Артериальные дуги стопы

На стопе, как и на кисти, имеются две артериальные дуги, но в отличие от руки они располагаются во взаимно перпендикулярных плоскостях.

   В горизонтальной плоскости расположена подошвенная дуга, arcus plantaris, которая образуется между латеральной и медиальной подошвенными артериями, aa. plantares medialis et lateralis (рис. 21).

   В вертикальной плоскости дуга образуются за счет a. plantaris lateralis и глубокой подошвенной ветви, ramus plantaris profundus от a. dorsalis pedis; последняя через 1-й межплюсневый промежуток проникает с тыла стопы на подошву, замыкая дугу (рис. 21).

От подошвенной горизонтальной дуги отходят чктыре подошвенные плюсневые артерии, aa. metatarseae plantares, которые в межкостных промежутках отдают на тыл стопы прободающие ветви, rami perforantes, и затем продолжаются в общие подошвенные пальцевые артерии, aa. digitales plantares communes, каждая из которых у основания пальцев делится на две собственные подошвенные пальцевые артерии, aa. digitales plantares proprii.

На тыле стопы от тыльной артерии стопы (a. dorsalis pedis) отходит дугообразная артерия, a. arcuata, которая отдает четыре тыльные плюсневые артерии, aa. metatarseae dorsales, каждая из которых у оснований пальцев делятся на 2 тыльные пальцевые артерии, aa. digitales dorsales, направляющиеся к обращенным друг к другу стронам пальцев (рис.21).

Наличие этих анастомозов обеспечивает прохождение крови к пальцам в любом положении стопы.  

 

Ø     Студент должен знать:

1- латинские названия изучаемых сосудов;

2- границы подключичной артерии, ветви всех ее трех отделов (особое внимание обратить на позвоночную, внутреннюю грудную артерии и щитошейный ствол;

3- граница подмышечной артерии, ее ветви, положение по отношению к нервным стволам;

4- плечевую, локтевую, лучевую артерии, их ветви, топографию;

5- артерии, образующие сеть вокруг локтевого сустава;

6- артерии кисти, поверхностную и глубокую ладонные дуги, артерии пальцев;

7- артериальные анастомозы верхней конечности;

8- общие, наружные и внутренние подвздошные артерии, их топографию;

9- пристеночные ветви внутренней подвздошной артерии, особенно те, которые выходят за пределы таза и через какие отверстия;

10- висцеральные ветви внутренней подвздошной артерии, особенно значимые прямокишечные, пузырные, маточную и внутреннюю срамную артерии;

11- наружную подвздошную артерию, ее ветви и лакуну, через которую она продолжается на бедро;

12- артерии, образующие анастомоз от подключичной до наружной подвздошной артерии;

13- границы бедренной артерии, расположение в приводящем канале (Гунтера), ее ветви;

14- подколенную артерию, ее ветви, отношение к подколенной вене и суставной сумке;

15- деление подколенной артерии на переднюю и заднюю большеберцовые артерии, ветви этих артерий, отношение к каналам голени;

16- артерии, образующие сеть вокруг коленного сустава;

17- переднюю большеберцовую артерию и ее ветви, место перехода в тыльную артерию стопы и точку прощупывания ее пульса;

18- заднюю большеберцовую артерию, положение ее в голеноподколенном канале (Груббера), точку прощупывания пульса этой артерии у медиальной лодыжки;

19- артерии стопы, ее артериальные дуги, особенности кровоснабжения пальцев стопы;

 

Ø     Студент должен понимать:

1- функциональное значение артерий верхней и нижней конечностей и их крупных ветвей;

2- принципы наложения жгута на верхней конечности;

3- наличие многообразных вариантов расположения артерий конечностей;

4- почему жгут на нижней конечности накладывают на верхней трети бедра;

 

Ø     Студент должен уметь:

1 – показывать на натуральных препаратах и называть на латинском языке артерии и ветви по теме занятия;

2- рисовать аналоговые опорные схемы артерий верхней и нижней конечностей;

3- читать рентгенограммы артерий (артериограммы) по теме занятия;

4- показывать места определения пульса артерий верхней и нижней конечностей;

5- накладывать жгут на верхней и нижней конечностях;

6- препарировать артерии верхней и нижней конечности;

7 –отвечать на клинико-анатомические вопросы:

I- при травме стопы и обильном кровотечении из нее где необходимо наложить жгут?

II- больной жалуется на боли в нижней конечности. При осмотре кожа ноги имеет мраморный вид, холодная на ощупь. Как и в каком месте ноги определить является ли причиной этих симптомов нарушение артериального кровоснабжения?

 

При подготовке к зачету по артериальной системе напишите краткие письменные ответы на вопросы экзаменационных билетов:

1- История открытия кровообращения (К.Гален, М.Сервет, В.Гарвей).

2- Обшие закономерности строения кровеносных сосудов. (Н.И.Пирогов,П.Ф.Лесгафт,В.Н.Шевкуненко,М.Г.Привес). Понятие о коллатеральном кровообращении и анастомозах (внутрисистемные и межсистемные). Роль артериальной системы в норме и патологии.

3- Развитие артерий в эмбриогенезе. Варианты и аномалии.

4- Общая характеристика сосудов большого и малого кругов кровообращения.

5- Аорта и ее отделы. Ветви дуги аорты и ее грудного отдела (париетальные и висцеральные ветви).

6- Париетальные и висцеральные ветви брюшной части аорты.Особенности их ветвлений и анастомозы.

7- Наружная сонная артерия, ее топография, ветви и области кровоснабжаемые ими.

8- Внутренняя сонная артерия, ее топография, ветви. Кровоснабжение головного мозга.

9- Подключичная артерия: топография, ветви и области кровоснабжения.

10- Подмышечная и плечевая артерии: топография, ветви и области кровоснабжаемые ими.

11- Артерии предплечья и кисти: топография, ветви, области, кровоснабжаемые ими. Кровоснабжение локтевого сустава.

12- Общая наружная и внутренняя подвздошные артерии их ветви и области кровоснабжения.

13- Бедренная и подколенная артерии, их ветви и области кровоснабжения. Кровоснабжение коленного сустава.

14- Артерии голени и стопы: топография, ветви и области кровоснабжаемые ими. Кровоснабжение голеностопного сустава.

 

Венозная система

  Методические рекомендации для подготовки к занятию по теме: «Общие закономерности строения и развития венозной системы. Системы верхней и нижней полых вен, воротной вены. Особенности строения вен в различных областях тела. Кава-кавальные и портокавальные анастомозы. Особенности строения у детей. Кровообращение плода. УИРС – препарирование, работа с натурщиком, подготовка рефератов и докладов.

Цель занятия: выучить строение венозной системы, уяснить особенности строения, функции и клиническое значение вен различных областей тела человека. Понять особенности кровообращения плода. Подготовиться к зачету по венозной системе.

Используя лекции и учебники, уясните, что в теле человека выделяют три системы вен: 1) верхней полой вены, 2) нижней полой вены и 3) воротной вены печени (рис.22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: