Социализированная модель государства

Попробуем воспроизвести непростой чертеж. Я не случайно употре- бляю это слово, потому что, если мы хотим отличаться от лукавых бол- тунов, должны ясно представить себе социально-инженерный конструк- тив нового российского государства, которое будем строить. Рассмотрим структурно-функциональное поле государства справедливости. Мы с вами обсуждали, что справедливость, как ценность и как ценностная цель — делится на две ветви:

1) на ветвь, связанную с материальным аспектом (распределением ма- териальных благ, потреблением);

2) и на ветвь, связанную с очень важным нематериальным аспектом, влияющим на трудовые, потребительские и психологические моти- вации.

Определим в явном виде, во имя кого решаются задачи достижения справедливости? Естественно, что во имя человека, но важно уточнить:

«конкретного человека» — не того, кто сидит в кресле № 1, а обычного, простого человека, гражданина в обществе, одного из 146 миллионов. Именно этот человек является объектом целевой адресации для дости- жения справедливости, поскольку справедливость — это ощущение кон- кретным человеком: справедливо или не справедливо.

Что порождает нематериальный аспект в этом функциональном, структурном поле? Еще раз приведем привычную для нас формулу спра- ведливости: ожидаемое=воздаваемому. Слева — ожидаемое, с которым государство может работать. Как можно воздействовать на завышенное ожидаемое?


1. Через воспитание. Есть у государства такая функция? В путин- ском нет, а в нашем будет, и это уже было в нашей стране и в школе, и в университете, и в рекламе, и в литературе, и в СМИ, и на улице, где угодно.

2. Через образование, и понятно, какие именно институты в государ- стве этим должны заниматься. Понятно, что в государственных об- разовательных стандартах, в методике преподавания, в структуре дисциплин, в учебниках должны быть заложены именно эти ценно- сти. А Путин предлагает избавиться от них: «Надо деидеологизиро- вать всю историю, культуру нашей страны», вот страна и разруша- ется. Мы же строим социализированную модель.

3. Через «Службу престижа» или «Службу нематериальных мотиваций человека к труду, законопослушанию, нравственному, социальному поведению». «Доброе слово и кошке приятно», что же говорить о че- ловеке. Государство должно выстраивать и использовать системы поо- щрения, внимания, уважения, оценки заслуг. Это тоже должно быть.

4. Через пропаганду самих ценностей, образцов поведения, т. е. реа- лизацию установок, которые дает культура, воспитание и образо- вание.

Все это вместе сольется в функцию воспитания настоящего челове- ка, человека нравственного, социального, правового, законопослушного, справедливого, патриотичного. Отсюда и тип государства.

Теперь материальный аспект, материальная вертикаль. Как она фор- мируется в государстве справедливости? Конечно, это перераспредели- тельная функция, это бюджет, и это целевые общественные фонды по- требления — то, что путинизм разрушил. Бюджет он тоже разрушает, постоянно урезая его относительно ВВП по либеральным формулам.

Бюджет, целевые общественные фонды потребления работают на основную функцию материальной поддержки и адресуются опять-таки конкретному человеку.

Почему я все время говорю: «Конкретный человек»? Потому что мы не имеет права настраиваться на среднюю температуру по больнице, когда средняя зарплата российского гражданина якобы — 40 тысяч рублей, но только особый гражданин получает 5 миллионов рублей в день, а боль- шинство нищих получает в среднем 12 тысяч рублей в месяц, во всяком случае, пенсии на этом уровне.

Нельзя государственный механизм настраивать на такие обобщенные параметры мониторинга, мы его будем настраивать на конкретного чело- века. А сейчас, в нынешнем государстве, конкретный человек куда может пойти со своей болью, проблемой, неудачами, несчастьями любого сорта? Попыталась мать российского воина, которого пленили разбойники ИГИЛ, обратиться в десять российских инстанций, а они ее футболят по кругу.


Итак, необходимо конструирование системы, которая будет знать, в чем беда конкретного человека, и будет возбуждать прямые связи, ко- торые через материальные и нематериальные аспекты будут решать про- блемы этого человека. Тогда и только тогда государство сможет стать го- сударством справедливости.

Что для этого нужно? Государство должно построить, а мы это обяза- тельно сделаем, систему мониторинга самочувствия конкретного человека. Не забудем еще один важный институт, влияющий на самочувствие человека — религию, духовную поддержку. И здесь взаимодействие ре- лигиозных объединений и государства выполняет вполне светскую, но уникальную, общественно значимую функцию, включая социальный за- каз, конкордат. Иногда поговорить человеку не с кем, получить утешение не от кого, а религиозные институты культивируют удивительную функ- цию — печалование, сочувствие человеку. И это очень важно в социали-

зированном государстве, когда живем миром, коллективом.

Идем дальше. Партии, профсоюзы, отраслевые союзы и объедине- ния тоже должны исходить из самочувствия человека, поэтому они тоже должны войти в систему мониторинга в обратной связи.

Тут возникают политические адресации апелляций. К кому человек может апеллировать, чтобы включить все прямые государственные свя- зи? К госорганам: «Отдай пенсию!», «Помоги человеку!», «Окажи соци- альную, материальную помощь!». Туда же апеллируют и гражданские медиаторы (профсоюзы, партии и союзы, различного рода НКО), и по- литические медиаторы (депутаты, фракции, партии, только натуральные, а не нынешние). Наконец, существует важнейшее пространство обще- ственного дискурса, в котором государство обеспечивает свободу мысли, слова, провозглашения проблематики, свободу общественной апелляции к политическим и государственным институтам, и это то, что в нашей те- ории называется политическим спектром и тоже входит в пространство мониторинга и управления государственным строительством.

Оптимальное значение ширины политического спектра (обширности

общественно и политической дискуссии), так же, как и функции распре- деления по доходам, — это целевые назначения, которые позволяют сде- лать государство устойчивым, нравственным, справедливым и работаю- щим для людей.

Апелляции к госорганам, конечно, должны попасть в поле государ- ственного управления справедливостью и выдать управленческие им- пульсы. Как это можно реализовать?

В Советском Союзе такую роль исполняла КПСС — вертикально- горизонтальная структура, с партийными комитетами по месту работы и месту жительства. Обиженному человеку было куда обратиться с прось- бой, жалобой, предложением и, так или иначе, включались обратные свя-


зи и механизмы. Кто-то сейчас подумает: «А! Степан Степанович КПСС хочет вернуть, партийную монополию». Нет. КПСС, кроме позитивного опыта, дала нам хороший урок и пример того, как опасны монополии, особенно политические.

То, о чем я сейчас говорил, должно быть устроено в государственной, а не партийной системе, и такой государственный институт мы проек- тируем и обязательно реализуем. Смотрите, есть институт министерства внутренних дел, с управлениями, отделами внутренних дел, вплоть до участковых, которые знают и работают с конкретными жителями рай- онов, их задача — обеспечение общественной безопасности на местах. Есть система уполномоченного по правам человека — не работающая, но подсказывающая система.

А в государстве справедливости, будущей России будет распреде-

ленная, разветвленная система уполномоченного по делам человека, по его самочувствию. Эта фигура будет в шаге от президента, уполно- мочена высшим мандатом, с вертикально-горизонтальной сетью, охва- тывающей всю страну, с уполномоченными по делам человека внизу, к которым сможет прийти простой человек и принести свою боль, беду, жалобу на бездушного чиновника, на безысходность какого-нибудь правового тупика. И эта обратная связь будет работать так, как сейчас не работает ни одна система. В новой конституции есть статья на эту тему.

Как справедливость будет как целевая ценностная субстанция про-

низывать устроение государства, чтобы государство стало государством справедливости? Будут выстроены институты, функции, механизмы, процедуры, право, а также традиции, уклады, порядки, которые, работая в совокупности, и сформируют государство справедливости.

В теории строительства государства, в, так называемом, проблемно- управленческом дереве, которое мы с вами уже обсуждали, в разделе

«Успешность страны, партии и государства», справедливость наверху как высшая ценность породит комплекс ценностных целей. Каких? Это патриотизм, социально-политическая устойчивость, психологический комфорт, правильность и праведность жизни человека и общества. Это мотивации к труду, нравственность, очеловеченность человека и обще- ства. Все это ценностные цели высшего уровня.

Эти цели, как мы с вами много раз говорили, порождают иденти- фицированное проблемное поле, которое декомпозируется на суб- проблемы, те, в свою очередь, на суб-субпроблемы, и, наконец, зада- чи, получающие решения в государственном управлении. Решения оперативно-распределительные, нормативно-правовые.

Какие функции в государстве справедливости являются главнейши- ми? Их три.


1. Функция воздействия на массовое индивидуальное сознание, фор- мирующее ожидания (левая часть в уравнении справедливости ожидаемое=воздаваемому).

2. Функция воздействия на процессы создания материальных и нема- териальных благ для обеспечения возможности воздаяния.

3. Функция мониторинга состояния, самочувствия всех и каждого конкретного человека.

Какие основные проблемы, препятствующие построению государ- ства справедливости выявляются в современной России? Во-первых, дух стяжательства и потребительства, мутация сознания, девиации, асоци- альность и преступность, расчеловечивание, которые культивируются в путинистической системе образования, воспитания, рекламы, средств массовой информации. Вторая проблема — это отстраненность госу- дарства от управления распределением национальных благ в обществе. Либеральная догматика, социал-дарвинизм в чистом виде. И третья про- блема — безразличие государства к делам, состоянию и самочувствию конкретного человека.

От чего зависит первая проблема? От официальной социал-

дарвинистской идеологии, от отсутствия идеологии нестяжательства, от того, что запрещена государственная идеология как позитив. Мутация сознания, преступность, асоциальность, расчеловечивание происходят в каких сферах? Реклама, религия, СМИ, образование, воспитание, госу- дарственная идеология, Конституция, пропаганда.

В этих сферах государство, построенное по нашей Конституции и по модели государства справедливости, поставит иные ценностные цели и будет их достигать. Управление государством справедливости, таким образом, включает образование, воспитание, рекламу, пропаганду, СМИ, культуру и государственную идеологию. В Конституции должны быть прописаны основания достижения справедливости. Это общественная нравственность, это равенство права на признание, охрану достоинства каждого человека. Это законные интересы граждан, их законных юриди- ческих объединений в лице общества. Это результаты труда, это благодар- ность общества и государства за заслуги в социально значимой деятельно- сти человека и это милосердное отношение к слабому и обездоленному.

От чего зависит проблема № 2 — отстраненность государства от

управления распределением национальных благ в обществе? От социал- дарвинистской, либеральной догматики, в которой государство — ночной сторож, госбюджет уменьшается, субсидирование и дотации бедным, ма- лоимущим уничтожаются, нет фондов общественного потребления, всем руководит рынок, человек сам себе должен накопить и на пенсию, и на об- разование, и на здравоохранение. Только так получается далеко не у всех, не хватает у человека денег, вымирать начинает этот конкретный человек.


В направлении к свету — человеку настоящему

Государство справедливости построит классические институты пере- распределения. Через бюджет, который будет восстановлен до оптималь- ного уровня относительно ВВП. Через налоги, которые будут взиматься по прогрессивным шкалам налогообложения. Через пенсионную систе- му, которая увеличит пенсии за счет изменения параметра оплаты труда в макробалансе страны. Через систему вспомоществования, социальной защиты, благотворительности и порядка ее стимулирования, целевых фондов общественного потребления. В этом пространстве будет то, что составляет часть государства справедливости, а именно, социальное го- сударство, welfare state.

Соответственно, будут внедрены, вменены новые регуляции в распре-

делении, возникнут социальные стандарты, будет реализовываться прин- цип социальной справедливости. Помните, в социальном пространстве функция распределения по доходам? Территориальная справедливость, помните, в физическом, географическом пространстве? Будут оптимизи- рованы вопросы приватизации основных фондов, частная собственность будет социализироваться, сочетая интересы собственника, наемного труда, общества и государства, в том числе, защищая предпринимателя и его право частной собственности, поскольку она станет фактором про- гресса, станет социализированной, выпишется из социал-дарвинистской модели, впишется в модель социализированного государства. Будет оста- новлена фашизация страны.

Что такое фашизм? Сильное меньшинство присваивает себе право

превосходства над слабым большинством и право насилия над ним — вот вечная формула фашизма как вируса, который спит в человеческой цивилизации, а в сегодняшней России начинает просыпаться.

Будет восстановлена государственная политика управления оплатой труда. Повторю, прогрессия НДФЛ, нематериальное и материальное сти- мулированиепроизводительноститруда. Восстановленазарплатоемкость валового внутреннего продукта, будет регулироваться коэффициент Джини. Будет регулирование сверхграничной ренты, где она становит- ся инструментом паразитизма, она будет оставаться в том пространстве (рента, маржа банка, на капитал, природная), в котором является пре- мией собственнику как организатору производства, создателю рабочих мест, социального пакета, инициатора прогресса. Частная собственность в нашем государстве справедливости станет фактором прогресса, нрав- ственности и справедливости, что бы сейчас на левом полюсе мне ни пы- тались возразить. Вы мне возражайте, только, пожалуйста, на таком же уровне детализации и структуризации проблемного поля, а самое глав- ное — конструктивного предложения. Вы-то что предлагаете, кроме экс-


проприации экспроприаторов, а потом гражданской войны? Проходили, извините. Уроки надо извлекать.

Соответственно, будет перестроена структура макробаланса страны, о чем мы с вами говорили. Будут возрождены погубленные фонды целе- вого общественного потребления. Что это такое? Это фактически суб- сидированное жилье, образование, здравоохранение, рекреация, транс- портная система, ЖКХ. ЖХК — это главный зуб на вершине пищевой социал-дарвинистской цепочки. Мы этот зуб вырвем. Макробаланс стра- ны станет оптимальным.

Третья проблема, а именно, безразличия государства к делам, со- стоянию, самочувствию каждого человека будет решаться в виде спе- циализированной системы. Да, это бюджетные расходы, и мы знаем, от- куда возьмем эти деньги, потому, что бюджет относительно нынешнего кастрированного станет здоровым и планомерным относительно задач государства, общества и развития человека. Вернется обратная связь от конкретного человека к государству.

Возникнет социальный и гражданский мониторинг. Меня спрашива- ли о механизмах народного контроля. В этом они и будут заключаться как распределенная система, а не как отдельное решение типа панацеи. Не бывает панацей.

Возникнет институт уполномоченных по делам человека. Правящая партия, общественные структуры по закону, по жесткому требованию новых регламентов будут обязаны быть не безразличными к членам сво- их партий, избирателям, среди которых они собирают голоса.

Будет ликвидирован феномен приватизации государства, а именно отрыва власти от общества, феномен формирования власти узким кла- ном, который интересуют только дела семейные или клановые.

Итак, государство справедливости, основанное на строгой теорети- ческой базе эволюционной, абсолютно физичной, природной модели прогрессивного развития государства в противоположность путинской социал-дарвинистской модели государства.

В джунгли, в животное состояние, в озверение, в социал-дарвинизм, либерализм, путинизм превратилась современная Россия, и против этого социализированность, истинный человек, очеловеченное, нравственное, справедливое общество. Нам с вами нужно выйти к свету.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: