Реабилитация патриаршества

 

11 октября 1917 года Поместный собор начал грандиозный проект – восстановление патриаршества. Инициатором выступил председатель Отдела высшего церковного управления астраханский епископ Митрофан Астраханский. В предсоборном Совете и в начале существования Собора за восстановления патриаршества выступали в основном монахи, однако, в дальнейшим этот вопрос стал более актуален. На седьмом заседании Отдел решил не медлить с данным вопросом и предложил Собору начать реабилитировать первоосвятительный престол. В своем докладе епископ Митрофан напомнил о том, что патриаршество в России существовало со времен Крещения Руси, тогда Россия была в юрисдикции Константинопольского (Византийского) патриарха. То, что Петр Великий упразднил институт патриаршества было нарушением христианских канонов и преступлением перед РПЦ. По словам епископа, все эти столетия русский люд мечтал о восстановлении патриаршества, это была «золотая мечта». «Во все опасные моменты русской жизни – говорил епископ Митрофан, – когда кормило церковное начинало крениться, мысль о патриархе воскресала с особой силой… Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы». В своем докладе епископ опирался на девятое правило Антиохийского собора и тридцать четвертое Апостольское право, которые гласили о том, что у церкви должен быть владыка – первый епископ, которым и является патриарх. [59] У реабилитации патриаршества были и ярые противники среди членов Собора. Сторонники синодальной системы утверждали, что возвращение патриаршества может негативно сказаться на работе Собора. Князь А.Чаадаев приводил в аргумент высказывание архиепископа Феофана Прокоповича о том, что «коллегия» может раскрывать таланты своих участников. Профессор Б. Титлинов утверждал, что соборность не может существовать мирно с единовластием, однако он забывал исторический факт, что с упразднением патриаршества сошло на нет и существование Поместных соборов. Н.Цветков считал, что патриаршество образует средостение между православными и Иисусом Христом. В.Рубцов сравнивал патриаршество с тиранией и деспотизмом, он считал, что России надо ровняться на Западные страны, а не возвращаться в Средневековье. Однако, противников было меньшинство по сравнению со сторонниками восстановления патриаршества. Сторонники помимо библейских принципов упирались так же на историю РПЦ. И.Сперанский в своем докладе утверждал, что в допетровской России между патриаршеством и страной была глубокая психологическая связь, например, пока в стране происходили стрелецкие казни, забывались заветы Христовы и заповеди пророка Моисея, патриарх Андриан, несмотря на старость и слабое здоровье, успокаивал осужденных перед казнью, общался с народом, ходатайствовал на смягчение наказания и т.д. Архимандрит Иларион (Троицкий) называл отмену патриаршества бедствием для России, а патриаршество именовал «русским сердцем», которое Петр, словно орел, выклевал у России, называл первого императора нечестивым и обвинял в святотатстве.

28 октября (10 ноября), когда все дискуссии были окончены, Собор выступил с постановлением о восстановлении патриаршества. Отныне структура РПЦ была такая: высшая власть – законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая в руках Поместного собора, который периодически созывается в установленное время, в состав входят епископы, клирики и миряне. Церковное управление возглавляет патриарх – первый среди епископов. Патриарх подотчетен Собору. Выборы патриарха проводятся в 3 тура – члены Собора пишут записки с именами кандидатов, в каждом туре избирается один кандидат, в финальном туре методом жребия выбирается патриарх. Таким образом, в результате продолжительной борьбы по жребию Божьему патриархом избрали святителя Тихона (в миру: Василий Беллавин). Интронизация (посвящение) патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения Богородицы в Храм в Успенском соборе Кремля. Для торжества из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона. Главные конкуренты Тихона на выборах – архиепископы Антоний Харьковский, Агафангел Ярославский, Иоанн Казанский, Сергий Владимирский и Арсений Новгородский были возведены в сан митрополитов 29 ноября на Соборе. Так началась короткая эпоха патриаршества в послереволюционной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: