Конфликт как драматическая категория

 

Конфликт – от лат. conflictus («столкновение»). По определе­нию П. Пави драматический конфликт происходит от столкнове­ния «антагонистических сил драмы». Об этом же пи­шет Волькен­штейн в своей «Драматургии»: «не только субъек­тивно, с точки зрения центрального действующего лица, всюду, где мы ви­дим сложно скрещивающиеся взаимоотноше­ния, мы наблю­даем тенден­цию к раскрытию борющихся сил на два лагеря»[44]. Сталкива­ются, антагонистические по своей при­роде, силы, кото­рые мы определяем как исходные [45] и ведущие [46] предлагаемые обстоя­тельства. Термин «предлагаемые обстоятель­ства» кажется нам наибо­лее приемлемым, так как он включает в себя не только ос­новные персонажи, но и исходную си­туацию, обстоятельства, кото­рые повлияли на зарождение и развитие конфликтной колли­зии.

Основные силы в пьесе персонифицированы в конкретных героях, поэтому нередко разговор о конфликте ведется преимущественно с точки зрения разбора поведения того, или иного персонажа. Среди различных теорий по поводу возникновения и развития драматического конфликта, нам наиболее точным кажется определение Гегеля: «собственно драматический процесс есть постоянное движение вперед к конечной катастрофе. Это объясняется тем, что именно коллизия составляет центральный момент целого. Поэтому, с одной стороны, все стремиться к выявлению этого конфликта, а с другой стороны, как раз раздор и противоречие противостоящих умонастроений, целей и деятельности нуждается в разрешении и устремлении к такому своему результату»[47].

Говоря о драматическом конфликте, нужно особо отметить его художественную природу. Необходимо помнить, что конфликт в пьесе не может быть тождественным какому-то жизненному конфликту. В этой связи коротко отметим различные подходы к пониманию конфликта.

Конфликт, с психологической точки зрения, определя­ется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или субъектов взаимодейст­вия.

В основе этого столкновения лежит конфликт­ная ситуация, ко­торая возникает из-за противоречивых по­зиций по одному поводу, либо противоположных методов и средств для достиже­ния цели, или в несовпадении интересов. Конфликт­ная ситуация со­держит субъектов возможного кон­фликта и его объект. Для того чтобы конфликт начал развиваться необходим инцидент, при котором одна сторона начинает ущемлять интересы другой.

В качестве субъекта могут выступать как отдельное лицо, так и несколько лиц. В зависимости от конфликтной ситуации психологи выде­ляют межличностные, межгрупповые, межорганиза­ционные, классовые, межэтниче­ски е конфликты.

Особую группу составляют внутрилич­ностные конфликты, как наиболее распространённый вид конфликта. Во время него оппоненты стараются психологически пода­вить друг друга, дискредитируют и унижают своего соперника в общественном мнении. Если решить данный конфликт невоз­можно, то разрушаются межличностные отношения. Кон­фликты, которые включают интенсивную угрозу или страх не легко разрешаются и делают человека часто просто беспомощ­ным. Последующие установки, по его разрешению, могут быть направлены на облегчение беспокойства, чем в решение реаль­ных проблем.

В Эстетике конфликт во многом понимается как прямое или опосредованное отражение искусством жизненных противоречий (но это, как мы уже отмечали, далеко не всегда так происходит). Конфликт художественный имеет в своей содержательной стороне сферу тематики и присутствует во всех видах искусства. Он разнокачественен по своей сути и может отражать как серьезнейшие социальные конфликты, универсальные противоречия, так и просто забавные недоразумения (фарсы, водевили). Конфликт, с идеологической точки, – это временное нарушение жизненной нормы, свершающееся на бесконфликтном фоне, либо, напротив, он знаменует дисгармоничность сложившейся жизни.

Художественный конфликт воплощается и последова­тельно раскрывается в прямом или косвенном противоборстве персонажей. Он также может раскрываться и в устойчивом фоне изображаемых событий, в независимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах, атмосфере (Чехов, Шоу, Брехт и так называемая «неаристотелевская»[48] драматургия).

Конфликт в этике. Специфическая ситуация морального вы­борав которой принимается определенное решение, и чело­век при этом констатирует в своем сознании противоречие: вы­бор и осуществ­ление (в форме поступка) одной нормы ведет к разруше­нию другой нормы. При этом разрушаемая норма представ­ляет определенную моральную ценность. Естественно, что этот выбор выражается в конфликтной ситуации. Конфликт в этике имеет два типа: между нормами разных моральных сис­тем и в рамках одной системы. В последнем случае, сталкива­ются разные уровни разви­тия данной системы. Разреше­ние конфликта основывается на осознании иерар­хии нравственных ценностей и несет личную ответственность за выбор.

 

Природа конфликта, его глубинные причины лежат в об­ласти мировоззрения персонажа, при этом необходимо учиты­вать и социальные причины, вообще весь тот совокупный ком­плекс, который мы условно называем «внутренний мир героя». Любой конфликт в пьесе уходит своими корнями вглубь, к различ­ным мировоззрениям, которые, в данный момент (время пьесы) или исторический (эпоха в которой все происходит), оказы­ваются в состоянии конфликта. Пави по этому поводу заме­чает, что «в конечном счете, конфликт определяется не од­ной только волей драматурга, но зависит от объективных усло­вий описываемой… реальности»[49].

Долгое время считалось, что в основе природы конфликта ле­жит социальное неравенство и классовая борьба (так называе­мый метод «соцреализма»). Тем не менее, в основе природы кон­фликта во множестве пьес лежат определенные духовные поиски героя, его миросозерцание, основы веры или трагедия безверия и т.д. Это глубинное (духовное) движение духа к осозна­нию самого себя проявляется на уровне действия в виде определенных поступков. Они сталкиваются с другой (чуждой) им волей и соответственно поведением, при этом затрагиваются не просто внешне – материализованные интересы, но сами ос­новы внутреннего бытия человека.

Не из-за обиды или оскорбления Тибальт убивает Меркуцио – это поверхностное выражение конфликта – ему неприемлемо само существование данного типа миробытия. Эта сцена явля­ется квинтэссенцией трагедии. Наиболее трагическое в этой пьесе – дальнейшие действия Ромео. Он вдруг перешагивает че­рез некий запрет лежащий в его душе. Убив Тибальта, Ромео принимает факт убийства как средство разрешить противоречие, иного выхода для него уже не существует. Так готовится трагиче­ский финал. В «Гамлете» несомненно разворачивается не борьба за власть и престол и не только месть движет Гамле­том: важнейшие вопросы из разряда «быть / не - быть» реша­ются всеми героями пьесы. Но, пожалуй, самое сложное в этом отношении то, что если «быть» - то как. Тем не менее, мы не отрицаем влияние принципов материалистической диалектики на природу драматического конфликта, это так же глупо, как отрицать существование самой материи, но нельзя же полно­стью подчинять одно другому.

Как мы уже отмечали, конфликт не какая-то отвлеченная категория, он «очеловечен» в «пьесе» и разворачивается в действии. Можно даже так и определить само понятие действия как конфликт в развитии. Действию присущ динамизм, нарастание развитие и т.д. «Драматическое действие - писал Гегель – не ограничивается простым и спокойным достижением определенной цели; напротив, оно протекает в обстановке конфликтов и столкновений и подвергается давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые ему противодействуют и сопротивляются. Эти конфликты и коллизии, в свою очередь, порождают действия и реакции, которые в определенный момент вызывают необходимость примирения»[50].

Для западного театра такое понимание конфликта является отличительной чертой, впрочем, как и сама категория конфликта, его основной характеристикой. Но для многих театров – в частности восточных – подобное понимание не характерно, что соответственно меняет и саму природу театра.

Как известно, изначально конфликт существует до событий представленных в пьесе (в «предлагаемых обстоятельствах»), а точнее – события пьесы являются разрешением уже существующего конфликта. Затем происходит некое событие, которое нарушает существующее равновесие и конфликт разворачивается, приобретая видимую (зримую) форму. Стоит отметить, что именно с этого момента и начинается непосредственно пьеса. Все дальнейшее действие сводится к установлению нового равновесия, как следствие победы одной конфликтующей стороны над другой.

Как уже не раз нами отмечалось, выразителем любого конфликта в пьесе является персонаж, выразителем основного конфликта можно считать героя (группу героев), поэтому разбор сводиться во многом к анализу поступков, слов (словесное действие) и, испытываемых героем, различных психологических состояний. Кроме того, конфликт находит свое выражение и в складе основных событий: в сюжете и фабуле, месте действия, времени (например, «темное царство» город Малинов в «Грозе» Островского). В распоряжении режиссера имеется еще ряд дополнительных средств выражения конфликта: музыка, свет, сценография, мизансцена и т.д. Разрешается конфликт, традиционно, в финале пьесы. Можно сказать, что это положение является основным требованием к драматургии. Но имеется ряд пьес (например в театре парадокса) в которых мы можем наблюдать неразрешенность основного конфликта. Именно в этом и заключается основная идея подобных пьес. Этот принцип характерен для драматургии открытой формы.

По Аристотелю, разрешение основного конфликта ставит своей целью, не столько внешние, художественные цели связанные с драмой, но в первую очередь связанные с воздействием на зрителя и переживанием им в конце пьесы катарсиса и, как его следствие - исцеления. В этом Аристотель видит основной смысл театрального представления, а значит и конфликта, как составной части этого представления.

Необходимо отметить, что разрешение основного конфликта в драматургии «закрытой формы» происходит на различных уровнях:

− на субъективном или на уровне идей, когда персонаж сам добровольно отказывается от своих намерений в пользу высшей моральной инстанции;

− на объективном, когда некая власть, как правило, политиче­ская (Герцог в «Ромео и Джульетте»), но может быть и религиоз­ная («Снегурочка» Островского) резко пресекает конфликт;

− на искусственном, когда драматург прибегает к приему, на­зываемому «deus ex machine» (с лат.- неожиданная, нарочи­тая развязка).

Тема природы драматического конфликта настолько сложна и обширна, что практически невозможно в коротком очерке дать исчерпывающие определения этой категории. Эта тема требует особого, специального исследования, поэтому мы ограничимся сказанным и рассмотрим более подробно типологию и эволюцию драматургического конфликта в историческом и художественном развитии. Именно этот вопрос почему-то остался практически не исследованным в теории драмы и мы предлагаем собственную концепцию. Она не исчерпывающая, но может стать отправной точкой в исследованиях данного типа.

 

Виды конфликтов. На наш взгляд можно выделить несколько видов (уровней) конфликтов. В чисто театральном аспекте конфликт протекает на сцене либо среди персонажей (драматургия закрытой формы) либо между персонажем и зрительным залом (драматургия открытой формы).

По смыслообразующим принципам можно выделить несколько уровней протекания конфликта. Он может проходить как на одном плане, так и на нескольких:

идейном (конфликт идей, мировоззрений и т.д.);

социальном;

нравственном;

религиозном;

политическом;

бытовом;

семейном.

Можно выделить еще несколько уровней. Например, борьба между субъективным и объективным; метафизическая борьба человека (преодоление самого себя). Кроме этого, существует несколько видов конфликта, разделяющиеся на внутренние и внешние по тому, где они проистекают: в душе персонажа или между персонажами.

Внутренний вид конфликта.

Конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: