горький лук,
меткий лук,
вырос лук,
сделали лук,
лук выдёргиваем,
лук поливаем,
из лука стреляем,
пахнет луком,
вооружился луком,
стальной лук,
тушёный лук,
охотничий лук.
Дети выполняют задание.
— Замечательно! Молодцы, дети! Внимательно играли, нужный «лук» показали. Новое задание выполнить приглашаю, о луке рассказать предлагаю. Дети, придумайте два предложения. В одном расскажите о луке-овоще, в другом о луке-оружии. Например,
Я всегда ем полезный лук. Я не умею стрелять из лука.
Дети поочерёдно рассказывают о луке. Педагог контролирует, чтобы речь в предложениях шла о разном луке, помогает детям строить высказывания.
— Великолепно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-двойниках не забывайте, слово «лук» всегда поясняйте.
Презентация «Профессия овощевод»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, познакомить с профессией овощевод. Показать результаты труда овощеводов, общественную значимость их труда. Объяснить, что для облегчения труда овощеводы используют разнообразную технику. Расширять знания детей о насекомых и птицах.
|
|
Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.
Беседа.
— Дети, круглый год на прилавках наших магазинов продают свежие овощи. Как вы думаете, откуда привозят овощи в магазин? (ответы детей).
— Есть такая профессия – овощевод. Овощеводы – это мужчины и женщины, которые любят растения, знают о том, как правильно вырастить овощи. Овощеводы – трудолюбивые, сильные, терпеливые. Много нужно труда и терпения, чтобы вырастить овощи. Весною овощеводы готовят почву для растений. Копают землю с помощью лопаты, мотоблока или трактора с плугом. Дети, как вы думаете, для чего весной перекапывают землю? (ответы детей).
— Когда земля становится мягкой, пушистой, овощеводы сеют семена. Семена сеют вручную или с помощью техники. Если посадить семена редко, урожая будет мало. Если посадить густо, растения будут друг другу мешать расти. И вот появляются первые всходы. Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход. Летом растения каждый день поливают. Можно полить овощи с помощью лейки. А если поле большое, помогает овощеводам удивительная машина – дождик. Но овощам нужна не только вода, но и полезные вещества. Овощеводы добавляют в почву удобрения вручную и с помощью техники.
Что такое, что случилось, почему не видно овощей? Это сорняки заполонили всё поле! Они убивают овощи!!! Все овощеводы срочно выходят на прополку.
В огороде, в огороде,
|
|
Вот беда –
Появилась, поселилась
Лебеда…
Я повыдергаю траву,
Уничтожу лебеду,
На неё найду управу -
Сорок внуков приведу!
Сорок внуков, ровно сорок,
Засучили рукава:
— С ней расправишься не скоро!
Ох, и цепкая трава!...
Агния Барто
— Только сорняки победили, а уже новая беда!!! Дети, что случилось с нашими растениями, почему они болеют? (предположения детей).
— Это вредные насекомые, жуки и гусеницы, уничтожают наш урожай. Овощеводы смело бросаются в бой с вредителями, применяя химические средства. Полезные насекомые помогают овощеводам бороться с вредными насекомыми. Божья коровка, личинки златоглазки и мухи-журчалки уничтожают тлю. А жужелица спасает овощи от гусениц и вредных жуков.
Но появляются новые вредители! Наши растения уничтожают гусеницы!! Они погубят урожай овощей!!! Дети, кто поможет овощеводам справиться с бедой? (предположения детей).
Птицы питаются насекомыми. Они за лето уничтожают миллионы гусениц и вредных жуков. Птицы – главные помощники овощеводов.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
Закрываем мы глаза, Ожидают чудеса. Крепко, крепко закрываем, И тихонько открываем. | Крепко зажмурить глаза, а затем открыть. |
Головою не крутите, Только глазками смотрите. Направо посмотрите, И налево посмотрите. | Движение глаз по горизонтали. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе. |
Вверх, направо, Вниз, налево. | Круговые движения глаз Повторить 5 -6 раз в медленном темпе |
Глазки закрываем, Чудо ожидаем. | Закрыть веки, в течение 10 секунд не открывать. |
Глазки открываем, Путешествие продолжаем. | Открыть глаза. |
— Всё лето ухаживали овощеводы за овощами, защищали овощи от сорняков и вредных насекомых, поливали и подкармливали растения. Самые трудолюбивые овощеводы соберут с полей осенью богатый урожай овощей. Доброму урожаю – добрая уборка. День прозевал – урожай потерял. Собирают овощеводы овощи вручную и с помощью машин. Кто урожай без потерь собирает, тот и побеждает. Но мало собрать урожай, надо его сохранить. Овощеводы везут собранные овощи в овощехранилища. Овощехранилище – это прохладное, сухое помещение для хранения овощей. Здесь картофель, свёкла, морковь, лук, чеснок будут храниться всю зиму. Из овощехранилища зимой привозят овощи в магазины. Но помидоры и огурцы нельзя хранить в овощехранилище, а городские жители и зимой мечтают о свежих помидорах и огурцах. Овощеводы строят зимние теплицы. Здесь зимой растут свежие овощи. Дети, какие овощи выращивают овощеводы? (ответы детей).
— Что должен уметь и знать овощевод? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на растения и скажите, что не овощ? (вишня, слива, яблока, груша).
— Дети, поможем овощеводу собрать овощи. Что растёт внизу, под землёй? (лук, чеснок, свёкла, репа, редис, морковь, картофель).
— Дети, что растёт вверху, на земле? (кабачок, огурец, помидоры, капуста, перцы, баклажаны).
— Дети, овощеводы – здоровые люди, много времени проводят на свежем воздухе. Овощеводы умные – они знают всё о растениях, о насекомых и птицах. Овощеводы сильные – они выполняют тяжёлую работу: копают землю, поливают растения, собирают урожай в корзины и ящики. Овощеводы трудолюбивые, много работают, ухаживают за овощами, защищают растения от вредителей.
Интеллектуальная разминка «Овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об овощах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).
Птицы – это животные, овощи – это... (растения).
Дом – строят, овощи –... (растут).
Вишня – ягода, капуста – … (овощ).
Чипсы вредные, а овощи… (полезные).
|
|
Помидор сладкий, а чеснок … (горький).
Какой лук не кладут в суп? (лук-оружие).
Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).
Зелёный, овальный, пупырчатый, вкусный – это … (огурец).
Баклажан – вершки, репа – … (корешки).
Помидоры снимаем, а капусту – … (срезаем).
Репу выдёргиваем, а картофель – … (выкапываем).
Ухаживает за животными – животновод, а за овощами – … (овощевод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Словесная игра «Быстро назови овощ»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Развивать слуховое внимание, память.
Игра.
Дети стоят по кругу.
— Дети, игра называется «Быстро назови овощ».
Игровые правила.
Ø На кого я покажу волшебной палочкой, быстро называет любой овощ.
Ø Не повторять названия овощей, которые уже назвали.
Ø Кто не сможет назвать овощ, выходит в центр круга (он превратился в овощ).
Игра продолжается, пока дети поддерживают интерес к игре. В конце игры педагог благодарит тех детей, что остались стоять по кругу, за то, что они знают много овощей, и «расколдовывает» тех, кто превратился в овощ.
Страна Скороговория.
“Очень важно, чтобы ребёнок научился правильно пользоваться интонацией,