Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.
Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) образования:
1. Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):
-рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет в школах и негативное влияние на здоровье школьников в связи с сохранением обязательного 9-летнего образования;
-увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования;
-сокращение рождаемости населения, рост наркомании, преступности среди малолетних в стране;
-низкая оплата труда и старение преподавательского состава в школах;
-слабая материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах;
-снижение количества учащихся в расчете на одного преподавателя, что приводит к росту необходимых затрат на образование в школах.
|
|
2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):
-падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;
-нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
-недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;
-резкое сокращение выпуска рабочих в учреждениях начального профессионального образования;
-низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;
-слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).
3. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):
-недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования (либеральная реформа);
-рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;
-старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.
|
|
4. Высшее профессиональное образование(университеты, академии, институты):
-увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;
-недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;
-слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
-разрастающаяся коррупция и взяточничество в государственных вузах из-за сокращения бюджетного и увеличения коммерческого приема студентов;
-сокращение потребности народного хозяйства в специалистах 1-го уровня квалификации (техников) из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах 2-го уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банки, страховые компании, малые предприятия);
-возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в
псевдоуниверситеты;
-усложненная бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов;
-низкое трудоустройство выпускников государственных вузов.