При выполнении соглашений о разделе продукции

 

Статья 346.34. Основные понятия, используемые в настоящей главе

 

Комментарий к статье 346.34

 

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом.

В комментируемой статье 346.34 Налогового кодекса РФ устанавливается значение следующих основных понятий, используемых в главе 26.4 Налогового кодекса РФ: инвестор, продукция, произведенная продукция, раздел продукции, прибыльная продукция, компенсационная продукция, пункт раздела, цена продукции, цена нефти. Значение ряда иных понятий, используемых в комментируемой главе Налогового кодекса РФ, установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ).

Федеральный закон N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции (см. преамбулу Закона N 225-ФЗ).

Инвестор - юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе.

Продукция - полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Произведенная продукция - количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации, добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов. При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции.

Раздел продукции - раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Законом N 225-ФЗ.

В статье 8 Закона N 225-ФЗ предусмотрено два способа раздела продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ (первый способ раздела продукции) произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ) условия и порядок:

- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту Российской Федерации, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

- определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ - 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ;

- раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

- передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ (второй способ раздела продукции) в отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в п. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:

- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

- раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

- передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона (п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ).

Каждое конкретное соглашение о разделе продукции может предусматривать только один способ раздела продукции, предусмотренный ст. 8 Закона N 225-ФЗ. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции, установленного ст. 8 Закона N 225-ФЗ, на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой (п. 3 ст. 8 Закона N 225-ФЗ).

Право собственности инвестора на произведенную продукцию определено в ст. 9 Закона N 225-ФЗ.

Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору (п. 1 ст. 9 Закона N 225-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 225-ФЗ минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением законодательно установленных случаев, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Распределение и реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с нормами ст. 10 Закона N 225-ФЗ.

Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами. Распределение стоимостного эквивалента произведенной продукции, а также иных доходов, получаемых государством в результате раздела продукции, между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Доходы от реализации соглашения, полученные с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ, подлежат зачислению в федеральный бюджет (п. 1 ст. 10 Закона N 225-ФЗ).

Прибыльная продукция - произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

Компенсационная продукция - часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии с главой 26.4 Налогового кодекса РФ.

Пункт раздела - место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения. При добыче нефти место коммерческого учета продукции определяется в случае транспортировки ее трубопроводным транспортом как место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, чем трубопроводный, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества.

Цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки, но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки "Юралс", определяемого как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде. Средние за истекший месяц уровни цен нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии указанной информации в официальных источниках информации средний за истекший отчетный период уровень цен нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

 

Статья 346.35. Общие положения

 

Комментарий к статье 346.35

 

Нормами комментируемой статьи 346.35 Налогового кодекса РФ определены основные общие положения, характеризующие специальный налоговый режим, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, установленные комментируемой главой 26.4 Налогового кодекса РФ.

При выполнении соглашения инвестор уплачивает:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы);

- ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством РФ на дату подписания соглашения;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

- компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством РФ.

Порядок зачисления указанных платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ определяется бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 13 Закона N 225-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2004 года N 764 утверждены Правила определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции.

Указанные Правила устанавливают порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции.

Инвестор компенсирует расходы, связанные с проведением поиска и разведки полезных ископаемых в пределах предоставленного ему в пользование на условиях раздела продукции участка недр, а также за его пределами, если соответствующие данные были использованы для поиска и разведки полезных ископаемых в пределах этого участка.

В состав подлежащих компенсации расходов включаются расходы на проведение:

а) общих и детальных поисков, включающих поисковые работы, проводимые при геологической съемке масштаба 1:50000 и крупнее;

б) разведочных работ;

в) подсчета запасов полезных ископаемых;

г) тематических и иных исследований, связанных с геологическим изучением участка недр и оценкой его перспектив;

д) иных документально подтвержденных работ по поиску, разведке и оценке месторождений полезных ископаемых, проведенных на предоставленном инвестору в пользование на условиях раздела продукции участке недр.

В случае если проводимые за счет государственных средств работы по поиску и разведке полезных ископаемых выполнялись в пределах участка недр и за его пределами, то произведенные расходы компенсируются инвестором пропорционально доле площади участка недр в общей площади, на которой проводились работы.

Расчет сумм компенсации расходов осуществляется Федеральным агентством по недропользованию. При этом полному учету подлежат документально подтвержденные затраты на работы по поиску и разведке полезных ископаемых за все периоды их проведения.

Рассчитанная по отчетным данным сумма компенсации расходов пересчитывается на дату начала проведения переговоров о заключении соглашения о разделе продукции с использованием индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития РФ.

В случае если документация, подтверждающая объемы выполненных работ по поиску и разведке полезных ископаемых, не содержит данных о расходах государственных средств, то при расчете сумм компенсации расходов используются данные о фактической средней стоимости единицы аналогичного вида работ в соответствующем регионе в текущем году.

Рассчитанная сумма компенсации расходов утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ и соответствующие сведения представляются в Министерство энергетики РФ не позднее 3 месяцев со дня образования комиссии, предусмотренной п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ.

Сумма компенсации расходов включается в состав условий российской стороны, предусматриваемых соглашением о разделе продукции.

При отказе инвестора от отдельных частей участка недр, предоставленного ему в пользование на условиях раздела продукции, пересчет и возврат уплаченных им государству в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции сумм компенсации расходов не производятся.

1. Глава 26.4 Налогового кодекса РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции, которые заключены в соответствии с Законом N 225-ФЗ и отвечают следующим условиям:

1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;

2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;

3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

В соответствии с абзацем вторым подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ "О недрах" и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абз. 2 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абз. 2 п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного п. 1 ст. 6 Закона N 225-ФЗ, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:

- если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

- если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

- если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях (п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ).

Порядок заключения соглашения о разделе продукции определен в ст. 6 Закона N 225-ФЗ.

Соглашение о разделе продукции может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством РФ.

В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством РФ. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (п. 1 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Указанная комиссия создается не позднее чем через 6 месяцев со дня объявления результатов аукциона.

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий РФ, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения (п. 3 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством РФ (п. 4 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона (п. 5 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством РФ (п. 6 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

2. Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции, представляет в налоговые органы соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:

соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Приказом МНС РФ от 17 марта 2004 года N САЭ-3-09/207 "Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения" установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиком при постановке на учет в налоговом органе при выполнении соглашений о разделе продукции одновременно с заявлением о постановке на учет.

Утверждены и введены в действие (п. 1 Приказа):

форма N 9-СРПЗ "Заявление о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции" (приложение N 1 к Приказу);

форма N 9-СРПС "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции" (приложение N 2 к Приказу);

особенности постановки на учет иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения (приложение N 3 к Приказу).

При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщик одновременно с заявлением о постановке на учет по форме N 9-СРПЗ представляет следующие документы:

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, заверенную в установленном порядке;

уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме;

соглашение о разделе продукции;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае если участок недр, предоставленный в пользование на условиях соглашения о разделе продукции, расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, то постановка на учет производится в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. Одновременно с заявлением о постановке на учет по форме N 9-СРПЗ представляются:

- уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме;

- соглашение о разделе продукции;

- решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

При заключении соглашений о разделе продукции в отношении участков недр, указанных в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников не представляется. В ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ речь идет об участках недр, включенных до вступления в силу Федерального закона от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции и которые до дня вступления в силу этого Федерального закона были предоставлены в пользование для цели разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, чем раздел продукции, в случаях, если такие участки недр расположены на континентальном шельфе РФ, в пределах исключительной экономической зоны РФ или на части дна Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией РФ, а также в отношении участков недр, возможность разработки которых установлена международными договорами РФ.

Если в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции выступает объединение юридических лиц, не имеющее статуса юридического лица, то заявление о постановке на учет представляется каждой организацией, входящей в состав объединения юридических лиц, в налоговые органы в соответствии с п. 1 и 3 ст. 346.41 Налогового кодекса РФ.

При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование на условиях соглашения о разделе продукции, одновременно с заявлениями о постановке на учет в отношении каждой организации, входящей в состав объединения юридических лиц, представляются:

копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, заверенная в установленном порядке, - в отношении каждой организации;

уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции в произвольной форме - в отношении каждой организации;

соглашение о разделе продукции - в одном экземпляре;

решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников - в одном экземпляре (п. 2 - 3 Приказа).

3. В целях главы 26.4 Налогового кодекса РФ цена продукции (цена нефти) применяется для определения объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, для определения прибыли, подлежащей налогообложению, а также для компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных комментируемой главой Налогового кодекса РФ.

4. Установленный главой 26.4 Налогового кодекса РФ специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 21 Закона N 225-ФЗ действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством РФ, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона (п. 1 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со ст. 8 и ст. 13 Закона N 225-ФЗ не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона N 225-ФЗ (п. 2 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 21 Закона N 225-ФЗ, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений ст. 2 и 6 Закона N 225-ФЗ (п. 3 ст. 21 Закона N 225-ФЗ).

5. Установленный главой 26.4 Налогового кодекса РФ специальный налоговый режим применяется в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, указанных в статье 346.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.36 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 Налогового кодекса РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Законом N 225-ФЗ.

6. Установленный главой 26.4 специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением налогов и сборов, уплата которых предусмотрена главой 26.4 Налогового кодекса РФ.

7. При выполнении соглашения о разделе продукции, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- платежи за пользование природными ресурсами;

- плату за негативное воздействие на окружающую среду;

- водный налог;

- государственную пошлину;

- таможенные сборы;

- земельный налог;

- акциз.

Инвестор освобождается от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4 Налогового кодекса РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Суммы уплаченных инвестором НДС, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с положениями главы 26.4 Налогового кодекса РФ.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Перечень документов, при представлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 15 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (далее в комментируемом пункте - Перечень документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций), в соответствии с которым инвестором представляются следующие документы: заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, на соответствующий налоговый период (п. 1 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций);

нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору исполнять обязанности налогоплательщика) (п. 2 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций);

реестр основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п. 3 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций);

реестр нематериальных активов, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п. 4 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций);

реестр запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика, предназначенных исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (п. 5 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 15 Приказом МНС России от 7 июня 2004 года N САЭ-3-01/356@ утверждены Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции (далее в комментируемом пункте - Порядок представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций).

Действие Порядка представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном п. 2 ст. 346.35 Налогового кодекса РФ.

Для применения Порядка представления документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, уведомление, подаваемое в порядке, установленном п. 2 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, не требуется.

Документы, поименованные в пунктах 1 - 3 Перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 15, представляются в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, одновременно с представлением налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый отчетный период налогового периода, в котором будет применяться освобождение от налога на имущество.

В последующие отчетные периоды налогового периода и по окончании налогового периода в налоговый орган одновременно с налоговым расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (налоговой декларацией по налогу на имущество организаций) за соответствующий отчетный (налоговый) период представляются документы, поименованные в п. 2 и 3 Перечня документов для освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. Перечень документов, при представлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты транспортного налога, определяется Правительством РФ. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 14 утвержден Перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции (далее в комментируемом пункте - Перечень документов для освобождения от уплаты транспортного налога), в соответствии с которым инвестором представляются следующие документы:

заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период (п. 1 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога);

нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика) (п. 2 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога);

реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период (п. 3 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога);

выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции (п. 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 14, Приказом МНС России от 7 июня 2004 года N САЭ-3-01/355@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июля 2004 года N 5892) утверждены Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции (далее в комментируемом пункте - Порядок представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога).

Действие Порядка представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога распространяется на российские и иностранные юридические лица, являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ.

Для применения Порядка представления документов для освобождения от уплаты транспортного налога при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", уведомление, подаваемое в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, не требуется.

Документы, поименованные в Перечне документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 января 2004 года N 14, представляются в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, одновременно с представлением налоговой декларации по транспортному налогу.

В случае если законом субъекта РФ установлен порядок уплаты транспортного налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода авансовых платежей по налогу, а также определены отчетные периоды, то за первый отчетный период налогового периода одновременно с представлением расчета по авансовому платежу по транспортному налогу представляются документы, поименованные в п. 1 - 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога. По окончании налогового периода в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по транспортному налогу за налоговый период представляются документы, поименованные в п. 2 - 4 Перечня документов для освобождения от уплаты транспортного налога.

8. При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 225-ФЗ, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

государственную пошлину;

таможенные сборы;

налог на добавленную стоимость;

плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов в соответствии с главой 26.4 Налогового кодекса РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

9. От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.

Перечень документов, при представлении которых в таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Правительством РФ.

К таможенным платежам согласно ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

При выполнении соглашения объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении налогов, указанных в п. 7 и 8 комментируемой ст. 346.25 Налогового кодекса РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями главы 26.4 Налогового кодекса РФ, действующими на дату вступления конкретного соглашения о разделе продукции в силу.

10. При изменении в течение срока действия соглашения о разделе продукции наименований каких-либо из указанных в Налоговом кодексе РФ налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.

11. В случае изменения в течение срока действия соглашения о разделе продукции порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 Закона N 225-ФЗ срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством РФ, действующим на день заключения соглашения. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в п. 2 ст. 4 Закона N 225-ФЗ лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Общий порядок уплаты налогов и сборов установлен в ст. 58 Налогового кодекса РФ.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

12. В случае изменения в течение срока действия соглашения о разделе продукции налоговой ставки НДС исчисление и уплата НДС осуществляются по налоговой ставке, установленной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки НДС установлены в ст. 164 Налогового кодекса РФ.

13. В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных налогов и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены в ст. 12 Налогового кодекса РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Налогового кодекса РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

14. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ (до 11 января 1996 года), применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В случае несоответствия положений Налогового кодекса РФ и (или) иных актов законодательства РФ о налогах и сборах, актов законодательства субъектов РФ о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу, применяются положения, установленные таможенным законодательством.

 

Статья 346.36. Налогоплательщики и плательщики сборов при выполнении соглашений. Уполномоченные представители налогоплательщиков и плательщиков сборов

 

Комментарий к статье 346.36

 

В комментируемой ст. 346.36 Налогового кодекса РФ законодатель определил налогоплательщиков и плательщиков сборов при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 1), а также установил особенности представительства в налоговых правоотношениях при применении специального налогового режима, установленного комментируемой главой 26.4 Налогового кодекса РФ (п. 2).

1. Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 Налогового кодекса РФ, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" (далее в комментируемой главе - налогоплательщики).

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать законно установленные налоги, сборы, страховые взносы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 1, п. 3.4, п. 4 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. 6 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

2. Налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, установленного главой 26.4 Налогового кодекса РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции, оператору с его согласия. Оператор осуществляет в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 225-ФЗ организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями ст. 14 Закона N 225-ФЗ, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.

Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определено в статьях главы 4 части первой Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Правила, предусмотренные главой 4 Налогового кодекса РФ, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (ст. 26 Налогового кодекса РФ).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 27 Налогового кодекса РФ).

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации (ст. 28 Налогового кодекса РФ).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ).

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 Налогового кодекса РФ).

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 Налогового кодекса РФ).

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ).

 

Статья 346.37. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений

 

Комментарий к статье 346.37

 

В комментируемой ст. 346.37 Налогового кодекса РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции.

1. Положения комментируемой статьи применяются только при выполнении соглашений, которые предусматривают условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ (то есть применяются только для соглашений первой модели).

2. Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст. 334 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 335 Налогового кодекса РФ, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей главы 26 Налогового кодекса РФ местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр (п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (п. 2 ст. 335 Налогового кодекса РФ).

Место нахождения российской организации - место ее государственной регистрации (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых определяются Министерством финансов РФ (п. 3 ст. 335 Налогового кодекса РФ).

3. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 336 Налогового кодекса РФ, признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование (п. 1 ст. 336 Налогового кодекса РФ).

В целях главы 26 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, ку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: