Глава 30. Налог на имущество организаций

 

Статья 372. Общие положения

 

Комментарий к статье 372

 

В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Что это значит?

Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна "часть" определяется Налоговым кодексом РФ, другая - законом субъекта Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных ст. 380 Налогового кодекса РФ. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В городе Москве действует Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).

Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 в соответствии с Главой 30 Налогового кодекса РФ определены:

а) ставка налога на имущество организаций;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) налоговые льготы;

г) особенности определения налоговой базы.

 

Статья 373. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 373

 

Комментируемая ст. 373 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на имущество являются организации. Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (т.е. иностранные организации).

При этом п. 1 ст. 373 Налогового кодекса РФ определяет еще одно условие для того, чтобы организация признавалась плательщиком налога на имущество: она должна иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

При организации бухгалтерского учета основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, в частности:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Указанные основные средства, согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учитываются на счете 01 "Основные средства".

Таким образом, по общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации - балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Налог на имущество должны уплачивать все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.

Освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций:

а) организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, - в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ);

б) организации, применяющие УСН (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ);

в) организации, применяющие ЕНВД, - в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).

В законах субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, если российская организация не переведена на спецрежим налогообложения, то она признается плательщиком налога на имущество согласно Главе 30 Налогового кодекса РФ.

При этом плательщиком она становится после ее государственной регистрации в качестве юридического лица, которая производится в соответствии со статьей 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, российская организация признается плательщиком налога на имущество со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях:

- она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса РФ;

- она имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

- она осуществляет деятельность в Российской Федерации, приводящую к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ, и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

 

Статья 374. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 374

 

Комментируемая ст. 374 Налогового кодекса РФ определяет, что объекты обложения налогом на имущество для российских и для иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

 

Объект налогообложения для российских организаций

 

В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими 2 признаками:

- имущество должно быть движимым или недвижимым;

- имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

При этом напоминаем, что отнесение актива к основным средствам, согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н, возможно при одновременном выполнении следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в ст. 130 Гражданского кодекса РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может попасть любое имущество организации, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ, когда перечисляются виды недвижимого и движимого имущества, не признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие: имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению.

Так, основные средства, учитываемые арендатором согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", не признаются объектом налогообложения у арендатора (письмо ФНС России от 15.09.2017 N БС-4-21/18437@).

Также объекты основных средств, учитываемые на счетах 08, 41, 43, не являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, за исключением объектов, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, облагаемых по кадастровой стоимости (письмо Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30753).

 

Объект налогообложения иностранных организаций

 

В соответствии с п. 2 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

 

Имущество, не относимое к объектам обложения

налогом на имущество организаций

 

В соответствии с п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

 

Статья 375. Налоговая база

 

Комментарий к статье 375

 

Комментируемая ст. 375 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется 2 способами:

1) как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Главой 30 Налогового кодекса РФ. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (абз. 2 п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ);

2) как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Указанное применяется только в отношении некоторых объектов недвижимого имущества, которые перечислены в пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

В соответствии с п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по субъекту Российской Федерации и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, определение налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации осуществляется на основании критериев, установленных пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

При этом Перечень объектов недвижимого имущества носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества.

Более того, п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по включению в указанный перечень на очередной налоговый период всех выявленных объектов недвижимого имущества, отвечающих критериям, установленным пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и не включенных в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены.

 

Статья 376. Порядок определения налоговой базы

 

Комментарий к статье 376

 

В комментируемой ст. 376 Налогового кодекса РФ устанавливается общий порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

- организации (по месту постановки на учет в налоговых органах);

- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- постоянного представительства иностранной организации, в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";

- в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;

- в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. При определении налоговой базы по налогу на имущество необходимо учитывать то, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

В связи с этим для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество в соответствии со ст. 376 Налогового кодекса РФ включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество числится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться лишь в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

Для объектов недвижимого имущества, которые расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и другие подобные объекты, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

Согласно п. 3 ст. 376 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с Главой 30 Налогового кодекса РФ.

Пункт 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения:

а) средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период (абз. 1 п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ);

б) среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период (абз. 2 п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Таким образом, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как:

 

    Средняя    Остаточная Остаточная Остаточная

   стоимость    стоимость  стоимость  стоимость

  имущества,    имущества  имущества  имущества

признаваемого = (на 1-е число + на 1-е число + на 1-е число):

   объектом     отчетного каждого месяца месяца,

налогообложения,  периода   отчетного следующего

  за отчетный  (квартала)   периода  за отчетным

    период                                      периодом

 

4 (т.е. на

количество

месяцев в

: отчетном

периоде,

увеличенное

на единицу)

 

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Таким образом, среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как:

 

Среднегодовая  Остаточная  Остаточная Остаточная

   стоимость     стоимость   стоимость  стоимость

  имущества,   имущества на имущества на имущества

признаваемого = 1-е число + 1-е число + на последнее):

   объектом   первого месяца каждого месяца  число

налогообложения, налогового  налогового налогового

за налоговый     периода     периода    периода

    период                                      (31 декабря)

 

13 (т.е. на количество месяцев

: в налоговом периоде,

увеличенное на единицу)

 

Согласно п. 6 ст. 376 Налогового кодекса РФ налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты.

Поэтому право на льготу по налогу на имущество организаций по п. 6 ст. 376 Налогового кодекса РФ имеет организация, осуществившая капитальные вложения в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию сооружений, поименованных в п. 6 ст. 376 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 377. Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества

 

Комментарий к статье 377

 

Комментируемая ст. 377 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество в случае, если организации заключили договор о совместной деятельности или договор инвестиционного товарищества.

Порядок оформления договора, а также основные правила ведения совместной деятельности установлены Главой 55 Гражданского кодекса РФ.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства (ст. 1043 Гражданского кодекса РФ).

Участники данного договора юридически не обособляют имущество, используемое ими для совместной деятельности. В простом товариществе у участников сохраняются их вещные права (долевая собственность) на общее имущество.

Таким образом, объединение организаций, осуществляющих совместную деятельность в рамках договора простого товарищества, не является юридическим лицом и, соответственно, не подлежит постановке на учет в налоговом органе.

В роли товарища может выступать юридическое лицо, не имеющее права собственности на имущество, - государственное унитарное предприятие или финансируемое собственником учреждение - в отношении самостоятельно полученных им доходов или приобретенного за их счет имущества согласно ст. 295 и 298 Гражданского кодекса РФ. Такие имущественные вклады не могут быть объектом долевой собственности участников простого товарищества (ст. 1043 Гражданского кодекса РФ), однако используются для общих целей и составляют общее имущество товарищей, учитываемое в этом качестве.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения, имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела, если иное не установлено ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Каждый участник договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей, если иное не установлено ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

 

Статья 378. Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление

 

Комментарий к статье 378

 

Комментируемая ст. 378 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление.

Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Правовые особенности договора доверительного управления имуществом:

- передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ);

- осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя.

Ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом могут быть предусмотрены только законом или конкретным заключенным договором (п. 2 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ);

- сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего;

- объектом доверительного управления может быть любое имущество, кроме имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении (ст. 1013 Гражданского кодекса РФ);

- договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества, т.е. в отдельных случаях подлежит государственной регистрации (ст. 1017 Гражданского кодекса РФ);

- срок доверительного управления не может превышать 5 лет, однако для отдельных видов имущества законом может быть установлен иной предельный срок действия договора доверительного управления имуществом (п. 2 ст. 1016 Гражданского кодекса РФ).

Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, в соответствии с п. 1 ст. 1022 Гражданского кодекса РФ возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.

Налог по имуществу организаций, имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления. В то же время имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

 

Статья 378.1. Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений

 

Комментарий к статье 378.1

 

Комментируемая ст. 378.1 Налогового кодекса РФ определяет, что имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Все элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка) установлены Главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ, которая распространяется и на концессионера. По общим правилам налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При ведении бухгалтерского учета основных средств, переданных и (или) созданных в соответствии с концессионным соглашением, целесообразно учитывать документ N ПЗ-2/2007 "Об особенностях отражения концессионером в бухгалтерском учете операций по концессионному соглашению", размещенный на официальном интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru: "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет - Законодательные и иные нормативные правовые акты - Обобщение практики применения законодательства".

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, объект концессионного соглашения принимается концессионером к учету на забалансовом счете. На отдельном забалансовом счете также отражается сумма износа объекта концессионного соглашения, начисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений.

Данные об объекте концессионного соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе, который представляет собой совокупность стоимостных показателей об объекте концессионного соглашения и сумме начисленного по нему износа, а также иных соответствующих показателей, связанных с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, в том числе остаточной стоимости основных средств, которая применяется при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 15.02.2018 N 03-03-06/1/9490).

 

Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

 

Комментарий к статье 378.2

 

Статья 378.2 Налогового кодекса РФ определяет особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

А) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пп. 1 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

При этом в целях главы 30 Налогового кодекса РФ согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования либо фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

А согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для целей применения Главы 30 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ);

Б) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 4, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)).

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов;

В) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. При этом в случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в данном случае, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (пп. 3 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ);

Г) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеперечисленных объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов вышеуказанного недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (далее - Перечень объектов недвижимого имущества);

б) направляет этот перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации

в) и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса определен единый срок, в пределах которого уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может направить в налоговый орган по субъекту Российской Федерации Перечень, определенный на следующий налоговый период, - не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода (письмо ФНС России от 12.12.2016 N БС-4-11/23727@ "О применении отдельных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").

По смыслу п. 2, 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Исходя из положений ст. 1, ст. 372 Налогового кодекса РФ по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об утверждении перечня объектов недвижимости вступает в силу по правилам, установленным для вступления в силу нормативных актов субъекта Российской Федерации (письмо ФНС России от 19.05.2017 N БС-4-21/9464@ "О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").

В Перечень должны включаться объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых определена их кадастровая стоимость.

Согласно пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса РФ, без учета положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Исходя из изложенного полагаем, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости, в том числе включенного в Перечень, не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости (письмо Минфина России от 11.01.2018 N 03-05-04-01/476).

Правомерность включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена налогоплательщиком в судебном порядке (письмо Минфина России от 08.02.2018 N 03-05-05-01/7411).

В силу пп. 2 п. 1 и п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в качестве условий признания помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены назначение, разрешенное использование или наименование помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости либо фактическое использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. 3, 4 и 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Полагаем, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 Налогового кодекса РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.

В этой связи если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечень.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Если здание (строение, сооружение) не признается административно деловым центром или торговым центром (комплексом), то зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) включаются в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов этого нежилого помещения одновременно для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (письмо ФНС России от 11.01.2018 N БС-4-21/195 "О рекомендациях по отдельным вопросам применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации").

Исходя из положений п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания, следующим образом:

 

Кадастровая

стоимость = Кадастровая x (Площадь нежилого: Общая площадь)

нежилого стоимость здания   помещения     здания

помещения

 

В соответствии с п. 12 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 Налогового кодекса РФ, с учетом следующих особенностей:

а) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

б) в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 1 или 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 Налогового кодекса РФ, без учета положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ;

в) в случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3 или 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;

г) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4) этого имущества.

В соответствии с п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Согласно Налоговому кодексу в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок (до 1 января 2017 года - исправление технических ошибок), допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Таким образом, в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса.

При этом в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П. Согласно указанному Постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 26.03.2018 N 03-05-05-01/18871).

 

Статья 379. Налоговый период. Отчетный период

 

Комментарий к статье 379

 

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных ст. 55 Налогового кодекса РФ (ст. 55 Налогового кодекса).

Комментируемая ст. 378 Налогового кодекса РФ указывает, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 379 Налогового кодекса РФ.

Абзацем 2 п. 2 ст. 379 Налогового кодекса РФ установлено, что отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

 

Статья 380. Налоговая ставка

 

Комментарий к статье 380

 

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. В случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом. Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента, если иное не установлено ст. 380 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1.1 ст. 380 Налогового кодекса РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процентов;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процентов.

Допускается установление дифференцированных (различных) налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ. Перечень основных средств, ранее освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 504.

В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ. Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Например, понятие "линии электропередачи" в законодательстве о налогах отсутствует, поэтому для определения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 34 "ГОСТ 19431-84 Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, линия электропередачи - это электрическая линия, выходящая за


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: