Раздел 1. Теоретические основы развития художественно-педагогических технологий

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

«Использование художественно-педагогических технологий в работе педагога
художественно-эстетического направления»

 

Автор

Аракелова Илона Дмитриевна,

учитель музыкального искусства муниципального общеобразовательного учреждения «Гусельщиковская школа» администрации Новоазовского района Донецкой Народной Республики

 

 

Гусельщиково, 2020 г.



АННОТАЦИЯ

Государственный образовательный стандарт определяет приоритетной целью художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка. Важным условием всестороннего развития творческой, духовно развитой личности является познавательная функция искусства и культуры в целом, а принципы вариативности и полихудожественности обуславливают интегрированное обучение и поликультурное комплексное воспитание. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а также дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

Целью данной работы является выявление особенностей и основных характеристик художественно-педагогических технологий, анализ опыта и эффективности их использования в работе педагога художественно-эстетического направления.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты развития художественно-педагогических технологий

2. Выявить роль художественно-педагогических технологий в условиях учебно-воспитательного процесса

3. Рассмотреть роль художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе.

4. Выявить возможности практического применения и эффективного использования художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе на основе учебных действий и вариативности применения.

СОДЕРЖАНИЕ

 

АННОТАЦИЯ.. 2

СОДЕРЖАНИЕ. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 7

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 18

2.1. Использование метода проблемного обучения на уроках художественно-эстетического цикла. 18

2.2. Метод составления интеллект-карт на уроках художественно-эстетического цикла. 20

2.3. Геймификация на уроках художественно-эстетического цикла. 21

2.4. Использование метода проектов на уроках художественно-эстетического цикла 23

2.5. Мониторинговые исследования по внедрению художественно-творческих технологий как средства повышения мотивации, качества образовательного уровня и развития духовного воспитания учащихся в художественном образовании. 26

ВЫВОДЫ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 60

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество претерпевает серьезные политические, экономические и социальные изменения. Несмотря на преобразования в экономической жизни и общества страны, следует отметить, что в сфере образования и науки постепенно происходят положительные изменения в культуре и науке. Существует потребность в человеке, который способен самостоятельно и творчески решать проблемы, с которыми сталкиваются они сами и общество, кто способен мыслить нестандартно и способен соответствующим образом реагировать на различные жизненные ситуации. Креативность, творческое мышление являются основными элементами личностного и интеллектуального развития ребенка [1].

Государственный образовательный стандарт определяет приоритетной целью художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка. В этой связи, важным условием всестороннего развития творческой, духовно развитой личности является познавательная функция искусства и культуры в целом, а принципы вариативности и полихудожественности обуславливают интегрированное обучение и поликультурное комплексное воспитание. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а также дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

Художественное образование обладает большими возможностями в плане духовного воспитания обучающихся. Однако в современных научных исследованиях недостаточно представлены и охарактеризованы технологические аспекты духовного воспитания обучающихся с учетом специфики художественного образования. Между тем для эффективного решения задач духовного воспитания в сфере художественного образования необходима разработка педагогических технологий, учитывающих как содержательные характеристики духовного воспитания, так и специфику художественного образования.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Целью данной работы является выявление особенностей и основных характеристик художественно-педагогических технологий, проанализировать опыт их использования и эффективность в работе педагога художественно-эстетического направления.

Объект исследования – художественно-педагогические технологии.

Предмет исследования - использование и эффективность художественно-педагогических технологий в работе педагога художественно-эстетического направления.

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что использование художественно-педагогических технологий в общеобразовательной школе способствует успешному обучению, воспитанию и развитию духовности школьников.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты развития художественно-педагогических технологий

2. Выявить роль художественно-педагогических технологий в условиях учебно-воспитательного процесса

3. Рассмотреть роль художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе.

4. Выявить возможности практического применения и эффективного использования художественно-педагогических технологий на уроках художественно-эстетического цикла в общеобразовательной школе на основе учебных действий и вариативности применения.

Методы исследования – метод абстрагирования, метод изучения и анализа литературы, метод анализа и систематизации, метод обобщения, метод описания.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В.П. Беспалько

В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т.п.

«Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука).

В дальнейшем понятие «технология» стало достаточно широко использоваться и в других сферах деятельности, т.е. приобрело более широкое толкование. По выражению Э. де Боно, технология - это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. В настоящее же время понятие «технология» используется не только в промышленности, но также в области науки и образования.

Технология с одной стороны связана с определенной системой деятельности, включающей те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности, систему средств, обеспечивающих ее реализацию. С другой стороны, введение новой технологии ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы показали, что понятие «педагогическая технология» у многих авторов имеет разное толкование, например,

· Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

· Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

· Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

· Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Наиболее приемлемым представляется такое понимание педагогических технологий. Педагогические технологии — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики.

Успешность человеческой деятельности возможна только тогда, когда личность имеет возможность развиваться творчески. При этом формируется духовная культура человека, начинают развиваться его творческие способности, креативность, творческий потенциал. Это позволяет еще раз подчеркнуть и отметить, что художественное образование направлено на становление культуры восприятия окружающего мира и себя в этом мире, помогает человеку самосовершенствоваться и саморазвиваться, учит воспринимать мир во всем его многообразии.

Художественное образование сегодня активно развивается, оно востребовано, т.к. искусство, общение с которым лежит в основе художественного образования, имеет большое воспитательное значение, а языки и методы искусства помогают в освоении огромного пласта информации, усиливая эмоциональную насыщенность ее содержания (А.А. Криулина, Ю.М. Лотман). Беря за основу положение о том, что задачи и функции образования и искусства похожи (Л.Н. Столович), можно утверждать, что объединение этих сфер культурной деятельности человека позволит усилить и образование, и искусство.

Таким образом, изучить предмет всесторонне и целостно невозможно только средствами науки, поскольку наука не может исследовать и анализировать этот предмет в процессе непрерывной творческой эволюции. Поэтому при постановке и решении любых нетипичных, творческих задач необходимо пользоваться навыками образного мышления, формируемыми в процессе овладения искусством, которое воспитывает воображение и интуитивные (вненаучные) способы проникновения в суть вещей (эмоции, чувства и пр.). Потому что только средствами искусства можно передать непередаваемое, то, что переходит в область невыразимого чувства (Ф.И. Шаляпин). Именно развитие эмоций на определенных этапах становления личности влияет на развитие интеллекта.

Изучая феномен художественного образования, важно отметить и такую важную его составляющую, как творчество.

Проблема творчества чаще всего исследуется с философских и психологических позиций. Если рассматривать творчество в работах отечественных философов (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, В.С. Соловьев и др.), то можно отметить, что чаще всего они объединяли процесс творчества с неосознанной работой мысли.

По мнению Е.В. Ульяновой художественно-творческие технологии приобретают педагогический характер, выступая как способ организации и функционирования содержания, как система взаимосвязанных действий педагога и учащихся по освоению содержания образования» [12, с. 22]. Таким образом, автор обращает внимание на возможности художественно-творческих технологий как воспитательного средства, хотя специально и не разрабатывает эту проблему.

Л.М. Масол в своих разработках по вопросам обучения и воспитания в сфере художественного образования использует термин «художественно-педагогическая технология». В своей работе исследователь достаточно подробно раскрывает специфику этих технологий, обладающих возможностями «инициировать и направлять познавательную активность» обучающихся, «стимулировать многообразные формы их художественно-творческого самовыражения» [4, с. 58]. Исследователь также обращает внимание, что художественно-педагогическая технология может выступать как способ организации учебно-воспитательного процесса, в результате которой будет идти формирование ценностно-смысловой сферы человека на основе совместных действий учителя и учащихся [4, с. 53].

По мнению Л.М. Масол с точки зрения педагогики искусства общетеоретические положения, касающиеся обще технологического аспекта образования, художественно-педагогические технологии можно объединить в группы:

· Интегративные

· Игровые

· Проблемно-поисковые

· Интерактивные

· Суггестивные и эстетико-терапевтические

· Музейные

· Медиатехнологии [3, с.77]

Основой интегративных технологий является компаративный анализ (от лат. сomparativus - «сравнительный») - метод сравнения, который получил распространение в лингвистике, применяется при изучении родственных языковых элементов, выявление корреляций речевых единиц. Различают одноязычный и полиязычный (преимущественно двуязычный) компаративный анализ, а также синхронический. Применительно к художественному аспекту интеграция реализуется через систему творческих заданий, объединяющих в себе несколько видов искусства, предполагающих активизацию межсенсорных эмоционально-образных ассоциаций в процессе восприятия и художественно-творческой деятельности (например, изобразить мелодический рисунок, подобрать цвета к мелодии, создать музыкальную иллюстрацию литературного героя и т.п.) [3, с. 78].

Игра – это моделирование определенного реального процесса, имитация, отображение в условных обстоятельствах определенных жизненных ситуаций. Игровая деятельность учащихся находит свое позитивное воплощение в организации учебно-воспитательного процесса как аспект, формирующий важные с точки зрения художественной педагогики принципы: ценность детского творчества, развитие коммуникативных и социальных навыков, обогащение эстетического опыта.

Одним из методов стимулирования креативности учащихся являются проблемно-эвристические художественно-педагогические технологии. Метод эвристических вопросов разрабатывал древнеримский оратор и педагог Марк Фабий Квинтилиан. Для поиска сведений об определенных событиях или объектах ставятся 7 вопросов: Кто? Что? Почему? Где? Чем? Как? Когда?, ответы на которые рождают необычные идеи и решения в исследовании, направленные на развитие фантазии, воображения и образно-ассоциативного мышления. Многолетние исследования убеждают нас в том, что активизация восприятия разных видов искусства способствует применению анализа-интерпретации художественных произведений, что в свою очередь стимулирует формирование художественно-образного мышления учащихся. К примеру, метод демонстрации педагогического рисунка при изучении некоторых тем целесообразен, если учащиеся испытывают затруднения, но не должен быть возведен в ранг системы в обучении, т.к. навязывание любого образца препятствует развитию креативности и фантазии учащихся. Так один учитель может продемонстрировать учащимся как выполнять пейзаж, а другой предложит из нескольких рисунков обратить внимание та тот, который отвечает их собственному замыслу. 

 Интерактивное обучение, по мнению А. Пометун и Л. Пироженко, - это специфическая форма организации познавательной деятельности, имеет конкретно предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность [10, с.12]. Главное - интерактивные методы создают условия для межличностного взаимодействия учащихся. Коммуникативная функция искусства проявляется в различных видах общения: диалог с художником, диалог с образом произведения, диалог культур, диалог личностных смыслов в системе «ученик - ученик» или «учитель - ученики», внутренний диалог (интериоризированные дискуссия). Фасилитированная дискуссия как одна из форм педагогического общения заключается в коллективном обсуждении определенной проблемы, имеющей целью коллегиально приблизиться к результату (находить решение, открывать новые идеи, создавать консенсус) с помощью определенных стратегий, направляющих вопросов и специальных приемов ведущего – фасилитатора.

Новую область науки - суггестологию - обосновал ее основатель болгарский ученый Г. Лозанов, и именно в Болгарии был создан первый в мире специальный научно-исследовательский институт (1966), который осуществляет подобные исследования. В рамках этих экспериментов снимались учебные фильмы, ставились пьесы, объединяющих драматические произведения, классическую музыку, в частности оперу и балет, также пластические искусства в исполнении лучших профессиональных мастеров. Суггестивные технологии опираются на психотерапевтические методы, в частности на метод коммуникативной психотерапии средствами искусства, усиливает мотивацию, общую эффективность обучения благодаря мощному воздействию эмоциональных факторов (удовлетворение, релаксацию, единства сознательного и бессознательного аспектов восприятия). Доказано, что психическая релаксация способна ослабить интеллектуальное напряжение детей, она помогает снимать стресс и поднимать настроение учащихся, способствует их работоспособности и улучшает показатели здоровья. Интегрированные уроки имеют значительные резервы по регуляции и саморегуляции психофизиологического состояния учащихся. Всегда следует помнить, что цвет и звук - это живая энергия, а высокохудожественные произведения имеют значительный энергетический потенциал.

Становление музейных художественно-педагогических технологий происходит на основе подхода в музей как модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с эмоционально-чувственным. Эти технологии помогают музейным работникам активизировать работу с посетителями различных категорий, создавать инновационные музейно-педагогические программы для различных аудиторий, и в частности для школьников разного возраста - детей, подростков, юношества и т.п., применять новые технологии и методы музейного дела, формы экспонирования коллекций.

Понятие «медиа» (с лат. Medium - «средство») используется во всем мире как синоним средств массовой информации и коммуникации. К ним традиционно зачисляются печатные издания, пресса, фотография, звукозапись, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, в частности интернет.

Под понятием «мультимедиа» (англ. Multimedia, от лат. Multum - «много», medium - «средства») понимается комплекс аппаратных и программных средств, которые дают возможность пользователю работать в диалоговом режиме с различными типами информации (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в единую систему. Ознакомление учащихся со всей палитрой современных медиа средств, привлечение их
к художественно-творческой деятельности в области СМИ, в том числе путем применения в учебном процессе графических, музыкальных, анимационных компьютерных редакторов, открывает новые горизонты для художественно-творческой самореализации личности. Мировая компьютерная сеть Интернет с ее глобальным характером - это источник познания культуры многих народов мира, уникальная мультисенсорная среда для творческого самовыражения личности, мощное средство художественно-эстетического самообразования. Принципиально новые возможности открывает система интернет в распространении художественных ценностей, ведь школьники могут «путешествовать» веб-страницами всемирно художественных музеев, галерей, оперных театров и тому подобное. В современных школах широко внедряются информационные технологии, которые постепенно проникают и в педагогику искусства. Мультимедийные уроки с использованием интерактивной доски, компьютера, интернета, дистанционного обучения экономят время учителя и позволяют создать и использовать мультимедийную коллекцию «Искусство» - виртуальный электронный архив уроков. Уникальную возможность для развития детей имеют учебные онлайн-игры, в которых ребенок может одновременно и играть, и узнавать что-то новое для себя. Кроме готовых игр, педагог предлагает использовать и авторские интерактивные упражнения, в онлайн-сервисе LearningApps.org, технологий QR-код, ментальные карты и использование многочисленных детских развивающих ресурсов интернета.

 

На основе изученной научной, педагогической и методической литературы нами выявлены следующие варианты художественно-творческих технологий, направленных на решение задач мотивационного, образовательного и духовного воспитания в системе художественного образования:

- художественно-творческие технологии, имеющие в своей основе использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию;

- художественно-творческие технологии, побуждающие учащихся к самостоятельному творчеству;

- художественно-творческие технологии, в основе которых лежит использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество учащихся.

Использование различных видов художественных и креативных технологий в определенной логике позволяет нам систематически решать проблемы мотивации и духовного воспитания учащихся, учитывая особенности художественного образования, особенностей учащихся и другие факторы.

Так как в основе художественно-творческих технологий духовного воспитания лежит художественно-творческая деятельность через соприкосновение с музыкальным и изобразительным искусством, то границами применения этих технологий предполагаются учебные и внеучебные действия по созданию чего-либо нового в области предметов художественно-эстетического цикла.

 


 



РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Актуальность художественно-педагогических технологий для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

  Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, апробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии:

1.Технологии, основанные на гуманизации и сотрудничества учебного процесса (Ш.А. Амонашвили), личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

2. Технологии, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, а именно, игровые технологии, метод проектного обучения (В.Ф.Шаталова).

3. Технологии, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, технологии дифференцированного обучения, информационные технологии [7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: