double arrow

Глава II. Правовые основы развития лизинговых отношений в России.


Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки.

Россия относится к группе стран, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность, однако, состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней имеющих неодинаковую юридическую силу.

Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы — общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости характера предписания и способа воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на:

· материально-правовые;

· процессуальные.

Материально-правовые нормы в свою очередь делятся на два вида;

· регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;

· правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм.

На современном этапе в России можно выделить четыре характерных периода в становлении лизинга как экономической формы определенной совокупности хозяйствующих операций и формирования его правовой среды.

Первый (начальный) этап характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге. Это влекло за собой неразвитость самой этой формы предпринимательской деятельности, а точнее с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок. Временная характеристика этого периода развития определяет отрезок его существования — начало развития лизинговых операций на российском рынке можно отнести к 1988-1989 г.г. Это прежде всего обусловлено внедрением арендных форм хозяйствования. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совинтрейд» в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций. В книге Тома Кларка «Финансовый лизинг», вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального Банка СССР, указывается, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране соответствовали 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.




 Во втором периоде, с начала 90-х годов лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию научно-технического прогресса. Этот период характеризовался, как и предыдущий, единичными сделками на рынке лизинговых услуг.

Третий период, с сентября 1994 г., характеризовался активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К январю 1996 г. были приняты следующие нормативные акты:

- Началом активного правового регулирования лизинга в России считается Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», носивший порученческий характер.

Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть имущественные права. В Указе Президент предписывал Правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения по подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. И хотя данный Указ не включает в себя норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, но можно отдать ему должное как первому в России правовому акту в этой области, а также присоединение России к Конвенции о международном финансовом лизинге.



Во временном положении о лизинге была скорректирована позиция, содержавшаяся в Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929, относительно понятия “лизинг” в сторону договорной природы лизинговых отношений. Лизинг определяется как “вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей» (п.1).

В этом определении понятие “лизинг” употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения, лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения, под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга), суть которого состоит в приобретении арендодателем в собственность имущества в соответствии с указанием арендатора для передачи этого имущества последнему в аренду.

О правильном понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространяло свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества, что предполагает возможность арендодателя сдавать это имущество в аренду неоднократно в течение нормативного срока его службы (так называемый оперативный лизинг, аренда, прокат). Эти отношения, как было отмечено в самом Временном положении, должны регулироваться гражданским законодательством.

Основные права и обязанности сторон в договоре лизинга, а также распределение между ними расходов по содержанию и эксплуатации лизингового имущества в основном корреспондировали основным положением Оттавской конвенции.

- Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633, утвердившее Временное положение о лизинге “ О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, оно включало в себя ряд положений, относящихся к публично-правовому регулированию лизинговых отношений, которые были направлены на создание благоприятных условий для развития лизинга в России. В частности, предусматривалось внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, направленных на освобождение: лизингодателей - от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации долгосрочных договоров лизинга; банков - от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления долгосрочных кредитов для осуществления операций финансового лизинга; лизингодателей - от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга (п. 3).

Вскоре указанные положения (в части налога на прибыль) были реализованы самим Правительством путем внесения соответствующих дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. Согласно этим дополнениям из налогооблагаемой базы организаций - участников лизинговых правоотношений исключались проценты по полученным заемным средствам (в том числе по кредитам банков и других организаций), используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга.

- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1 133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»;

- Значительно улучшило условия для развития в России импортного и экспортного международного лизинга письмо государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. №01-13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений". Оно предусматривает частичное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга временно ввозимых на территорию РФ.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке приведенного письма следует заметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Такое положение, например, введено в норму распоряжением Правительства Москвы от 6 февраля 1996 г. № 101 "Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества), являющегося собственностью города Москвы". Комитет по управлению имуществом Москвы может передавать муниципальное имущество, находящееся в лизинге, в собственность пользователя после возмещения в бюджет города средств, затраченных на его приобретение.

Интересным является тот факт, что в этот период (1995-1997 гг.) были сформированы наиболее крупные в настоящее время лизинговые компании, такие, как «ММБ-лизинг». «РусЛизингСвязь», «Менатеп-лизинг», «Инкомлизинг (холдинг) с совокупным годовым объемом (на 1999 г.) более чем на 1/3 млрд. долл. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течение нескольких лет присматривались с возможностям российского лизинга. Когда же они уверовали в его успех, то создали по-настоящему амбициозные и агрессивные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании. Следует отметить, что этот период правового оживления характеризовался также созданием в октябре 1994 г. ассоциации «Рослизинг», включавшая в себя большинство российских лизинговых компаний. Так, в октябре 1994 г. в ассоциацию «Рослизинг» вошли 15 компаний, в 1995 г.— 19, в 1996 г. — 24, в 1997 г. — 32, а к июню 1998 г. — 56. Однако не всех входящих в ассоциацию можно было охарактеризовать как активно работающих на рынке лизинговых услуг, некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимались не лизингом, а страхованием.

Следует отметить и тот факт, что не все компании, у которых пришел срок продления лицензии, обращались с заявлением о продлении ее действия. Примерно 1/3 тех, кому лицензия выдавалась на 1 год, повторно не обращаются в Государственную регистрационную палату.

Этот период также характеризуется выдачей лицензий не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и др.

- Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений явилось утверждение Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (постановление от 26 февраля 1996 г. № 167). Согласно данному Положению лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (организации лизингодателю) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства. Лицензирование лизинговой деятельности осуществляется Министерством экономики РФ, которое имеет право передавать свои соответствующие полномочия органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если лизинговая деятельность осуществляется на его территории. На Министерство экономики РФ также возложено ведение реестра выданных лицензий в области лизинговой деятельности.

Для получения лицензии вновь созданная лизинговая компания должна представить в лицензионный орган: заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; копии учредительных документов лизинговой компании; копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; правку налогового органа о постановке лизинговой компании на налоговый учет; документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления. Лизинговая компания, осуществлявшие ранее лизинговую деятельность, для получения лицензии должны также предоставить: баланс за предыдущий отчетный период и отчет о результатах финансовой деятельности за указанный период; копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки налоговым органам.

- Актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года.

Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 ("Аренда") Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название "Финансовая аренда (лизинг)". Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца. Данный параграф является новеллой гражданского законодательства.

Гражданский кодекс впервые применил термин "финансовая аренда", до этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие "лизинг". В законе эти термины используются как синонимы.

Четвертый период наступил 8 февраля 1998 года Президентом Российской Федерации когда был подписан Федеральный закон 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге" (далее Конвенция). Данная конвенция разрабатывалась с 1974 года Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА).

Основная цель Конвенции - унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации (ст.3). Конвенция трактует классический лизинг, который носит трехсторонний характер: продавец оборудования, лизингодатель и пользователь.

В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя - собственника оборудования от ответственности за ущерб или убытки, причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам. Закреплено право пользователя непосредственно обращаться с претензиями по оборудованию к поставщику (притом, что поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и пользователем за один и тот же ущерб) (п.1 ст.10).

Конвенция создает только общие контуры регулирования международных лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками в зависимости от конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в целом, а также отступать от тех или иных ее положений, кроме специально оговоренных (ст.5)

Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что "вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства". Право на такого рода заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст. 8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути, дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.
Интересы России в присоединении к этой Конвенции состоят в том, что такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, так как присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.

В частности, анализ действующего Гражданского кодекса РФ в части, касающейся лизинговых отношений, выявляет ряд недостатков. Например, Гражданский кодекс никак не ограничивает срок сдачи имущества в аренду. Продолжительность действия договора полностью отдается на усмотрение сторон. Возникает проблема необходимости отграничения договора лизинга от маскируемых под него, с целью получить налоговые льготы, сделок купли-продажи.
В соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса РФ "предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности ". Это отграничение может принести вред, поскольку из числа арендаторов тем самым исключаются некоммерческие организации, использующие арендуемое имущество для выполнения своих уставных целей.

Из определения договора лизинга очевидно, что Гражданский кодекс признает только финансовый лизинг, так как предусматривает наличие в сделке трех участников - арендодателя, арендатора и продавца. Кроме того, ст. 665 Гражданского кодекса РФ закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь. Это исключает из сферы регулирования параграфа 6 главы 34 Гражданского кодекса РФ такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга, как оперативный, револьверный, возвратный и др. Все отношения, не подпадающие под сферу действия параграфа 6 главы 34, официально лизингом признаваться не будут. Конечно, эти и другие виды лизинговых отношений стороны могут урегулировать в конкретных договорах, применяя общие нормы главы 34 Гражданского кодекса РФ об аренде. Однако такие договоры лишаются всех предусмотренных для лизинга налоговых льгот.
В связи с этим была необходимость принятия дополнительных законодательных актов в области регулирования лизинговых отношений. Специальный закон о лизинге призван был устранить пробелы в правовом регулировании финансовой аренды. Проект Федерального закона "О лизинге" принят Государственной Думой Российской Федерации 24 октября 1996 года в первом чтении.

Однако Государственной Думой 11 сентября 1998г. был принят новый Федеральный закон “ О лизинге” с изменениями и дополнениями, впоследствии одобренный Советом Федерации (14 октября 1998 г.) и подписанный Президентом РФ (29 октября 1998 г.).

Анализируя закон “О лизинге”, можно выяснить, как этот нормативный акт вписывается в общий массив гражданского законодательства вообще и законодательства о лизинге – в частности.

Одной из принципиальных установок гражданско-правового регулирования в России является закрепленная в ст.3 Гражданского кодекса РФ иерархия нормативных актов, действующих в этой сфере. Гражданский кодекс является актом более высокой юридической силы, чем иные федеральные законы, регулирующие гражданские правоотношения, поскольку в силу п.2 ст.3 ГК РФ последние не только не могут ему противоречить, но и принимаются в соответствии с ним.

Оценивая с этой точки зрения Закон о лизинге, следует отметить, что при его принятии это правило в полной мере не соблюдено. Согласно ст.665 ГК РФ, лизинг представляет собой разновидность договора аренды – финансовую аренду; к нему в силу ст.625 ГК РФ применяются общие положения об аренде, если иное не установлено правилами параграфа 6 (Финансовая аренда (лизинг)) главы 34 ГК РФ. В законе о лизинге нет указаний о том, что лизинг относится к институту аренды и к нему применяются общие правила об аренде.

Сам лизинг определен как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (ст. 2 Закона о лизинге).

Приведенная формулировка представляется неудачной не только ввиду ее несоответствия норме Гражданского кодекса РФ. При самостоятельной ее оценке как нормы права становится ясно: она закрепляет не правовое, а экономическое содержание данного отношения, что неправильно с точки зрения теории права вообще и законодательной техники в частности. Норма права должна установить правовую сущность явления, а не описывать его экономическое содержание, поскольку первая является определяющим исходным моментом для правового регулирования, а второе приобретает правовое значение, лишь преломляясь в правовой материи – пройдя через закрепление в праве в специфической для него форме и реализуясь в волевом отношении сторон, основанном на договорной конструкции.

 Понятие и регулирование лизинга, установленное Гражданским кодексом, является более правильным, представляет собой юридическое установление, адекватное и правовой, и экономической сущности этого отношения. Трактовка ГК РФ соответствует и мировой практике регулирования лизинга.

Некорректно сформулировано положение п.3 ст.8 (Сублизинг) Закона о лизинге. Согласно п.1 указанной статьи, сублизинг – это особый вид отношений, возникающий в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, которые оформляются договором сублизинга. Пунктом 3 установлен запрет на переуступку лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей.

Начнем с оценки терминологической нормы. Гражданское законодательство не знает понятия переуступки – в ст.382 ГК РФ предусмотрена уступка права, а переуступка, исходя из лексико-семантического анализа этого слова, означает вторичную передачу права – уступка после уступки. Далее, уступка – это способ перехода права к другому кредитору, а обязательство (долг) уступлено быть не может: долг переводится на другое лицо. Согласно п.1 ст.391 ГК РФ, перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. При таких условиях норма п.3 ст.8 Закона о лизинге представляется излишней: если нет согласия кредитора, то перевод долга недействителен, а если такое согласие есть, зачем вводить законодательный запрет, который может затронуть интересы не только лизингополучателя, передающего предмет по сублизингу, но и самого лизингодателя, когда последний заинтересован в получении прямых платежей от нового участника правоотношения, получившего предмет по сублизингу?

Кроме этого к недостаткам лизинга относится:
Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта.
2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, который вынужден брать за это большую плату с лизингополучателя.
3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки, независимо от состояния оборудования.
4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальный объект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделок подготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга за действующей системой нормативных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

 

 








Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: