Тема 7. Иудаизм и политика

ПЛАН

7.1. Вероучение, основные направления и развитие политических идей в иудаизме

7.2. Деятельность сионистских организаций

7.3. Иудаизм и конфессиональная политика Израиля

7.4. Иудаизм и политика в Украине

 

7.1. Вероучение, основные направления и развитие политических идей в иудаизме

Иудаизм — древнейшая из монотеистических религий, возникла во II тыс. до н. э., относится к национальным религиям. Это религия еврейского народа.

В начале II тыс. до н.э., согласно библейской версии, родоначальник еврейского народа — Авраам переселился из шумерийского г. Ур в Ханаан (Палестину). Вера Авраама способствовала утверждению монотеизма, который стал определяющим фактором этногенеза евреев[12]. Около 1700 г. до н. э. евреи переселились в Египет, откуда вернулись в Палестину под руководством Моисея, заключив на Синае Завет с Богом Яхве («Сущий»). Около 1200 г. до н. э. евреи завоевали Ханаан, где на протяжении 400 лет жили теократически-родовым строем. Вероучение этого периода сохранилось в молитве «Шма»: «Внемли, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — один!»

До конца VII в. до н. э. — период древнееврейского царства, расцвет которого пришелся на правление Давида и Соломона (ХІ—X вв. до н. э.). В VIII—VI веках до н. э., духовное лидерство перешло к пророкам; древнееврейская религия переросла в монотеизм, обращенный ко всем народам.

В VI в. до н. э. евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Вызревают противоположные тенденции — представление о богоизбранности как превосходстве евреев над другими народами, и о необходимости сердечного покаяния, после которого он возвратит народ из плена, восстановит царство, даст благополучие, пошлет мессию.

После возвращения в Палестину, духовные лидеры евреев — Ездра и Неемия религиозно обособили евреев, чтобы противостоять эллинизации. Результатом Маккавейских войн стало восстановление государственности, которая просуществовала до Иудейской войны с Римом (66—73). Поражения в ряде восстаний против Рима привело к ее ликвидации и последующему расселению евреев вне Палестины. Иерусалим в 70 г. был разрушен, наибольшей святыней иудеев с того времени остается Западная стена (Стена плача).

С I в. н. э., с поражения еврейских повстанцев и до 1948 г. в истории еврейского народа длится этап галуссы (рассеяния, диаспоры). В диаспоре евреи сформировали несколько больших общностей: ашкенази (евреи Европы, США, Аргентины, Южной Африки), сефарды (от Сфарад — Испания) и «голдене кейт» («золотая цепь») восточно-европейские евреи.

В V и VI вв. было составлено толкование на Тору — Талмуд, на который опирается о ртодоксальный (талмудический)иудаизм. В XII в. вероучение иудаизма было систематизировано раввином Моисеем Маймонидом. В повседневной жизни ортодоксы руководствовались трудом Иоаселя Каро— Шулхан-арух. В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: ТаНаХ (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Специфика ортодоксального иудаизма какрелигиозной практики заключается в соблюдении Закона, что открывает путь к спасению. Закон включает: десять заповедей, полученных Моисеем и еще 613 заповедей (ныне действует 300).

В странах рассеяния в целях сохранения народа как религиозной общности, иудаизм жестко противопоставлял евреев местному населению, чему способствовали структуры и органы религиозного управления.

Синедрион — высшее собрание религиозных и светских руководителей.

Синагогабет-кнесет» — «дом собраний») — центр религиозной и общественной жизни. Синагога появилась в период разрушения Первого храма, куда евреи собирались вместе с раввинами (рабби — «учитель») для совершения молитв. В функции раввинов сегодня входит богослужение, контроль за соблюдением религиозных правил. Священники (коганим) в отсутствие храма не имеют возможности исполнять службу.

Бетмидраше (академия) — центр разработки управления иудейской общины и учебное заведение.

Кагал (община) включал раввина, судью, благотворительные, ремесленные, религиозные братства и так далее. Городской квартал (гетто), где проживала еврейская община, окружался стеной с целью сохранения религии, быта и охраны от цеховых ремесленников-конкурентов.

В странах рассеяния раввины разрешили евреям давать деньги в рост под процент, что было категорически запрещено делать христианским и исламским народам. Происходит становление банковских домов, значительные финансовые потоки оказываются в руках еврейских банкиров. За неспособность к социальной и культурной адаптации, а также, за финансовую эксплуатацию населения стран проживания, евреи неоднократно подвергались изгнаниям из Англии, Франции, Испании. В XVII в. евреи попали в Новый Свет, где получили возможность свободно развить экономические и политические институты. На деньги еврейских банкиров были совершены революции в Голландии, Англии, Франции. Буржуазная государственность предоставила иудеям политическое равноправие, вследствие чего началась эмансипация евреев.

В Америке иудаизм был вынужден идти путем модернизации. На конференции раввинов в Кливленде (США) и съезде в Лейпциге талмудисты одержали верх над реформаторами; был сформулирован «символ веры»: Тора — это результат откровения, выполнение ее предписаний, в соответствии с рекомендациями Талмуда, обязательно.

Караимизм (от ивр. — «читающие») сложился в VIII в. из учения саддукеев, отвергает Талмуд. В наши дни распространен среди представителей немногочисленной тюркоязычной народности — караимов (2 тыс. чел.).

Хасидизм (хаси́дус — «праведность», «учение благочестия») возник в XVIII в. в Украине. Хасиды особое внимание уделяют переживанию присутствия Бога в мире. Хасиды на первое место ставят личное общение с Богом и молитвенный экстаз, почитают праведника (цадика), который посредничает между верующими и Богом. Исторически течения хасидизма формировались из групп («дворов») последователей определенного ребе (наставника): гурские, карлинские, сатмарские, любавические и другие.

Хабад-Любавич — религиозная организация, управляется наследственным Любавичским реббе (штаб-квартира — в Нью-Йорке).

С хасидизмом связывают мистическое учение каббала («предание»). Цель изучения каббалы — духовное совершенствование, которое позволит человеку понять свое предназначение, законы жизни, мироздания, в том числе, трактовать текущую политику.

Реформированный иудаизм появился в конце XIX — нач. XX в. вследствие развития критики, краха средневекового гетто и буржуазной эмансипации евреев. Реформированный иудаизм провозгласил Тору результатом творчества людей, которые находились под влиянием божественного вдохновения. Талмуд, книги каббалы были признаны не имеющими значения для реформированного иудаизма.

Консервативный иудаизм возник в XIX в. как реакция на реформизм; признал божественное происхождение Торы, абсолютный характер Закона, однако в целом стоит на более либеральных позициях, чем любые течения внутри ортодоксального иудаизма.

Реконструкционизм возник в США в 1922 г. М. Каплан в книге «Иудаизм как цивилизация» утверждал, что не народ существует для религии, а религия для народа; сам верующий вправе интерпретировать свои религиозные взгляды. Ценность Торы не в том, что она является результатом божественного откровения или вдохновения, а потому, что она сплачивает евреев.

Мессианский иудаизм — это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Иисусу Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе, выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета». Конгрегации мессианского иудаизма, которые существуют в Украине, входят в Международную сеть «Шалом» (SNI). Также в Украине действуют ячейки Миссии «Евреи за Иисуса».

В 2001 г. ортодоксальный (талмудический) иудаизм насчитывал 2 млн последователей, консервативное направление исповедовало 4,5 млн. человек, реформистский иудаизм — 3,75 млн, реконструированный иудаизм — 150 тыс. В 2010 г. численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 млн или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле, 42 % — в США и Канаде, остальные — в Европе.

 

7.2. Деятельность сионистских организаций

В XIX в. евреи начали отходить от иудаизма, подверглись эмансипации, старались слиться с местным населением. В рамках иудаистского мировоззрения появился ряд еврейских секулярных движений: аскала («просвещение», основатель — М. Мендельсон), социализм (М. Гесс) и сионизм.

Сионизм (от названия холма Сион в Иерусалиме) сформировался к концу XIX в. Основные принципы сионизма сформулировал Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцель в книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Герцель призывал создать «национальный дом» (государство) Израиль, куда смогут репатриироваться евреи со всего мира, государственным языком должен стать иврит, арабское население Палестины должно было стать национальным меньшинством, религия объявлялась ведущим фактором и пропагандистом сионизма.

В ортодоксальных кругах с недоверием отнеслись к идее еврейского государства. Дело в том, что эсхатология иудаизма сообщает, что евреи соберутся в страну Израиль из стран рассеяния только тогда, когда сам Бог их соберет встречать царя-мошеаха. Значит, проект собирания евреев реализуется по воле сионистской организации, а не по воле Бога, поэтому между сионизмом и ортодоксальным иудаизмом какое-то время взаимодействие отсутствовало.

В 1860 г. легально заработал первый международный еврейский органВсемирный еврейский союз. Большую роль в работе союза играли крупные еврейские банкиры Ротшильды. Основная деятельность союза была направлена на содействие эмансипации евреев, их материальную поддержку, помощь литературным изданиям, которые действуют в пользу евреев. Целью союза являлось усиление «влияния еврейства во всех цивилизованных странах», борьба с противниками талмудического иудаизма. В 1897 г. при финансовом содействии Ротшильдов состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, на котором была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Позже образовалось несколько идеологических разветвлений сионизма.

Движение сионистов-социалистов, доминировавшее до 1970-х гг., предполагало строить экономику Израиля на принципах социализма. Виднейшим представителем был Давид Бен-Гурион — первый руководитель государства Израиль, лидер партии «Мапай» (ныне «Авода»).

Сионизм-ревизионизм создал и возглавил Владимир (Зеев) Жаботинский. Он полагал, что экономика должна строиться исключительно на принципах свободного рынка. Сегодня это направление представляет партия «Ликуд».

Авраам-Ицхак Кук — основатель религиозного сионизма, главный раввин Израиля, считал, что сионизм не только не противоречит ортодоксальному иудаизму, как считают ультра-ортодоксальные раввины, но наоборот, должен стать основой для его возрождения, чтобы верующие иудеи могли быть сионистами. Выразителем этой идеологии являлась национально-религиозная партия «Мафдаль» (сейчас в составе блока «Ихуд а-Леуми» — «Национальное единство»). В русскоязычной общине принципам религиозного сионизма следуют «Маханаим», образовательная сеть «Мидраша Ционит». В Украине существуют Иудейская община религиозного сионизма «Кеилот Кузари» и Центр Памяти Шломо Натива.

Структура международного сионизма в настоящее время представляет собой сложную систему множества организаций, координирующих свою деятельность в пределах Израиля и на международной арене.

С ВСО связано Еврейское агентство (в Израиле — «Сохнут»)(1929) основная функция которого — устройство иммигрантов. ВСО в нач. 1980-х гг. контролировала 20 международных сионистских организаций.

В 1929 г. был создан Всемирный еврейский конгресс (ВЕК), имеющий цель — оказать влияние на евреев, индифферентно или враждебно относящихся к сионизму. В начале 1980-х гг. ВЕК имел филиалы в 65 странах.

2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Бальфур уведомил Л. У. Ротшильда о решении создания еврейского государства («декларация Бальфура»). На палестинские земли было организовано пять волн переселений. Первые волны были организованы из России. Первый президент еврейской территории — Хаим Вейцман, премьер — Давид Бен-Гурион, оба из России. Однако массовых переселений из Европы и США добиться не удалось.

В 1917—1919 гг. евреи активно участвовали в революционном движении в России, Австро-Венгрии и Германии, стали популярны националистические идеи: в нацистской Германии до 1937 г. отряды Бейтара маршировали под флагами с магендовидами. Опыт революционной работы пригодился позднее, когда в Палестине формируются первые террористические организации: в 1920—1930-х гг. — «Иргун» и «Штерн», в 1940-х гг. — «Лехи», в 1980-х г. — «Гуш Эмуним» и «Ках». В 1970—1980-х гг. начинаются нападения еврейских боевиков на христиан, в частности, на русскую духовную миссию.

После Холокоста многие евреи вернулись в иудаизм и начали переселение в Израиль. Лидеры сионизма поставили вопрос о еврейском государстве и в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об образовании государств Палестина и Израиль.

14 мая 1948 г. сионистские лидеры сами провозгласили создание государства Израиль. Сразу же Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Трансиордания начали войну против Израиля. Тем не менее, в результате успешного контрнаступления израильских войск по окончании боевых действий значительная часть палестинских территорий оказалось под властью Израиля. В 1956 г. Израиль атаковал Синайский полуостров. В 1967 г. в результате «шестидневной войны» Египта, Сирии, Иордании, Ирака с Израилем, последнему удалось отстоять независимость и захватить палестинские территории — Западный берег р. Иордан и сектор Газа. Около 900 тыс. палестинцев вынуждены были покинуть пределы страны. В 1973 г. Египет на Синае и Сирия с Голанских высот вновь напали на Израиль. В 1982 г. Израиль напал на Ливан, где союзники Израиля — христиане-фалангисты — устроили резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила. Израильская армия вышла из Ливана только в 1985 г. В январе 1984 г. штурмовиками «Лиги защиты евреев» предпринята попытка подрыва мечети Аль-Акса. С 1993 г. активизировался процесс палестино-израильского диалога, и в 1994 г. была создана Палестинская национальная администрация (ПНА). 7 апреля 2002 г. Израиль обстрелял лагерь палестинских беженцев Дженин; убиты сотни палестинцев. Июль 2006 г. — война в Ливане с Хесболла и в секторе Газа — с палестинскими боевиками. С 2007 г. Палестинская национальная администрация управляла лишь частью территорий на Западном берегу реки Иордан, Сектор Газа перешёл под контроль радикального движения ХАМАС. С января 2013 г. используется название «Государство Палестина». Признание палестинского государства для ортодоксов-сионистов и для национально ориентированных социалистов означало крах религиозных и патриотических чаяний. Палестинцы рассчитывают добиться того, чтобы за безопасность в Иорданской долине отвечал международный военный контингент, Израиль выступил против. В 2012—2013 гг. со стороны границы с Сирией регулярно шел обстрел израильской территории.

7.3. Иудаизм и конфессиональная политика Израиля

Формально современный Израиль не является клерикальным государством, но фактически функцию государственной религии и государственной идеологии выполняет иудаизм. Исследователи, оспаривая эту точку зрения, утверждают, что «официальной религии нет», а глава государства не обязательно должен быть евреем. В Израиле среди светских евреев популярна и «гражданская религия», частью которой являются элементы и символы иудейской веры: бело-голубой флаг (цвет Таллита — молитвенного покрывала) и менора (семисвечник).

Действующие в Израиле религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством, противоречат принципам демократии. По своей сути и характеру Галаха (иудейское право) рассматривается как древнее религиозное право, и в то же время, считается светским правом. Галаха отрицает полномочия выборного правительства, суверенитет парламента и приоритет судебных инстанций. В вопросах о взаимоотношениях государства и религиозных объединений провозглашены либерально-демократические принципы, однако государство не может реализовать свободу вероисповедания в тех областях, где действует Галаха. Например, по закону 1970 г. евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери, либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии. Переход в другую конфессию, выполнение обрядов иной религии и прочее может немедленно отразиться на гражданском статусе человека. Гражданского брака, пусть даже зарегистрированного органами государственной власти, не существует. Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе иудейского права.

В 1992 г. в Израиле был принят Основной закон о профессиональной свободе и Основной закон о достоинстве и свободе личности. Принципы государства Израиль определены в статье I: «Настоящий Основной закон имеет целью защиту достоинства человека, а также его свободы, закрепляя в этом основном законе ценности государства Израиль в качестве еврейского и демократического государства».

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом, высшим религиозным органом страны, выполняющим ряд важных государственных функций. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, особенно в области просвещения.

Кроме евреев, в стране живут другие этноконфессиональные группы. Мусульмане-сунниты составляют 13 % населения Израиля. Мусульмане-арабы освобождены от воинской повинности. Министерство по делам религий принимает меры к восстановлению кадров мусульманского духовенства и органов шариатского судопроизводства, реставрируются и строятся новые мечети. Распределением средств Министерства по делам религий ведает комиссия, в состав которой входят чиновники и представители мусульманской общины. Кадры мусульманской общины формируются из местных жителей, назначения на соответствующие посты осуществляет Министерство по делам религий, которое выплачивает им жалование.

Христианство исповедует 2—3 % населения Израиля, около 50 % христиан проживают в Галилее. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям. На территории Израиля с 1874 г. действует русская духовная миссия Московской патриархии, работают миссия Американской православной церкви и миссия Румынской православной церкви.

Католическая церковь в Израиле насчитывала в 1990-х г. около 25 тыс. прихожан, греко-католическая — 38 тыс., маронитская — 6 тыс. Представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях, а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин, на рождественские и пасхальные службы. В канун Нового года президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны.

В Израиле также проживают друзы — религиозно-этническая группа, возникшая в начале ХI в. в результате раскола в исмаилизме.

Иудаисты, мусульмане и христиане имеют право не работать в дни своих религиозных праздников, государство финансирует государственные общеобразовательные школы для христиан и мусульман, операторы сотовой связи работают на четырех языках.

Религиозные партии в Израиле: Национально-религиозная партия, Агудат Израиль и другие входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан.

Вместе с тем, с момента основания государства, в Израиле проживают не признающие его группы религиозных евреев. Сатмарские хасиды занимают антисионистскую позицию, аргументируя это тем, что государство Израиль нарушает еврейские законы. Они бойкотируют выборы, их образовательные учреждения принципиально отказываются от государственного финансирования и существуют за счет частных пожертвований. В религиозной общине «Нетурей карта» («Стражи города») числом около 5 тыс. не признают сионизм, Израиль, отрицают Холокост, в дни государственных праздников демонстративно уничтожают израильские символы. Ранее община поддерживала Арафата, сейчас — ХАМАС, Хезболлу, М. Ахмадинежада. Согласно представлениям «Нетурей карта» Бог установил три определения, когда он отослал еврейский народ в изгнание: евреи не должны никогда стремиться сами восстановить свое государство; они не должны восставать против народов, давших им убежище; даже молитвой не приближать время избавления. Со стороны светских евреев, в среде которых сильны патриотические настроения, часто встречается негативное отношение к ультра-ортодоксам, которые не работают, живут многодетными семьями на пособия в отдельных поселениях, не служат в армии. Напряженность на бытовом уровне между светскими евреями и ультра-ортодоксам довольно высокая.

7.4. Иудаизм и политика в Украине

Иудаизм на территории современной Украины существовал как религия верхушки Хазарского каганата, после разгрома которого князем Святославом в сер. IX в. часть хазар осела в Киеве, откуда была изгнана за пределы Руси. В период Речи Посполитой украинцы вновь столкнулись с иудеями — управляющими польскими поместьями. После разделов Польши, в Российской империи существовало положение об устройстве иудеев (на крещеных евреев оно не распространялось), согласно которому иудаизм признавался официально, за евреями сохранялось самоуправление в пределах общины (кагала), устанавливалась «черта оседлости». За ее границами также существовали разрозненные еврейские общины, имевшие свои молитвенные дома. Большинство евреев Украины жили в «городках» с 20—25 тыс. населения, где сложился своеобразный местечковый образ жизни. К концу XIX в. в России проживало около 7 млн евреев. В 1917 г. первое революционное правительство ликвидировало «черту оседлости» и все ограничения, наложенные на евреев. Возникло течение «живая синагога», объявившее о поддержке советской власти. Одновременно сохранялось и значительное число сионистов. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. иудаизм подвергся преследованиям. Антисионизм как неофициальная государственная политика продолжался до 1952 г. и в 1957 — 1964 гг. Арабо-израильский конфликт 1967 г. ухудшил положение советских евреев. В стране развернулась активная антисионистская пропаганда. Еще больше обострила ситуацию эмиграция 100 тыс. евреев на Запад и в Израиль в 1970-х — 1980-х гг., что привело к более жесткому контролю над синагогой со стороны властных структур. Репрессии против сионистов и эмансипация адаптировали евреев к советскому обществу.

Израиль стал одной из первых стран, признавших государство Украина (26 декабря 1991 г.). В 1992 г. был принят Закон Украины о национальных меньшинствах, содержавший демократические гарантии их национальных, культурных и религиозных прав. На траурном митинге 29 сентября 1991 г. по случаю 50-летия трагедии в Бабьем Яре Председатель Верховного Совета Украины Л. М. Кравчук в присутствии представителя президента США, государственных и общественных деятелей принес извинения еврейскому народу за участие украинцев в геноциде. В первые годы независимости евреи Ю. Иоффе, Е. Звягильский, А. Пасхавер заняли высокие должности в украинском правительстве. Ряд еврейских деятелей В. Рабинович, В. Пинчук, И. Коломойский, Г. Боголюбов, А. Фельдман — вошли в число наиболее состоятельных людей и стали основными спонсорами иудаистских проектов в Украине.

В середине 1990-х гг., а также после выборов 2004—2005 гг. в Украине возродился антисемитизм, который взяли на вооружение объединения радикальных украинских националистов. Во время событий «Евромайдана» 3 февраля 2014 г. в Киеве состоялось Заседание международного круглого стола на тему: «демократический процесс и угроза радикализма в Украине», на котором был осужден антисемитизм в современной Украине.

В 1990-х гг. возобновилась алия в Израиль. Иудаизм претерпел возрождение, появились новые направления, местные власти вернули еврейским общинам Украины около 30 зданий синагог (в списке Ваада Украины значилось свыше 700 объектов, подлежащих возвращению). Однако, на сегодняшний день значительная часть евреев Украины светские.

По состоянию на 2013 г. в Украине зарегистрировано 310 организаций под управлением:

· Объединения иудейских религиозных организаций Украины (ОИРОУ) — 89 общин во главе с главным раввином Киева и Украины, главой Совета раввинов Еврейской конференции Украины Яковом дов Блайхом;

· Всеукраинского конгресса иудейских религиозных организаций — 14 общин, возглавляет Моше-Реувен Асман, раввин Центральной синагоги Бродского (г. Киев);

· религиозные организации прогрессивного иудаизма — 52 общины;

· Объединения хасидов Хабад Любавич иудейских религиозных организаций Украины — 124 общины во главе с раввином Азриэлем Хайкиным. Хабад Любавич опередил другие организации по количеству общин и раввинов. Известен конфликт вокруг харьковской хоральной синагоги. В г. Умань строится грандиозный мемориал Равви Нахмана с синагогой на 5 тыс. человек.

В Украине действует также религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма. В 2001 г. в Ужгороде создана первая конгрегация консервативного иудаизма.

В январе 1991 г. основана Ассоциация еврейских организаций и общин (Ваад Украины; председатель — Иосиф Зисельс), в состав которого входит 265 организаций из 94 городов. Цель — создание и укрепление структур, деятельность которых направлена на национальное возрождение и укрепление связей между еврейскими организациями.

В 1997 г. созданы общественные организации: Всеукраинский Еврейский Конгресс (ВЕК)  (В. Рабинович), Еврейский Фонд Украины  (А. Фельдман). Ваад Украины, Еврейский совет Украины и Объединение религиозных общин Украины тесно взаимодействуют со Всемирным еврейским конгрессом, Еврейским агентством и другими структурами, получая от них финансовую и организационную помощь. Наибольшей интенсивностью отличалась еврейская жизнь в Днепропетровске, затем — в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Черновцах, происходит активное возрождение иудаизма в Донецкой области. Иудейские общины области входят во Всеукраинскую еврейскую организацию «Федерация иудейских общин Украины», которые принадлежат к ортодоксальному течению иудаизма и движению Хабад Любавич.

Таким образом, в общественной жизни современной Украины иудаизм занял свое место и получил дальнейшее развитие во взаимодействии с иудаизмом за рубежом.

Список литературы

 

Тора Онлайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.toraonline.ru/. — Название с экрана.

Герцль Т. Еврейское государство: опыт новейшего решения еврейского вопроса / Т. Герцль. — Одесса, 1896 (репринт: Библиотека Алия, 1974).

Еврейская община Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //proza.ru/2012/08/19/1077. — Название с экрана.

Еврейское Агентство для Израиля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.haifa—boston.org/JewishAgency/Russian/Home. — Название с экрана.

Иудаизм и политический сионизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //historyall.ru/text/08. — Название с экрана.

Нойбергер Б. Власть и политика в государстве Израиль / Б. Нойбергер. — Тель-Авив, 1997. — Ч. 6: Религия, государство и политика.

Основы социальной концепции российского иудаизма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //base.ijc.ru/basesite/site.aspx? SECTIONID= 98668&IID=98685. — Название с экрана.

Сафронова Е. С. Государственно-церковные отношения в Израиле / Е. С. Сафронова. — М., 1999.

Штокало М. Влияние религии на политику. Иудаизм [Электронный ресурс] / М. Штокало. — Режим доступа: http: //h.ua/story/24981/. — Название с экрана.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: