Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Дайте определение справедливости

2. Чем нравственность отличается от морали?

3. Назовите три этапа реализации справедливости?

4. Назовите способы уравновесить уравнение справедливости?

5. Как государство воплощает справедливость?

6. Чем справедливость отличается от социальной справедливости?

 

Занятие № 11

«Социал-дарвинизм, социализированность и государственное устроение»

Человек человеку — волк или конкуренция, социал-дарвинизм, либерализм

Социал-дарвинизм, социализированность и государственное управ- ление. Вы даже по интонациям должны почувствовать, что социал- дарвинизм и социализированность — это некие противоположности. И это, конечно, имеет отношение к идеологиям: первая, разумеется, к ли- берализму, вторая к социализму.

Напомню, что идеология — это собрание ценностей, базовых моти- ваций мировоззрения, интенций намерений и действий, как отдельного человека, так и совокупного общественного действия, да и государствен- ного действия тоже.

Сравнивая социал-дарвинизм с социализированностью и все это рас- сматривая применительно к государственному управлению, мы начина- ем с того, что выясняем, в каких человеческих взаимоотношениях про- являются существенные различия, задаваемые этими типами идеологии, а потом привносятся в жизнь государственным устроением.

Начнем с праистории. В древние времена в соответствии с теорией Дарвина действительно существовала борьба всех со всеми за выжива-


ние. Ее отголоски живут и теперь в формуле «Человек человеку — волк» в рамках современного либерализма.

Это был первый этап эволюции образцов жизни, этап, на котором на тот момент волчизм был фактором увеличения жизнеспособности и жизнь продолжалась и развивалась. Помните, мы отмечали важную, исходную точку: «В чем смысл жизни?»? В жизни. Если она исчезает, то и все остальное тоже исчезает.

Что происходило дальше? По дарвиновскому же закону успешные об- разцы жизни генетически закрепляли увеличение очень важного показа- теля — жизнеспособности, но однажды вместо конкуренции в качестве более эффективного способа выживания, и для повышения жизнеспособ- ности — перешли к коллективному бытию. Родилась протосоциальность. При этом характер взаимодействия изменился с борьбы друг с другом за выживание — конкуренции — на кооперацию. Вместо индивидуализма, священной коровы современного либерализма, появилась социальность, коллегиальность, коллективность, общежительство. И новая формула:

«Человек человеку — друг, товарищ и брат».

Что будет на третьем этапе? Помните, мы говорили: «Теоретическая мо- дель верна тогда, когда она позволяет прогнозировать»? Что прогнозиру- ется в этой логике? От разъединения, борьбы всех со всеми к сближению, кооперации. Делаем в мысленном эксперименте следующий шаг — получа- ем дальнейшую интеграцию, агрегирование. Для этого шага люди должны измениться, перейти в полевую форму. А это то, что описано в прогнозах глубокой, наукоподобной религии — преображение человека.

Наша секулярная научная логика говорит, что направление логики прогноза совпадает.

Почему важен этот экскурс? Для того, чтобы увидеть корни, истоки, природу того, что является учением, теорией и политической практикой социал-дарвинизма. То есть учения о биологической фазе жизни, когда не было ни мозгов, ни совести, ни соображения, перенесенной на соци- альные, политические практики и типы государственного устроения.

Биологический социал-дарвинизм сегодня должен более точно назы- ваться современным либерализмом, практику которого мы видим в на- шей стране и в большинстве стран мира, где господствует глобализация по-американски.

Почему социал-дарвинизму противостоит социализированность, социализированная модель? А вот почему. Элементы социальности, общественности, общинности, кооперативности являются ключевой ха- рактеристикой идеологии, теории и типа государственного устроения, который мы называем истинным социализмом, настоящим социализ- мом, различая его от разных типов социализмов, некоторые из которых от жуткой преступности не отличаются.


С терминами «социал-дарвинизм» и «социализированность» мы бо- лее или менее разобрались, теперь будем разбираться, как же они прое- цируются на конструктив — устроение государственности.

Еще один маленький пример. В биологии есть понятие пищевой це- почки. Есть вершина цепочки — это, как правило, хищник с самыми длинными, острыми зубами, а внизу какие-то безобидные антилопки.

Аналогом пищевой цепочки в социал-дарвинизме служит функция распределения по доходам. Это не единственный, но уж больно яркий, универсальный и всем доступный показатель. Обычно эта функция распределения имеет колоколообразный вид: бедных мало, сверхбо- гатых тоже, средний класс составляет основу здорового, устойчивого современного общества. Что сегодня можно увидеть в России, и чем неизбежно везде кончает социал-дарвинизм в форме либерализма? Из- вестной формулой: «Бедный становится беднее, богатый становится богаче». Это абсолютный закон расплывания функции распределения по доходам в обществе, если никто не удосуживается регулировать про- тивостояние.

И функция распределения по доходам в этом случае получается такой.

 


ФРД


Нищета                     Средний класс


 

 

Сверхбогатство

 

 

Доходы

 

 

Беднеющее, нищающее большинство, и меньшинство, богатство ко- торого в разы больше, чем все богатство всего населения. В России сей- час по некоторым подсчетам 1% богатеев владеет 85% богатств нашей страны.

Вот, что такое пищевая цепочка в современном варианте, означающая ровно то же самое — выживают те, у кого богатства, у кого администра- тивный ресурс, еще выживают жулики, преступники, бандиты, корруп- ционеры, взяточники, а в наихудшем положении — большинство насе- ления. Это разве не российская действительность? И как с этим можно побороться? Что нам предлагает социализированность как противопо- ложный либерализму подход?









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: