Вопросы для самоконтроля знаний

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделения социолого-психологического факультета

 

Иваново

Издательство

«Ивановский государственный университет»

2004


Составители: канд. биол. наук  Любовь Руфэльевна Горбачева,

канд. мед. наук Адольф Федорович Богомолов

 

 

Охватывают все основные темы курса, включают списки рекомендуемой литературы. Предназначены студентам специальности "Психология"

 

Печатается по решению

методической комиссии

социолого-психологического факультета

Ивановского госуниверситета

 

 

Рецензент:

кандидат медицинских наук Александр Петрович Беляков

 

 

Издательство «Ивановский государственный университет», 2004


 

    "....мозг есть орган души, т.е. такой живой организм, который будучи приведен.... в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность ". И.М. Сеченов

Уважаемый будущий коллега!

Курс "Анатомия центральной нервной системы" является одной из биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Основой естествознания является неразрывное единство структуры и функции. Этот же принцип соблюдается и для головного мозга. Согласно представлениям о нервно-психической деятельности чешского анатома и физиолога Й. Прохазки (XVIII в.) орган, служащий для душевных функций есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций. Впоследствии широкое распространение получило высказывание, что психическая деятельность есть продукт высокоорганизованной материи - мозга; в её основе лежат физиологические процессы, протекающие в головном мозге. (Белинский, Добролюбов). И.М.Сеченовым впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром.

В психологической практике используются различные неинвазивные методы электро- и магнитоэнцефалографии, позитронно-эмиссионной компьютерной томографии и другие методы, позволяющие детально анализировать участие различных структур мозга в перцептивных, мнемических, семантических и других когнитивных процессах, а также в формировании мотивационно-эмоциональной сферы и сознания. Всё это требует глубоких знаний специалистов о строении и функционировании мозга и его отделов.

Курс "Анатомия ЦНС" является начальным этапом естественнонаучной подготовки психологов и обязательной составной частью программы обучения специалистов по практической психологии.

Цель данного методического указания - помочь студентам разобраться в сложном и большом объеме новой информации и усвоить материал по курсу "Анатомии ЦНС". При самостоятельном рассмотрении основных тем курса и при подготовке к семинарским занятиям и экзамену надеемся, что эти указания будут способствовать четкой систематизации знаний. Необходимо отметить, что изучение анатомии в значительной степени требует усидчивости и терпения.

Желаем успехов!

Авторы





УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ (НЕВРОЛОГИЯ)

Занятие.1. СТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ. СПИННОЙ МОЗГ

Цель занятия

1. Знать основные органеллы клетки.

2. Уметь показать на таблицах элементы нейрона.

3. Усвоить строение нервного волокна и нейроглии.

4. Усвоить классификацию нервной системы по топографическому и функциональному признакам.

5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования спинного мозга.

6. Знать функциональное назначение отделов спинного мозга.

7. Усвоить функциональное назначение восходящих и нисходящих проводящих путей.

8. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах оболочки спинного мозга.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы изучаемой темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карты.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.: Высш. шк., 1989. С. 393-408, 434-448.

2. Курепина М.М.,Воккен Г.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 1979.    С. 216-230.

3. Лекции.

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.


 


Методические указания

Готовясь к данному занятию, необходимо вспомнить общий план строения клетки и усвоить клеточное строение нервной ткани. Особое внимание следует обратить на органеллы нейрона, непосредственно обеспечивающие функцию проведения возбуждения. Уметь приводить примеры рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на функциональное предназначение отростков нервных клеток, на различия скорости проведения импульсов, что в свою очередь определяет быстроту и эффективность реагирования всей нервной системы. Необходимо запомнить названия основных медиаторов, что безусловно поможет Вам в усвоении материалов курсов физиологии ЦНС и ВНД. Обратите внимание на ход восходящих и нисходящих проводящих путей спинного и головного мозга, а также их функцию. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить строение рефлекторной дуги.

 

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Нейрон.

1.1. Внутриклеточные органеллы.

1.1.1. Плазматическая мембрана.

1.1.2. Ядро.

1.1.3. Рибосомы.

1.1.4. Шероховатый эндоплазматический ретикулум (тельца Ниссля).

1.1.5. Аппарат Гольджи.

1.1.6. Лизосомы.

1.1.7. Митохондрии.

1.1.8. Микротрубочки и микрофиламенты.

1.2. Внешнее строение.

1.2.1. Тело (сома) нейрона.

1.2.2. Короткие отростки (дендриты).

1.2.3. Аксон (нервное волокно).

1.2.3.1. Миелинизированное волокно.

1.2.3.1.1. Шванновские клетки.

1.2.3.1.2. Перехваты Ранвье.

1.2.3.1.3. Неврилемма.

1.2.3.2. Немиелинизированное волокно

1.2.3.3. Функциональные отличия типов волокон.

1.3. Гистологические типы нейронов.

1.3.1. Мультиполярные нейроны.

1.3.2. Биполярные нейроны.

1.3.3. Псевдоуниполярные нейроны.

1.4. Функциональные типы нейронов.

1.4.1. Сенсорные (чувствительные).

1.4.1.1. Рецепторные окончания (рецепторы).

1.4.1.1.1. Классификация по локализации.

1.4.1.1.1.1. Экстерорецепторы.

1.4.1.1.1.2. Интерорецепторы.

1.4.1.1.1.3. Проприорецепторы.

1.4.1.1.2. Классификация по функции.

1.4.1.1.2.1. Терморецепторы.

1.4.1.1.2.2. Механорецепторы.

1.4.1.1.2.3. Ноцирецепторы.

1.4.2. Интернейроны (вставочные).

1.4.3. Моторные (двигательные, секреторные).

1.5. Синапс.

1.5.1. Строение.

1.5.1.1. Пресинатпическая мембрана.

1.5.1.2. Синаптическая щель.

1.5.1.3. Постсинаптическая мембрана.

1.5.2. Типы синаптических контактов.

1.5.3. Классификация по механизму передачи возбуждения.

1.5.3.1. Химические.

1.5.3.2. Электрические.

1.5.3.3. Смешанные.

1.5.4. Классификация по функции.

1.5.4.1. Тормозные.

1.5.4.2. Возбуждающие.

1.5.5. Нейромедиаторы.

1.5.6. Нейрогормоны.

2. Нейроглия.

2.1. Астроглия (макроглия).

2.2. Олигодендроглия.

2.3. Микроглия.

2.4. Функция.

3. Классификация нервной системы.

3.1. По функциональному признаку.

3.2. По топографическому признаку.

4. Спинной мозг.

4.1. Форма и положение.

4.1.1. Границы.

4.1.2. Внешне описание.

4.1.2.1. Шейное и пояснично-крестцовое утолщение.

4.1.2.2. Мозговой конус.

4.1.2.3. Терминальная нить.

4.1.2.4. Передняя срединная щель и борозды спинного мозга.

4.1.3. Сегменты спинного мозга.

4.1.3.1. Шейные.

4.1.3.2. Грудные.

4.1.3.3. Поясничные.

4.1.3.4. Крестцовые.

4.1.3.5. Копчиковые.

4.2. Поперечный разрез спинного мозга.

4.2.1. Центральный канал.

4.2.2. Терминальный желудочек.

4.2.3. Серое вещество.

4.2.3.1. Передние рога (столбы).

4.2.3.2. Задние рога (столбы).

4.2.3.3.  Боковые рога (столбы).

4.2.4. Белое вещество.

4.2.4.1. Канатики спинного мозга.

4.2.4.1.1. Передний канатик

4.2.4.1.2. Боковой канатик.

4.2.4.1.3. Задний канатик.

5. Проводящие пути.

5.1. Ассоциативные

5.2. Комиссуральные

5.3. Проекционные

5.3.1. Восходящие проводящие пути.

5.3.1.1. Экстероцептивные.

5.3.1.1.1. Латеральный спинно-таламический путь.

5.3.1.1.2. Передний спинно-таламический путь.

5.3.1.2. Проприоцептивные.

5.3.1.2.1. Тонкий и клиновидный пучки (Голля и Бурдаха).

5.3.1.2.2. Передний спинно-мозжечковый путь.

5.3.1.2.3. Задний спинно-мозжечковый путь.

5.3.1.3. Интероцептивные.

5.3.2. Нисходящие проводящие пути.

5.3.2.1. Пирамидные.

5.3.2.1.1. Корково-ядерный путь.

5.3.2.1.2. Корково-спинномозговой путь.

5.3.2.2. Экспрапирамидные.

5.3.2.2.1. Красно-ядерный спинномозговой путь.

5.3.2.2.2. Преддверно-спинномозговой путь.

5.3.2.2.3. Ретикуло-спинномозговой путь.

5.3.3. Покрышечно-спинномозговой путь.

5.3.4. Ретикулярная формация.

6. Оболочки спинного мозга.

6.1. Твердая оболочка..

6.1.1. Субдуральное пространство.

6.2. Паутинная оболочка.

6.2.1. Субарахноидальное пространство.

6.3. Мягкая (сосудистая) оболочка.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Перечислите клеточные органеллы нейрона.

2. Назовите функции телец Ниссля.

3. Что транспортируют микротрубочки?

4. Каково строение нервного волокна?

5. Как классифицируются нейроны по строению?

6. Назовите элементы рефлекторной дуги.

7. Назовите функцию мотонейронов.

8. Что такое ноцирецепторы?

9. Что такое экстерорецепторы?

10. Назовите основные элементы синапса.

11. Перечислите типы синаптических контактов.

12. В чем состоят особенности смешанного синапса?

13. Что такое нейромедиатор?

14. Перечислите функции нейроглии.

15. К какому отделу нервной системы относится спинной мозг?

16. Где расположен спинной мозг?

17. Назовите основные функции спинного мозга.

18. Где находятся утолщения спинного мозга и почему они образуются?

19. Что такое сегмент (невромер) спинного мозга?

20. Какие нервные волокна образуют задний корешок спинномозгового нерва?

21. Где расположены нейроны, аксоны которых формируют задний корешок спинномозгового нерва?

22. Какие нервные волокна образуют передний корешок спинномозгового нерва?

23. Где в спинном мозге расположено серое вещество и из чего оно состоит?

24. Тела каких нейронов расположены в задних столбах (рогах) спинного мозга?

25. Тела каких нейронов расположены в передних столбах (рогах) спинного мозга?

26. В каких сегментах спинного мозга имеются боковые рога?

27. Тела каких нейронов расположены в боковых рогах спинного мозга?

28. Чем и где заканчивается тяж спинного мозга?

29. Чем заполнен центральный спинномозговой канал?

30. Какова функция латерального спинно-таламического пути?

31. На какие ветви делятся спинномозговые нервы?

32. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.

33. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна?

34. Что такое субарахноидальное пространство?

35. Назовите границы переднего канатика спинного мозга

36. Какие проводящие пути проходят в составе собственных пучков спинного мозга?

37. Какие проводящие пути проходят в составе задних канатиков спинного мозга?

38. Какие проводящие пути проходят в составе передних канатиков спинного мозга?

39. Какие проводящие пути проходят в составе боковых канатиков спинного мозга?

40. Какую функцию выполняет латеральный спинноталамический тракт?

41. Что такое конский хвост спинного мозга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: