Тема и идея в драматургии

Тема (греч. θέμα «положение») – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения. В драматургии под темой обычно понимается круг явлений, отобранных автором для создания художественного произведения. Иными словами, тема – это проблема, раскрываемая автором на определенном материале. Понятие темы можно трактовать широко, говоря о так называемых вечных темах – любви и ненависти, жизни и смерти, верности и предательстве, взаимоотношениях в семье, противостоянии среде и обстоятельствам. На практике тема произведения определяется более узко и конкретно. Так, тему любви можно рассматривать под разным углом: первой любви, неразделенной любви, любви и ревности, любви-ненависти, трагической любви, любовного треугольника, любви светлой, горькой, поздней и т. д.

В зависимости от этической и эстетической позиции автора, пред­лагаемого им сюжетного хода и, разумеется, его художествен­ного таланта тема произведения получает соответст­вующее реше­ние. Иногда основная тема выражена уже в названии произведения («Коварство и любовь», «Война и мир», «Преступление и наказа­ние», «Человек в футляре», «Вишне­вый сад»).

Можно сказать, что неинтересных тем нет – есть лишь их интересная или неинтересная трактовка. Это значит, что важно не только что рассказывается и показывается, но и как это делается. Действительно, тема любви, верности и измены стара как мир. Но если к ней обращается талантливый драматург, то она наполняется новыми красками, нюансами, сюжетными поворотами.

Большое по объему произведение не ограничивается раскрытием одной лишь темы. В любой пьесе или сценарии обнаруживаются также побочные темы, своего рода тематические обертоны. Например, основная тема пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» – несостоявшаяся личность, напрасно прожитая жизнь. Попутно же сосуществуют темы жертвенности, любви, искренности и лжи.

Еще более сложно переплетаются темы в фильме Ф. Феллини «8 1/2». Кроме основной темы – темы художника, оказавшегося в творческом тупике, здесь звучат и другие, тесно связанные с основной темой. Это тема детства, тема комплексов, порожденных католическим воспитанием, тема любви и эгоизма.

Понятие темы не такое простое, как кажется на первый взгляд, потому что оно часто смыкается, с одной стороны, с поня­тием художественного материала, с другой — с художествен­ной иде ей. Раньше, когда в нашей стране все, что только можно, жестко планировалось, включая и результаты художественного творчества, редакторы составляли так называе­мые тематические планы. Однако понятие темы в них фактически подменялось понятием материала: производствен­ная тема, историческая тема, сельская тема, семейная тема и т.д.

Между тем понятие материала имеет к понятию темы косвен­ное отношение, хоть и тесно с ним связано. Материал произведе­ния – это бытовой и социальный фон, на котором развора­чивается действие произведения. Так, тема любви и преда­тельства может разворачиваться на любом фоне – деревен­ском, городском, историческом, космическом и т.д. Но среда, в которой происходит действие, будет накладывать свой отпеча­ток на специфику отношений между героями. В чеховских «Трех сестрах» звучит та же тема нереализованности человека, его тоски по разумной, гармоничной жизни. Но обострена эта тема благодаря тому, что героини живут в провинциальной глуши, где возможности для такой жизни сведены к минимуму. События в «Грозе» А. Н. Островского происходят в купеческой среде, и это обстоятельство тоже обостряет ситуацию, потому что данная среда держит человека в жестких шорах этических норм, подавляет личность, желающую жить по своим нравствен­ным законам.

В одной и той же среде могут развиваться совершенно разные драматические ситуации в зависимости от того, какие герои всту­пают во взаимоотношения. Например, тему любви автор раскрывает на школьном материале. Если героями сценария стано­вятся школьники – это одна история; если же чувство взаим­ной любви посещает вдруг учителя и ученицу – другая; если ученик влюбляется в учительницу — третья и т. д.

Выше уже было сказано, что тема часто бывает тесно связана с художественной идеей произведения. Конечно, речь идет не об умозрительной идее, а о воплощении этой идеи в образах и сюжетной конструкции. В отличие от ученого, который свою идею, гипотезу доказывает опытами или формулами, писатель и драматург, используя художественные средства, показывают нам сотворенную ими реальность или фантазию. Автор драматического произведения должен загореться идеей, желанием сказать зрителю что-то новое и интересное, что взволновало прежде всего его самого. Этот поиск своей правды и желание сообщить другим образы, которые возникли в его воображении, Л. Толстой назвал «энергия заблуждения»[51].

Но следует знать, что пока нет темы, не может и начаться работа автора над произведением. Тема– это проблема, поставленная жизнью и побуждающая автора к творчеству. Когда автор приступает к реализации темы, у него уже есть вариант ее решения, и это – зерно идеи. Если тема – это «про что?», то идея – («о чём»?).

Идея – это ре­шение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс созда­ния произведения – это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею. Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает разви­ваться, или становится банальной и вредной. Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведе­ния, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произве­дению обращаются вновь. Выдержали более трех тысячеле­тий идеи, заложенные древними авторами Египта, Гре­ции, Китая и др. Существуют идеи перспективные и не имею­щие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуаль­ность и как бы замирают в историческом небытии, а за­тем оживают заново. Так, в связи с появлением в России центро­бежных сил весьма современными становятся идеи «Слова о полку Игореве». Среди них главная – Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Идеи бывают субъективного характера и объек­тивного. Субъек­тивная идея проверяется объективными закономерно­стями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдер­живает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью. (Подобная метамор­фоза идеи произошла в романе Л.Толстого «Анна Каре­нина»). Иногда появляются произведе­ния с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бы­вают главные и побочные. В подлин­ном произведении происхо­дит борьба идей, в ходе кото­рой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна.

Идея для искусства – это основная, главная мысль, замысел, опре­деляющий содержание произведения, его персонажей, спо­со­бы их существования, взаимоотношения, место действия, жанр, сюжет, драматургию и все остальные элементы произведе­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: