Глава 28. Транспортный налог

 

Статья 356. Общие положения

 

Комментарий к статье 356

 

Транспортный налог является региональным налогом, а сама глава 28 Налогового кодекса РФ расположена в разделе IX Налогового кодекса РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.

Комментируемая статья 356 Налогового кодекса РФ предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют налоговую ставку в определенных Налоговым кодексом РФ пределах, а также порядок и сроки его уплаты.

В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

 

Статья 357. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 357

 

В соответствии с ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками по транспортному налогу являются как организации, так и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, указанные в ст. 358 Налогового кодекса РФ. При этом под организациями понимаются не только российские, но иностранные фирмы.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для признания организации и физического лица налогоплательщиком должны одновременно выполняться следующие условия:

во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц;

во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые указаны в ст. 358 Налогового кодекса РФ, то есть являются объектом обложения транспортным налогом;

в-третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности. До снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах плательщиком транспортного налога является то лицо, за которым это транспортное средство зарегистрировано.

При этом под термином "лица" исходя из ст. 11 и ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ для целей главы 28 Налогового кодекса РФ понимаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, в т.ч. действующие в статусе индивидуальных предпринимателей (письмо ФНС России от 27.03.2017 N БС-4-21/5548@ "О применении индивидуальными предпринимателями налоговых льгот по транспортному налогу").

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (письмо Минфина России от 13.12.2017 N 03-05-06-04/83385).

Что касается регистрации транспортных средств, то п. 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001) установлено, что транспортные средства (за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами) регистрируются только за собственниками транспортных средств - индивидуальными предпринимателями, юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утвержденными Минсельхозпродом России от 16 января 1995 года), органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными:

- в документе, подтверждающем право собственности;

- паспорте самоходной машины и других видов техники.

Следовательно, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В отношении регистрации водного и воздушного транспорта есть свои особенности.

Так, согласно статье 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) реестре строящихся судов.

Право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

Регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.

Исходя из статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных ниже реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов):

Государственном судовом реестре;

реестре маломерных судов;

реестре арендованных иностранных судов;

Российском международном реестре судов;

реестре строящихся судов.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

 

Статья 358. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 358

 

В комментируемой ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

Подпунктом 9 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

В отношении исчисления транспортного налога буксирных судов в письме ФНС России от 4 апреля 2012 года N 11-2-04/0074@ и разъяснениях Минфина России от 23 марта 2012 г. N 03-05-04-04/10 указано о том, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Указанная налоговая преференция предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.

Следует иметь в виду, что письмом Министерства транспорта РФ от 6 марта 2012 года N 05-10-713 разъяснено, что конструкция пп. 4 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ предусматривает для транспортных организаций морского и внутреннего водного транспорта применение льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов, включая буксиры, которые не являются объектом обложения транспортным налогом безотносительно к привязке к конкретному типу судна, при условии наличия в учредительных документах организации положения о том, что основным видом ее деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а также соответствующих действующих лицензий на право заниматься такой деятельностью.

 

Статья 359. Налоговая база

 

Комментарий к статье 359

 

Комментируемая статья 359 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по транспортному налогу.

Так, налоговая база определяется:

а) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

б) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

в) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

г) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, - как единица транспортного средства.

 

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

 

Комментарий к статье 360

 

Статья 360 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами и только для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. Расчеты по транспортному налогу организации необходимо представлять каждый квартал, и при этом срок сдачи расчетов авансовых платежей по налогу установлен не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды, тем более отличные от периодов определенных ст. 360 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 361. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 361

 

Комментируемая ст. 361 Налогового кодекса РФ, определяя налоговые ставки, устанавливает, что законами субъектов РФ эти ставки могут быть увеличены либо уменьшены не более чем в десять раз. Увеличение (уменьшение) налоговой ставки не может производиться в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Если законами субъектов Российской Федерации не определены налоговые ставки, то налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 361.1. Налоговые льготы

 

Комментарий к статье 361.1

 

В целях снижения налоговой нагрузки владельцам транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения, Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлены льготы по уплате транспортного налога.

Так, в соответствии со ст. 361.1 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата в счет возмещения вреда), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

Физическое лицо, имеющее право на вышеуказанные налоговые льготы (далее - налоговая льгота), представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Действующие положения главы 28 "Транспортный налог" НК РФ (включая статьи 362, 363) не содержат каких-либо особенностей исчисления и уплаты налога либо применения налоговой льготы и зависимости от регистрации физического лица - владельца транспортного средства в качестве индивидуального предпринимателя или отсутствия таковой.

В силу ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

При этом под термином "лица" исходя из ст. 11 и ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ для целей главы 28 Налогового кодекса РФ понимаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, в т.ч. действующие в статусе индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001) предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном указанными Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

С учетом изложенного ФНС России в письме от 27.03.2017 N БС-4-21/5548@ указала, что установленные ст. 361.1 Налогового кодекса РФ основания применения налоговой льготы не зависят от регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Согласно п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение 3 дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

 

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 362

 

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Для налогоплательщиков - физических лиц сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Порядок расчета транспортного налога следующий:

 

Размер ТН = Ставка ТН x Налоговая база x (Количество месяцев владения ТС / 12) x Повышающий коэффициент <*>.

 

--------------------------------

<*> Повышающий коэффициент при исчислении транспортного налога применяется в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

 

Согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет. При этом определено, что исчисление сроков, указанных в этом пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

В силу указанной нормы Налогового кодекса РФ срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог.

Например, в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (письмо Минфина России от 18.05.2017 N 03-05-05-04/30334).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Информация Минпромторга России "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года" (по состоянию на 01.03.2018) приведена на сайте minpromtorg.gov.ru.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей) утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 N 316.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяет процедуру расчета средней стоимости легковых автомобилей.

Расчет средней стоимости автомобиля определенной базовой версии автомобиля производится:

а) по формуле N 1 расчета средней стоимости автомобиля в случаях, если производитель или уполномоченное лицо производителя представлены на территории Российской Федерации;

б) по формуле N 2 расчета средней стоимости автомобиля в случаях, если производитель или уполномоченное лицо производителя не представлены на территории Российской Федерации или когда данные о рекомендованной розничной цене не представлены производителем или уполномоченным лицом производителя.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле N 1 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода.

В целях осуществления расчета по формуле N 1 Минпромторг должно направлять ежегодно не позднее 1 мая производителям и/или уполномоченным лицам производителя запрос о предоставлении информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска, розничные цены которых превышают 3 млн руб.

Представленные в срок не позднее 1 июля и 1 декабря текущего налогового периода по уплате транспортного налога в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации от производителей и/или уполномоченных лиц производителей данные (на бумажном и электронном носителях) о рекомендованной розничной цене всех базовых версий автомобилей используются для расчета средней стоимости автомобилей по формуле N 1:

 

Спр = (Р1 + Р2) / 2,

 

где Спр - средняя стоимость автомобиля, рассчитанная по формуле N 1;

Р1 - рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 июля соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога;

Р2 - рекомендованная розничная цена автомобиля данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска, полученная по состоянию на 1 декабря соответствующего налогового периода по уплате транспортного налога.

Расчет средней стоимости автомобилей по формуле N 2 основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах, при коэффициенте Kc = 1 и Kt = 0.

В качестве дополнительной информации при расчете средней стоимости автомобилей могут быть использованы данные из каталогов иностранных издательств. В данном случае средняя стоимость автомобиля, рассчитанная по формуле N 2, умножается на коэффициент Kc - коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля и прибавляется коэффициент Kt, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль.

Расчет средней стоимости для автомобилей старше 5 лет необходимо производить при использовании данных из Каталогов:

 

Ск = (Pcrmax + Pcrmin) / 2 x Kc + Kt,

 

Kc = (Q1 + Q2) / 2,

 

где Ск - средняя стоимость автомобиля (Ск) по формуле N 2;

Pcrmax - максимальная цена продажи автомобиля на территории Российской Федерации данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным Каталогов;

Pcrmin - минимальная цена продажи автомобиля на территории Российской Федерации данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным Каталогов;

Q1 - курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2 - курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации на 31 декабря года выпуска автомобиля.

До 2015 года на основании п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляли суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом иных условий исчисления суммы авансовых платежей по транспортному налогу п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ не было установлено.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ в п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ внесены дополнения, согласно которым сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

В случае если при применении налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.

Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 (далее - Правила).

Правилами установлены, в частности, порядок взимания указанной платы, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, а также порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства и оператора системы взимания платы (далее - оператор).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре системы взимания платы (далее - реестр) ведет персонифицированную запись собственника (владельца) транспортного средства, содержащую следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству собственника (владельца): маршрут, пройденный транспортным средством, планируемый маршрут, время и дата движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с маршрутной картой, оформленной и выданной в соответствии с пунктом 10 Правил; операции по внесению владельцем транспортного средства платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления и другие операции (пункты 4 - 6 Правил).

При этом по заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляются перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. Общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств (пункт 5(1) Правил).

Информационное взаимодействие собственника (владельца) транспортного средства и оператора осуществляется посредством использования созданных оператором в системе взимания платы следующих каналов обслуживания:

- центров информационной поддержки пользователей;

- информационного ресурса системы взимания платы, содержащего информацию о системе взимания платы для собственников (владельцев) транспортных средств, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.platon.ru) (далее - интернет-сайт), и личного кабинета собственника (владельца) транспортного средства, обеспечивающего предоставление собственнику (владельцу) транспортного средства информации, содержащейся в персонифицированной записи собственника (владельца) транспортного средства, включающей расчетную запись (расчетные записи), и выполнение основных операций (внесение платы, формирование маршрутных карт и т.д.) по принципу самообслуживания посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступного на интернет-сайте (далее - личный кабинет);

- центр информационной поддержки пользователей, представляющего собой комплекс технических средств без персонала, обеспечивающего в том числе возможность регистрации в системе взимания платы и внесения платы собственником (владельцем) транспортного средства (далее - терминал самообслуживания).

Размер платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, указывается в маршрутной карте (пункт 10(1)) или рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (пункт 7 Правил).

Если организацией уплачен авансовый платеж в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов при отсутствии маршрутной карты, собственник (владелец) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога в соответствии с Правилами по вышеназванным каналам обслуживания может получить информацию по расчету платы, о размере платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, о состоянии расчетов, историю транзакций, а также иную информацию, связанную с внесением платы.

Учитывая изложенное, предусмотренный п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ вычет при исчислении транспортного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, должен применяться исходя из размера, указанного в маршрутной карте или реестре (за соответствующий календарный год) относительно данного транспортного средства.

Следовательно, по мнению ФНС России, изложенному в письме от 03.02.2017 N БС-4-21/1990@, применение вычета при исчислении транспортного налога в сумме уплаченного авансового платежа в систему взимания платы в счет планируемых маршрутов неправомерно.

Отметим, что действие вышеуказанных положений п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ, введенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года и до 31 декабря 2018 года включительно (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 данной статьи.

Согласно п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в данном пункте.

Таким образом, исчисление транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца (при регистрации и снятии с регистрации транспортного средства в период с 1-го по 15-е число, с 16-го по 30-е число, при регистрации после 15-го числа одного месяца и снятии с регистрации до 15-го числа следующего месяца, в один день) в отношении данных транспортных средств не производится (письмо ФНС России от 19.06.2017 N БС-4-21/11566 "По вопросу уплаты транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца").

 

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

 

Комментарий к статье 363

 

Статья 363 Налогового кодекса РФ устанавливает, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортных средств согласно абз. 3 п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ признается:

а) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

б) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;

в) для транспортных средств, не указанных выше, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса РФ.

В отношении физических лиц срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Налог физическими лицами уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. А налогоплательщики уплачивают налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Если суммы налога были уплачены (взысканы) излишне, то возврат (зачет) осуществляется за период в порядке, установленном статьями 78 и 75 Налогового кодекса РФ.

При пропуске установленных ст. 363 Налогового кодекса РФ сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

 

Статья 363.1. Налоговая декларация

 

Комментарий к статье 363.1

 

Налоговые декларации по транспортному налогу в соответствии со ст. 363.1 Налогового кодекса РФ представляются только организациями. Представление налоговой декларации по транспортному налогу физическими лицами не предусмотрено.

Декларация по транспортному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

Для целей налогообложения местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных транспортных средств) признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство (ст. 83 Налогового кодекса РФ).

В случае прекращения в течение налогового периода налогоплательщиком-организацией деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) по окончании этого налогового периода налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по транспортному налогу и уплатить налог по месту нахождения закрываемого обособленного подразделения.

При закрытии обособленного подразделения налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения направляет документы, связанные с его деятельностью, в налоговый орган по месту нахождения организации. Все документы формируются на дату снятия с учета обособленного подразделения.

Если налоговая декларация по транспортному налогу не представлена в налоговый орган до снятия с учета в налоговом органе обособленного подразделения, то представлять налоговую декларацию по транспортному налогу за последний налоговый период деятельности обособленного подразделения следует по месту нахождения организации с указанием ОКТМО по месту нахождения закрытого обособленного подразделения (письмо ФНС России от 04.04.2017 N БС-4-21/6264).

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@.

В состав декларации включаются:

а) Титульный лист;

б) Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет";

в) Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству".

Декларация по транспортному налогу, утвержденная Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@, не требует заверения печатью налогоплательщика (с учетом Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ").

В декларации налогоплательщик может указать налоговую льготу и (или) вычет по транспортному средству, имеющему разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированному в реестре транспортных средств системы взимания платы (ПЛАТОН) (с учетом Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Также в декларации появилась возможность указать общую сумму налога по всем транспортным средствам, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом данного региона. При этом такое согласование должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация.

Кроме того, в декларации по транспортному налогу, утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@, были уточнены правила заполнения декларации в случае, если регистрация либо снятие с регистрации транспортного средства произошли до или после 15-го числа соответствующего месяца (с учетом Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Контрольные соотношения по показателям формы налоговой декларации по транспортному налогу были направлены письмом ФНС России от 03.03.2017 N БС-4-21/3897@ "О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по транспортному налогу".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: