Урок 2 часа
Прочитать лекцию и выполнить задание в конце текста
Понятие экономики.
В условиях развития рыночных отношений, которые характеризуются многообразием форм собственности, в том числе частной конкуренцией товаропроизводителей, предпринимательством и отсутствием государственного контроля за производством и распределением произведенной продукции, возрастает роль основного звена народного хозяйства – предприятия (организации)
Экономика предприятия (организации) изучает объективные экономические законы и закономерности ведения хозяйствования, включает широкий спектр управленческих, организационных, технико-экономических и информационных проблем, форм, методов и правил рационального использования ресурсов с целью создания и распределения материальных и духовных благ, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом.
Экономика предприятия (организации) закладывает понятийный аппарат и фундамент теоретических знаний и практический умений и навыков для других финансово-экономических дисциплин.
Цель - получение будущими специалистами знаний и практических навыков по управлению экономической деятельностью предприятий и организаций и их роли как основного субъекта предпринимательской деятельности; повышению эффективности хозяйствования; изучению рынка товаров и услуг; осуществлению инновационной и инвестиционной политики.
К основным задачам экономики предприятия (организации) относятся:
- изучение экономических принципов и методов функционирования предприятия, определение его финансового состояния;
- изучение форм и методов эффективного использования всех видов ресурсов предприятия, их оценки и оптимального определения;
- изучение общих принципов и методов ценообразования на предприятии, ценовой политики при выходе его на тот или иной рынок;
- изучение финансов предприятия (общие положения), прибыли и рентабельности;
- изучение методов определения производственных мощностей предприятия, производственной программы, его экономического, производственного и научного потенциалов;
- изучение методик определения экономической эффективности работы предприятия, экономического эффектов от внедрения в производство инвестиционных и инновационных проектов, улучшения организации труда, производства и управления;
- изучение организационно-экономического механизма выхода предприятий на рынок ценных бумаг, рынок страховых услуг;
- изучение форм и методов организации труда, кадров, оплаты труда, производительности труда на предприятии;
- изучение форм и методов прогнозирования экономического роста предприятия;
- изучение форм и методов снижения себестоимости продукции на предприятии;
- изучение экономических проблем повышения качества продукции на предприятии, его конкурентоспособности;
- изучение форм и методов повышения использования основных производственных и оборотных фондов на предприятии;
- рассмотрение предприятия как субъекта рыночной экономики, его договорные отношения и т.п.;
- изучение основных прогрессивных форм организации производства в организации (предприятии) (специализации,
кооперации, концентрации и комбинирования производства) и т. п.
Связь экономики с другими науками
В настоящее время такая научная категория, как цены, является объектом изучения в маркетинге, а финансы - в финансовом менеджменте. Связано это с тем обстоятельством, что за последние 200лет от экономики обособились различные дочерние науки: макроэкономика, микро экономика, маркетинг, различные виды менеджмента, логистика (движение ресурсов) и др. Каждая из них имеет свой предмет изучения, но объекты имеют свои корни в экономике.
Макроэкономика изучает проблемы производства и распределения ресурсов на уровне общества в целом. Она оперирует понятиями: ВНП, темпы роста ПТ, инфляция, бюджет государства или региона и т.д.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: предприятий, потребителей, инвесторов и т.д. Она объясняет, почему эти субъекты принимают те или иные решения, например, вкладывают деньги в доллары, а не на счёт в сбербанк России и т.д.
Маркетинг занимается исследованием рынка товаров, т.е. отвечает на вопрос: что производить, в каком количестве, кому и где продавать, по какой цене; какие использовать каналы сбыта товара.
Менеджмент изучает взаимоотношения людей в процессе той или иной производственной деятельности: на промышленном предприятии, в банке, в торговой фирме и т.д.
По этой причине различают производственный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент и т.д.
Логистика-это наука об управлении движением ресурсов.
Производство как процесс создания полезного продукта
ПРОИЗВОДСТВО - процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека. Во время этого процесса работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (например, выплавляют из железной руды чугун, изготавливают из древесины мебель, из продуктов(сырья) готовят кулинарные блюда и полуфабрикаты и т.д.). Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Так, уровень жизни людей в каждой стране зависит от того, сколько создается богатства в самых разнообразных его видах.
Экономика, по существу, представляет собой последовательное и взаимосвязанное движение общественного богатства, совершающего такой круг производство -распределение - обмен - потребление. Исходной фазой этого движения выступает непосредственное производство - процесс создания полезного продукта. Производство имеет решающее значение для экономики если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Обмен - процесс, во время которого полученные при распределении продукты обмениваются на другие нужные вещи. Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей.