплотить народ на всей территории страны.  Император усиливал свою власть за счет народного одобрения, которое он получал путем своей веры в Бога. Поэтому Священный Синод делил свою власть со светской. Но за это Церковь всегда получала материальную поддержку – это льготы, дотации и т.д.  Основополагающие законы в РПЦ, в частности монашестве, были созданы в виде сборников законов. С помощью них власть регулировала монастыри, да и Православную Церковь в целом. Благодаря появлению новых монастырей, а также их реставрации и восстановлению, в начале ХХ века можно увидеть высокий рост монастырей на территории Российской Империи.

Вся финансовая деятельность монастырей давала возможность, что н финансы переходили в собственность монастыря.  Имущество монастыря, имеющее не только финансовую, но и религиозную ценность, не могло быть продано. Упразднение патриаршества и появление Синода с обер-прокурором дало элитное положение, данное властью, но были и минусы – Церковь полностью была подчинена Императору, который лишил их самостоятельности.  Внутренние проблемы Церкви особенно усиливались постоянной необходимостью раздвигать пространство своей деятельности по мере расширения государственной территории. В XVIII-XIX веках происходит окончательное образование Русского государства как огромной многонациональной  страны.  Процесс становления Православной церкви как государственного института, включающего монастыри как центры православия, оборвала революция 1917 г. После свержения Николая II для решения судьбы монастырей и РПЦ в целом был созван Собор, который определял дальнейший путь Церкви. Поместный Собор 1917 - 1918 годов не закончил свою работу из-за революции, однако, патриаршество всё-таки было введено вновь. После Собора РПЦ лишилась статуса юридического лица, началась волна закрытий монастырей, духовных заведений, имущество церкви было разграблено, а также мощи святых были осквернены- и это малый список того, что происходило с РПЦ в это время. Сильно страдали монастыри, так как из-за их закрытия монахам было некуда идти, многие подвергались репрессиям.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: