Тема 6. Протестантизм и политика

ПЛАН

6.1. Основные направления, вероучение и структура протестантизма

6.2. Политическая теология и идейные течения протестантизма

6.3. Протестантские политические партии

6.4. Протестантизм и политика в Украине

 

6.1. Основные направления, вероучение и структура протестантизма

Протестанти́зм (от лат. protestans — публично доказывающий) — одно из трёх направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций.

Началом Реформации — широкого антикатолического движения в Европе — стало выступление в октябре 1517 г. профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера с 95 тезисами против индульгенций. Основы лютеранства изложены в «Аугсбургском вероисповедании». Высшей точкой реформационного движения в Германии была Крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью ее вождя Томаса Мюнцера.

Римско-католическая церковь осудила Лютера, что вызвало протест ряда князей и имперских городов Германии (от чего и произошёл термин «протестантизм»). Между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, началась война, закончившаяся Аугсбургским религиозным миром 1555 г. Князьям было предоставлено право выбирать религию согласно принципу «чья страна, того и вера».

В 1520—1540-х гг. лидерами Реформации в Швейцарии стали Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

В 1534 г. король Англии Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения Риму, изменив богословие, стал главой англиканской церкви.

В Шотландии движение за реформу церкви возглавил англиканский богослов Джон Нокс. В 1560-х г. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение, в результате утвердилась Пресвитерианская церковь.

Реформация стала быстро распространяться в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике. Лютеранские общины появились в Венгрии, Польше, Франции. Гонения со стороны католиков вызвали отток протестантов в Новый Свет, где протестантизм стал играть заметную роль, определив облик политических, социальных, экономических институтов США. Англиканская церковь в американских колониях была довольно слабой, поэтому протестантские церкви прошли множественные дробления на деноминации, секты, течения и прочее.

Главными ветвями протестантизма являются: лютеранство, кальвинизм и англиканство[8]. К раннему протестантизму также относятся: цвинглианство, анабаптизм, баптизм (евангелизм), квакеры, методизм[9]. Поздний протестантизм: адвентисты, пятидесятники[10] и другие.

В вероучении протестантизм разделяет представления римо-католиков о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, но отвергает учение о чистилище. Протестантизм выдвинул принцип спасения личной верой, признал Священное Писание, отверг Священное Предание, признал решения только первых двух Вселенских соборов. В протестантизме снято различие между священником и мирянином, упразднена иерархия, служитель культа подотчетен общине. Некоторые из протестантских церквей признают таинства — крещение и причастие, остальные придают им символическое значение. Крещение осуществляется в зрелом возрасте, когда человек полностью осознает свои поступки. В протестантизме отсутствуют: целибат, монашество, молитва за умерших, поклонение святым, почитание мощей и икон. Церковным строением может служить любое помещение, которое берётся в аренду или приобретается.

Этика протестантизма основана на учении о любви Божией к людям и о принятии человеком в свое сердце Христа. Первородный грех протестанты называют естественной человеческой склонностью к эгоизму[11]. Лютеранство предполагает возможность покаяния; в кальвинизме Бог своих решений не меняет — человек греховен по попущению. В целом, протестантская этика основана на открытии ресурсов и возможностей личности, подчеркивается превалирование индивидуума над обществом и государством, поэтому протестанты последовательно отстаивают права человека. Однако ряд конфессий исповедует принципы, расходящиеся с общепринятыми в светском обществе. Например, в этике баптизма (и ряда других) заповедь «не убий» трактуется как невозможность использования оружия, в связи с чем законодательство некоторых стран ввело норму альтернативной армейской службы. Ряд позднепротестантских конфессий признает политические, правовые и социальные институты злом.

В 238 странах действует более 33 тыс. деноминаций. Протестантизм исповедует 720 млн человек.

Протестантизм доминирует в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм наряду с католицизмом является одним из двух преобладающих вероисповеданий. Несмотря на раздробленность и организационную аморфность, у членов разных общин складывается ощущения единой церкви, которая постепенно покрывает собой страны и народы.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны — от церкви как государственного учреждения (Швеция) до почти полного отсутствия объединяющей организации (например, у квакеров); от больших союзов (например, Всемирный союз баптистов) до мелких сект.

 

6.2. Политическая теология и идейные течения протестантизма

Протестантизм сформулировал новую, в сравнении с католицизмом, модель доминирования государства над церковью. Мартин Лютер вместо католической доктрины «двух мечей» выдвинул доктрину «двух царств», которая гласит: если папа считает, что владеет двумя мечами, духовным и мирским, он смешивает то, что разделил Христос. Это делает из папы «страшного тирана», тогда как апостол (Еф. 6:17) говорил только о мече слова Божьего. Церковь как духовная общность принадлежит небесному царству. Светский порядок не может быть христианским, однако нормы этого порядка образуют «естественное право», без которого «один пожирал бы другого». Католическое учение о свободе воли человека было переосмыслено Лютером так: все происходит от Бога и предопределено Им. Оправдание возможно только действенной верой, церковь (католическая) не нужна. В произведениях «О Вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина» он выдвинул идеи: христианину должна быть обеспечена свобода независимо от церковных предписаний, церковная община должна иметь демократическую основу. В лютеранской церкви функции пастырского служения были перенесены на выбираемых пастырей; она превратилась в общество равных, без иерархии. Церковная власть, как и власть монарха, считались делегированными от народа. Поэтому монарх сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть. Правители должны править богоугодно. Государство — это одно из главных проявлений установленного Богом порядка: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 13: 1).

Томас Мюнцер — священник, лидер крестьянской Реформации в Германии. В «Проповеди перед князьями» Мюнцер утверждал, что современное общество («пятое царство») близко к гибели, бедняки должны его уничтожить, господа должны отказаться от привилегий, либо быть убитыми. Мюнцер был решительным противником княжеской государственности, частной собственности, сторонником социального равенства и общности имуществ. В результате Крестьянской войны 1525 г., в Верхней Швабии было создано «христианское объединение», однако отряд Мюнцера был разбит, сам он казнен, в 1526 г. Крестьянская война закончилась.

Ульрих Цвингли в Швейцарии учил, что государство и церковь должны соединиться в едином учреждении, которое одновременно было бы общиной верующих и политической общностью, где все законы находились бы в согласии с волей Божией. Цвинглианство уже в XVI в. слилось с кальвинизмом.

В центре трактата Жана Кальвина «Наставление в христианской вере», стоит учение о Предопределении, согласно которому Бог еще до сотворения мира определил одних людей к погибели, а других — к спасению. Вера и принадлежность к церкви свидетельствуют об избранничестве. Предопределение можно познать, в том числе, по течению дел в профессиональной деятельности.

Идея профессионального призвания обоснована пуританским проповедником и богословом времен Гражданской войны в Англии, Р. Бакстером: если богатство — результат добросовестного выполнения профессионального долга, оно не только не осуждается, но даже «предписано». Желание быть бедным равносильно желанию быть больным или нищим, что является нарушением завета любви к ближнему. Если Бог открывает путь к обогащению, а христианин выбирает меньший заработок, значит он препятствует осуществлению призвания.

Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» в качестве ядра духа капитализма выделил порожденное кальвинизмом представление о профессиональном долге и неизбежности рационального хозяйства, ориентированного на увеличение производительности и умножение капитала. Кальвинизм стоит у колыбели современного «экономического человека».

Идейные течения в протестантизме проявились в середине XVII в., когда в США наметилась тенденция к постепенному размежеванию по линии либерализм—консерватизм.

Неопротестантская или либеральная теология оформилась в XVIII—XIX вв. Либеральными считаются методистская, пресвитерианская, реформированная и епископальная церкви; консервативными — евангелистские и фундаменталистские деноминации. Либеральный протестантизм, допускающий женское священство и однополые браки, на Западе быстрее других терял своих последователей, но в странах СНГ и Юго-Восточной Азии его проповедники использовали другой, консервативный идеал трудолюбивого человека с жесткими нравственными принципами, что принесло явные миссионерские победы.

Протестантский фундаментализм появился в США в начале ХХ в., боролся с дарвинизмом, выступал за сохранение основ Священного Писания. На рубеже 1980-х гг. началось возрождение политического консерватизма, ознаменовавшееся появлением «новых религиозных правых». Их отличало активное использование СМИ, резкая критика социальных пороков, вина за которые возлагалась на либерализм и безбожие, пропаганда евангелизации жизни как способа защиты традиционных ценностей. В начале 2000-х гг. фундаментализм, распространенный в среде баптистов, евангеликов и пятидесятников, опираясь на идеи богоизбранности Америки, эсхатологической борьбы с «мировым злом», выступил за распространение демократии по всему миру — в Иране, Ираке, Ливии, Северной Корее и так далее. При этом, кто является носителем «мирового зла» определяет сама Америка.

Христианско-демократические идеи развились в США в начале XX в., где возникло движение социального евангелизма. Его основоположником стал баптистский священник Уолтер Раушенбуш, который пришел к выводу, что победить зло можно лишь построением на земле Царства Божьего путем совершенствования человека по евангельским заповедям: евангелизация будет формировать общественное мнение, которое положительно повлияет на политиков, бизнесменов и общество в целом.

    Диалектическая теология, теология кризиса — ведущее направление в теологии протестантизма 1920—1930-х гг., возникло как реакция на либеральный протестантизм и фундаментализм. Основная идея — христианская вера не может быть обоснована извне доводами разума, она возникает из «внутренней непосредственной встречи» с Богом. Манифестом «диалектической теологии» стала книга швейцарского кальвинистского теолога Карла Барта «Послание апостола Павла к римлянам» (1918), в которой он провозгласил важность социального служения в мире. Когда в 1933 г. все протестантские церкви Германии нацисты вынудили слиться в одну «Евангелистскую церковь германской нации», включившую в свое богословие понятия: «вождь», «раса» и прочее. К. Барт создал Исповедующую церковь (нем. Bekennende Kirche). В Барменской декларации (1934), автором которой был К. Барт, значилось, что церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. К. Барт одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. Некоторые члены Исповедующей церкви участвовали в Сопротивлении, в укрывании евреев. После Второй мировой войны К. Барт резко критиковал политику «Холодной войны».

    События Второй мировой войны, потакание либеральных демократий и либерального христианства нацизму, Холокост привели к разочарованию европейцев в либерализме и в либеральном христианстве; стали актуальными идеи христианской демократии и радикальной теологии христианского социализма.

Рихард фон Вайцзеккер, Федеральный президент ФРГ, считал, что государство является гарантом политической свободы. Христианство дает понимание человека как личности, на чем зиждется христианская демократическая политика. Демократическое государство предоставляет свободу, в которой человек может реализовать себя как личность. Значит, демократия — политическая форма, наименее противоречащая духу Нового Завета. Синод Евангелической церкви Германии в 1985 г. принял меморандум «Евангелическая церковь и либеральная демократия…», где говориться о поддержке демократии, закрепленной в Конституции ФРГ.

«Теологию революции» развил протестантский богослов Юрген Мольтман. Теология революции — «теология христиан, страдающих и борющихся» — выступает за социализм как за моральный идеал и за «революцию» как эсхатологическое событие. Христианская этика используется как основа для критики буржуазного строя, который объявляется противоречащим евангельским идеям справедливости, равенства и братства. Идеалы социализма тождественны христианским ценностям. Социализм не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека, следовательно, не противоречит религии. Современные кальвинисты, как и весь протестантский мейнстрим, составляют левые.

В России в 2003 г. был принят документ «Социальная позиция протестантских Церквей России». Согласно социальной концепции, протестанты признают любое устройство государства как установленное Богом. Идеальной формы правления не существует, но наиболее близкой к таковой является республика с демократической формой правления, с консервативным взглядом на поддержание нравственных ценностей. Так как большую роль в жизни протестантской общины играют сами люди, протестантам более близка модель государства, которое бы гарантировало соблюдение прав человека, обладало независимой судебной системой, свободой СМИ, защитой частной собственности. Во взаимоотношениях «общества» и «государства» приоритет отдается обществу, декларируется принцип сотрудничества с государством, как социальным партнером. Документ не предполагает участие в акциях гражданского неповиновения. Социальная концепция возлагает на государство функцию по защите основных прав и свобод человека. Понятие «личность» протестантская доктрина рассматривает как исключительную ценность, подчеркивая вторичность государства. Предназначение государства — в выполнении заказа общества по защите интересов личности.

Для протестантских религиозных организаций Украины остается актуальной проблема формулирования ясной публичной позиции по социальным и политическим вопросам, необходимой как для консолидации миссионерской деятельности, так и для утверждения собственной субъектности как церквей, для которых жизненно важно участие в разрешении социальных и политических вопросов.

Протестантские церкви — активные участники экуменического движения. Первые шаги к объединению христиан протестанты предприняли еще в XVI в., когда в лице тюбингенских богословов они обратились к Константинопольскому патриарху Иеремии II, но взаимопонимание не было достигнуто. Богословские диалоги православных с лютеранами возобновились в 1981 г. в Финляндии (Эспо), в 1985 г. в США (Алентаун) и в 1987 г. на Кипре (Лимасол). Речь шла о взаимном признании Предания как выражения Божественного откровения в церковном опыте. В начале XXI в. в протестантизме усилилось стремление путем богословских собеседований и практического сотрудничества преодолевать разногласия между христианскими объединениями.

 

6.3. Протестантские политические партии

Из 113 стран мира, где действуют религиозные политические партии, протестантские политические партии представлены в 23: в Австралии, Антигуа, Барбуде, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Канаде, Коста-Рике, Латвии, Намибии, Нидерландах, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенных Штатах Америки, Соломоновых островах, Фиджи, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Южноафриканской Республике. Протестантские политические партии в США — это Республиканская, в Великобритании — Консервативная партия. Протестантские партии активно действуют в странах, где существует религиозная конкуренция как в миссионерском, так и в государственно-правовом плане. Протестантские партии стоят на демократических принципах в государственном устройстве, на неолиберальных — в экономике. В Австралии и Швейцарии протестантские партии выступают за консерватизм государственной системы и за политику баланса интересов. Протестантские партии в Дании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, несмотря на давление государства, отстаивают традиционные семейные и общественные ценности. Эти партии строят свою идеологию на протестантском богословии, их члены, в основном, являются протестантами или пользуются поддержкой протестантского электората.

Например, ведущая в Нидерландах партия «Христианско-демократический призыв» (Christian Democratic Appeal). Протестантизм для нее — интегрирующее ядро, однако в партии кроме протестантов представлены иудаисты, мусульмане и индусы. Партия с правоцентристских позиций отстаивает традиционные ценности (против гомосексуализма, эвтаназии, продажи наркотиков), за свободное предпринимательство, активную социальную политику.

«Христианско-демократический союз» (Christian Democratic Union) в Германии — партия, в которой присутствуют протестанты и католики. ХДС выражает интересы представителей бизнеса, аграрного сектора и «белых воротничков» (управленцев, технических работников и других категорий служащих), выступает за обеспечение гарантий прав частной собственности и дальнейшее развитие социально ориентированной рыночной экономики в Германии.

Либеральная партия (Liberal Party) в Австралии — пример влиятельной, но не главенствующей партии, за которую голосуют протестанты. Идеология представляет собой смесь классического и социального либерализма с консерватизмом и прагматизмом.

Христианская социальная партия (Christian Social Party) в Швейцарии — левоцентристская партия, которая активно отстаивает принципы социального гуманизма, настаивает на налоге для богатых людей, озабочена проблемами экологии. В отличие от абсолютного большинства протестантских партий, Христианская социальная партия имеет весьма либеральные взгляды на аборты, эвтаназию и гомосексуализм.

 

6.4. Протестантизм и политика в Украине

Протестантизм в Украине появился в XVI—XVII вв. В настоящее время представлен, в основном, поздними течениями. Послевоенный период в ХХ в. был одним из наиболее сложных в его истории, из которого протестантизм вышел с серьезными потрясениями, изменениями в структуре, характере деятельности общин, жизни верующих. В 1940-х гг. было создано протестантское объединение — Союз евангелистских христиан-баптистов (СЕХБ), в который вошло большое количество позднепротестантских общин Украины, общины пятидесятников и общины адвентистов седьмого дня. СЕХБ запрещалось издавать литературу, открывать учебные заведения, создавать отдельные церковные структуры. Деятельность протестантских общин осуществлялась на двух уровнях: прошедшие регистрацию общины действовали официально, а не прошедшие регистрацию — нелегально (часть общин евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов-реформистов). Разделение протестантских общин привело к нежелательным последствиям: усилились тенденции к децентрализации, антиобщественные настроения, что вело к снижению социальной активности, способствовало усилению эмиграционных настроений.

Практически до середины 1980-х гг. не прекращались репрессии против религиозных сообществ, которые действовали неофициально: пятидесятников, сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов, адвентистов-реформистов, свидетелей Иеговы. Поскольку общины действовали без регистрации, их молитвенные собрания разгонялись, организаторы, а нередко и все присутствующие штрафовались. Значительная часть протестантов попадала на учет местных органов власти и КГБ. Партийные и общественные организации по месту работы должны были «перевоспитывать» их, осуждать на специально организованных сельских сходах, родительских собраниях в школах и т. п. Практически все лидеры баптистов-диссидентов и пятидесятники-епископы по несколько раз привлекались к уголовной ответственности; ежегодно несколько десятков свидетелей Иеговы отправляли в лагеря за отказ от воинской службы, причем некоторых дважды судили за одно и то же преступление. Шесть из семи руководителей комитета свидетелей Иеговы на территории СССР (по национальности — украинцы) прошли через продолжительное заключение. Американский правовед Д. Ковалевски, исследуя тему религиозных протестов в СССР, обнаружил, что более 40 % из них приходилось на незарегистрированных баптистов. Ситуация изменилась только в конце 1980-х годов.

В начале 1990-х гг. многие протестантские общины, находившиеся ранее на нелегальном положении, прошли регистрацию. Протестанты показали очень высокий результат миссионерской работы, проявившийся в показателе роста числа общин. Число протестантов стремительно росло как в количественном, так и в процентном соотношении. По состоянию на 2013 г. в Украине насчитывается 10 613 протестантских церквей, что составляет 28,7 % от всех религиозных объединений.

Протестантские религиозные организации Украины объединены в несколько конфессиональных союзов.

В состав Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов входит 2 517 религиозных организаций. Второе место по числу религиозных организаций — 1 519 занимает Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской — пятидесятников. Украинская конференция церкви адвентистов седьмого дня имеет в своем составе 965 религиозных организаций. В Собор независимых церквей Украины вошли протестантские общины так называемого «нового протестантизма».

Утверждение принципов «завоевания душ для Христа» привело к появлению новых норм жизни протестантов. Реакцией на приоритеты, которые выдвинула глобализация, стала теология процветания. Толкование успеха как свидетельства достойной христианской жизни, то есть «благословления свыше», послужило толчком к распространению новых харизматических церквей. Пятидесятники громко заявили о том, что верующий имеет право на все блага нашего мира, а Бог и церковь ему в этом помогут. Идеи лидеров пятидесятничества во многом отразили меняющееся сознание большинства евангельских верующих, их отношение к обществу и экономике. Харизматические общины воспринимают коммерческий успех как Божье благословение, и если в обыденной жизни верующий испытывает материальную нужду или физические страдания, пастор может поставить под сомнение его веру.

Теология процветания стала темой проповедей лютеранского пастора из Швеции Ульфа Экмана, основателя движения «Слово Жизни». (Аналогичные движения: «Новое поколение» под руководством Алексея Ледяева из Риги и казахстанская церковь «Новая Жизнь» во главе с Максимом Максимовым.) В Украине наибольшей известностью пользовалась церковь «Посольство Благословенного царства Божьего для всех народов» во главе с Сандейем Аделаджей. Организация в 2004 г. насчитывала 26 тыс. членов, открыла более 200 «дочерних» церквей в Украине и более 100 миссионерских церквей от Египта и Израиля до России и США. Последователи этой организации настраивались на завоевание «всех финансов в мире» для того, чтобы они не достались дьяволу. Бог, по мнению пасторов церкви, «призвал армию бизнесменов» к себе на службу. (Деятельность «Посольства Божьего» закончилась криминальным делом по поводу организации Адаладжей финансовой пирамиды, присвоениия денег и имущества).

По состоянию на 2008 г. уровень развития предпринимательства среди протестантов был разным. Харизматические церкви: «Посольство Божие», «Город Света» и Hillsong стали «локомотивом» бизнеса, баптисты и пятидесятники заняли средние позиции, «отстающие» — лютеране и адвентисты. Общее количество протестантов-бизнесменов (по оценкам на 2008 г.) — 40 тыс.; приблизительное количество бизнес-клубов, союзов, ассоциаций, объединяющих протестантов — 100—200; численность предпринимательских альянсов — 5—10 тыс. человек; общие активы протестантских бизнесменов — от $ 2 млрд.

Павел Лазаренко был первым политиком, который пытался найти признание у харизматических церквей, чтобы использовать в политике их потенциал. Первым украинским пастором и депутатом Верховной Рады в 1998 г. был В. Шушкевич. Блок Юлии Тимошенко стал подлинной кузницей протестантов-политиков (А. Турчинов, Б. Тарасюк и др.).

    В Украине существует две христианско-демократические партии — Христианско-демократический союз и Христианско-демократическая партия Украины. Интеллектуальная деятельность христианско-демократического движения осуществляется рядом политиков нового поколения — издается газета «Христианский Демократ». Идеологическая платформа изложена в «Манифесте христианских демократов Украины»: «Вера без дел мертва. <…> Отказ от этого принципа в общественной жизни приводит к торжеству зла и несправедливости<…> христианские демократы выступают за справедливый союз труда и бизнеса. Социальная справедливость — это тот камень, который станет краеугольным для новой Украины. Судьба Украины неразрывно связана с судьбой всей евроатлантической цивилизации».

В ходе выборов 2004 — 2005 гг. евангелические протестантские организации мобилизовали своих прихожан в поддержку В. Ющенко. Более половины участников «Оранжевого майдана» составляли протестанты, командный состав был протестантским, каждый день на майдане находилось 400—500 пасторов. Особенно активное участие в этих событиях приняли члены церкви «Посольство Божие» и других протесантских церквей. К примеру, Н. Алексеев — пастор харизматической церкви «Новое поколение» в г. Николаев — нашёл ответ на вопрос о политической позиции своей церкви в проповеди пастора «Нового поколения» Алексея Ледяева. Ледяев провёл параллель между тем, что происходило во времена Давида и выборами украинского президента: «До того, как Давид ввел на царство своего сына Соломона, Адония поспешил и тоже провозгласил себя царем. Как Янукович. Казалось, всё, «нашими» первый тур проигран. Но пророк Нафан одел «оранжевый шарфик» на Соломона и… Правильного наследника Бог в нужное время введет в правильное наследство». Пастор киевской церкви «Посольство Божие» Сандей Аделаджа поддержал напрямую не только В. Ющенко, но и Ю. Тимошенко — «возрожденную, исполненную Святым Духом верующую». Программа, которую Ю. Тимошенко позднее представила правительству, после своего назначения премьер-министром, это, по его словам, «библейская концепция преобразования нации».

В событиях «Евромайдана» 2013—2014 гг. Совет евангельских протестантских церквей обратился к народу, осуждая разгон «мирных митингующих». На майдане пасторы-евангелисты вели активную проповедь, развернули «межконфессиональную молитвенную палатку». Лютеране собирали пожертвования на еду и медикаменты. Кирха св. Екатерины Немецкой Евангелическо-Лютеранской церкви Украины была постоянно открыта для участников «Евромайдана».

Если в 1990-х гг. протестантизм занимал выжидательную позицию по отношению к украинской политике, то сегодня он стоит на позиции активного развития гражданского общества. Украинские протестанты разделяют принципы свободы совести, равенства конфессий перед законом, отделения церкви от государства, тогда как идеи «единой», «государственной», «национальной» церкви вызывают опасения. В представлении протестантов любое государство рано или поздно должно стать, прежде всего, пространством свободной проповеди, где христиане должны и могут реализовывать свои обязанности по преобразованию окружающего мира. Другими словами, авторитарная власть мешает делу спасения души и ее необходимо «сделать» демократической, а значит, более «душеспасительной». Протестантские церкви стараются уйти от столкновений на конфессиональной почве, выступают за экуменизм и идейный плюрализм. Протестантизм стремится расширить сферу участия в бизнесе и других отраслях общественной жизни, в результате чего трансформировались взгляды церковных лидеров относительно власти и участия в политической жизни страны.

Список литературы

 

Есть ли социальная и политическая позиция у Евангельских Церквей Украины? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.religion.in.ua/main/bogoslovya/16956-est-li-socialnaya-i-politicheskaya-poziciya-u-evangelskix-cerkvej-ukrainy.html. — Название с экрана.

Заявление Совета Евангельских Протестантских Церквей Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //news.invictory.org/print.php?id=28523. — Название с экрана.

Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии [Электронный ресурс] / Р. Лункин. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/?version=forprint. — Название с экрана.

Любащенко В. І. Історія протестантизму в Україні: курс лекцій / В. І. Любащенко. — 2-ге вид. доп. і виправл. — К., 1995.

Манифест христианских демократов Украины. «Новое будущее на фундаменте вечных ценностей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //sd.net.ua/static/manifest_chris_dem_rus.html. — Название с экрана.

Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/roshve/. — Название с экрана.

Протестантизм и политика: реф. сб. / редкол.: С. В. Пезов и др. — М., 1988.

Протестантизм в Україні: монографія / за ред. П. Яроцького. — К., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: