Кавакавальные анастомозы

выражены в 3- х областях: на передней стенке живота, на задней стенке грудной и брюшной полостей, в позвоночнике (рис.27):

1- на передней стенке живота – между верхними надчревными венами (система верхней полой вены) и нижними надчревными венами (система нижней полой вены);

2- на задней стенке грудной и брюшной полости – между поясничными и восходящими поясничными венами (система нижней полой вены) впадающими в полунепарную и непарную вены и затем в систему верхней полой вены;

3- в позвоночнике – между венозными спинномозговыми ветвями и задними межреберными венами (из верхней полой вены) через внутрипозвоночные и околопозвоночные вены с спинномозговыми и поясничными венами (система нижней полой вены). 

Заканчивая самоподготовку, по лекции и учебникам, выучите особенности кровоснабжения плода (см. стр.72 и рис. 29 данного пособия).

 

Ø     Студент должен знать:

1- общие закономерности развития и строения и функции венозной системы;

2- латинскую терминологию по теме занятия;

3- строение системы верхней полой вены, особенности оттока венозной крови от головы, шеи, верхней конечности (опорная схема);

4- венозные синусы твердой мозговой оболочки (опорная схема);

5- строение системы нижней полой вены (опорная схема), особенности оттока венозной крови от нижних конечностей, таза и брюшной полости;

6- строение системы воротной вены печени (опорная схема);

7- при слиянии каких вен образуется верхняя полая вена; воротная вена; нижняя полая вена;

8- кавакавальные и портокавальные анастомозы (опорная схема);

9- кровообращение плода.

 

Ø     Студент должен понимать:

1- функциональное и клиническое значение венозной системы;

2- клиническое значение связей вен мягких тканей головы с внутричерепными венозными синусами;

3- особенности положения вен шеи, способствующих возникновению воздушной эмболии;

4- механизм движения крови по венам и роль внутривенных образований;

5- особенности развития венозной системы и ее варианты и аномалии;

6- механизм и биологический смысл протекания венозной крови по воротной вене через печень;

7- функциональное и клиническое значение кавакавальных и портокавальных анастомозов;

8- функциональное и клиническое значение вен позвоночного венозного бассейна;

9- функциональные и морфологические особенности кровеносной системы плода и его перестройку после рождения.

Ø     Студент должен уметь:

1- показывать на натуральных препаратах и давать латинские названия основных венозных образований тела человека;

2- рисовать по памяти, рекомендуемые аналоговые опорные схемы;

3- проецировать и пальпировать доступные для исследования вены на натурщике, находить клапаны в подкожных венах;

4- читать флебограммы;

5- решать клинико-анатомические задачи:

 

I- Мужчина получил травму шеи с незначительным разрывом мягких тканей. Сразу наступила смерть. На вскрытии в полостях сердца, в сосудах головного мозга обнаружены пузырьки воздуха. Какова причина смерти? Объясните, как пузырьки воздуха попали в сосуды головного мозга.

II- Девушка выдавила содержимое фурункула на щеке. После этого воспалительный процесс резко усилился. Она была доставлена в больницу. Несмотря на проводимое лечение у больной сохранялась высокая температура, появились симптомы расстройства мозгового кровообращения, и наступила смерть. На вскрытии обнаружен тромбоз синусов головного мозга. Каким образом инфекция с поверхности лица попала в синусы головного мозга?

III- При осмотре больного в области пупка обнаружены извитые расширенные вены, собирающиеся к пупку в виде головы медузы. Заболевание какого органа у данного больного? Кровотечение из каких вен и органов возможны у него?  

 

Сделайте краткие письменные ответы на экзаменационные вопросы:

1- Морфологические и функциональные особенности строения венозной системы. Анатомические приспособления, обеспечивающие продвижение крови по венам к сердцу. Функциональная роль венозной системы в норме и при патологии.

2- Верхняя полая вена, источники ее образования и топография. Непарная и полунепарная вены их анастомозы.

3- Плечеголовные вены, их образование. Пути оттока венозной крови от головы, шеи и верхней конечности.

4- Нижняя полая вена, источники ее образования и топография. Притоки нижней полой вены и анастомозы.

5- Воротная вена. Ее притоки, их топография, ветвление воротной вены в печени. Анастомозы воротной вены и ее притоков.

6- Вены головного мозга. Венозные пазухи твердой мозговой оболочки. Венозные выпускники (эмиссарии) и диплоические вены.

7- Поверхностные и глубокие вены верхней конечности и их топография. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности и их топография.

8- Общая характеристика сосудов микроциркуляторного кровеносного русла (артериолы, прекапилляры, капилляры, посткапилляры, венулы, артериоло-венулярные анастомозы. Особенности строения у детей. История открытия сосудов микроциркуляторного русла (М. Мальпиги, А.М.Шумлянский, В.В.Куприянов).

9-  Особенности кровоснабжения плода и его изменения после рождения. (см. рис. 29).

 

Лимфатическая система.

Методические рекомендации для подготовки к занятию по теме: «Общие закономерности строения и развития лимфатической системы. Лимфатический узел. Закономерности распределения лимфатических сосудов и узлов. Лимфатические сосуды и узлы отдельных областей тела. Особенности строения у детей. Органы иммунной системы. Селезенка, вилочковая железа, красный костный мозг. Понятие об иммунологическом анализаторе.

Цель занятия: выучить закономерности строения и функции лимфатической системы, уяснить принципы строения  иммунологического анализатора: детально изучить расположение региональных лимфатических узлов различных органов и областей тела человека.

Лимфатическая система, systema lymphaticum – является частью сосудистой системы, начинается в тканях слепыми лимфатическими капиллярами и, в конечном счете, впадает в венозную систему в области венозных углов. Лимфатическая система выполняет следующие функции: 1- дренажную; 2- транспортную; 3- иммунную; 4- кроветворную. Органы кроветворения, лимфатическая и иммунная системы тесно связаны между собой общностью происхождения, строения и функции. Родоначальником всех видов клеток крови и иммунной (лимфоидной) системы являются полипотентные стволовые клетки костного мозга.

Лимфатическая система имеет два отдела – пути транспорта лимфы и лимфоидные органы.

Пути транспорта лимфы:

1- лимфатические капилляры (не имеют клапанов и гладкомышечных клеток в стенке); 2- лимфатические посткапилляры; 3- интраорганные лимфатические сосуды; 4- внеорганные лимфатические сосуды; 5- лимфатические стволы: 6- лимфатические протоки.

     По лимфоносным путям оттекает почти прозрачная беловатая или слегка желтоватая жидкость – лимфа.

1- правый и левый яремные стволы, trunci jugularis dexter et sinister – несут лимфу от головы и шеи;

2- правый и левый подключичные стволы, trunci subclaviae dexter et sinister - отводят лимфу от верхних конечностей;

3- правый и левый бронхосредостенные стволы, trunci bronchomediastinales – собирают лимфу от грудной клетки;

4- правый и левый поясничные стволы, trunci lumbales dexter et sinister – несут лимфу от нижних конечностей, таза и брюшной полости:

5- кишечный ствол, truncus intestinalis (непарный) встречается в 25% случаев, отводит лимфу от кишечника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: