Особенности нового образовательного стандарта и его отличия

С учётом изложенного выше выделим некоторые особенности нового образовательного стандарта и его отличия от образовательного стандарта второго поколения:

- образовательный стандарт приобрел новое название: «Федеральный 13 государственный образовательный стандарт». В нём нет деления на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Весь образовательный стандарт - федеральный, каждый его цикл состоит из базовой и вариативной части;

- ФГОС ВПО разработан на направление подготовки для каждого уровня высшего профессионального образования отдельно (направление подготовки рассматривается как совокупность основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов);

- ФГОС ВПО содержит перечень основных пользователей - от студентов, преподавателей, руководителей вузов до работодателей, органов управления, надзора в системе образования;

- ФГОС ВПО содержит цели образования, как в области обучения личности, так и в области воспитания. Образовательные стандарты второго поколения предусматривают требования лишь в области обучения;

- общие требования к реализации основных образовательных программ стандарта содержат указание на необходимость их ежегодного обновления с учетом рекомендаций по обеспечению гарантии качества в вузе;

- общие требования к разработке основной образовательной программы (ООП) содержат требование к определению возможностей вуза в формировании социальноличностных компетенций выпускников;

- требования к результатам освоения ООП устанавливаются в форме компетенций как общекультурных, так и профессиональных (по видам деятельности).

- требования к структуре ООП (взамен требований к минимуму содержания) устанавливаются по трем циклам:

▪ гуманитарный, социальный и экономический;

▪ математический и естественнонаучный;

▪ профессиональный и по разделам:

• учебная и производственная практики;

• физическая культура;

- в каждом цикле выделяются базовая и вариативная части (взамен федерального, регионального и вузовского компонента);

 - в базовой части каждого цикла устанавливаются требования о том, какие знания, умения и навыки должен приобрести выпускник в результате изучения дисциплин (модулей) данного цикла; - обязательное наименование дисциплин в базовой части цикла не устанавливается (за исключением истории, философии, иностранного языка и безопасности жизнедеятельности). Наименования других дисциплин приводятся лишь как примерные (для разработки примерных программ учебных дисциплин, учебников и учебных пособий); - трудоемкость задается по циклу в целом и базовой части в зачетных единицах; - физическая культура выделена в отдельный раздел с трудоемкостью 2 зачетные единицы (для очной формы обучения 400 час.); - расширены академические свободы вуза в части установления содержания ООП (суммарная трудоемкость базовых составляющих по трем вышеперечисленным циклам дисциплин должна быть: у бакалавра – не более 50 %; у магистра - не более 30 %; у специалиста - не менее 70 %; - государственный экзамен может проводиться по усмотрению вуза; - федеральный государственный образовательный стандарт бакалавриата содержит в приложении перечень профилей подготовки выпускников (аналог ныне существующих специальностей, отнесенных к данному направлению подготовки). Признание за образовательными стандартами статуса «федеральных государственных» призвано усилить их роль как интегрирующего начала российского пространства высшего образования, повысить ответственность отечественных 14 образовательных учреждений высшего образования за соблюдение установленных норм качества. Федеральные государственные образовательные стандарты могут стать (при развитии конструктивного социального диалога между высшим образованием и работодателями) в большей мере признаваемыми на рынке труда. С помощью них можно осуществлять «наведение мостов» между вузами и сферой труда. Именно такой статус стандартов высшего образования, понимаемый как общественная ответственность государства, может послужить надежной основой для осуществления ответственности государства и общества (а не рынка) за обеспечение качества высшего образования. Особое место в разработке ФГОС ВПО занимает учёт существенных параметров и опыта Болонского процесса, как самой глубокой и масштабной структурной реформы высшего образования в Европе и в мире. Здесь уместно перечислить основные признаки новизны разработанных ФГОС ВПО как образовательных стандартов нового поколения: - основным системным объектом стандартизации в ФГОС ВПО является многоуровневая система высшего образования по каждому из направлений профессиональной подготовки с многообразной структурой квалификаций: бакалавр, магистр, специалист с учетом также возможной многовариантности моделей подготовки выпускников разных вузах; - переход к компетентностным моделям оценки результатов высшего образования и их представление в ФГОС ВПО и ООП; - использование кредитной системы (системы зачетных единиц) в определении трудоемкости реализуемых ООП (отражение одной из ведущих тенденций болонских реформ); - расширение автономии и прав вузов в разработке и использовании норм качества высшего образования в ФГОС ВПО и ООП, а также усиление ответственности вузов за качество образования; - формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда; - возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса. С учётом положений, изложенных выше, были разработаны два образовательных стандарта по направлению подготовки «Наземные транспортнотехнологические машины и комплексы» для реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

В состав образовательных стандартов входят следующие разделы:

- область применения;

- термины, определения, обозначения, сокращения;

- характеристика направления подготовки;

- характеристика профессиональной деятельности (бакалавров, магистров);

- требования к результатам освоения основных образовательных программ;

- требования к структуре основных образовательных программ;

- требования к условиям реализации основных образовательных программ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: