Задача, метод и содержание науки Пастырского богословия

Пастыри Церкви, служа делу спасения пасо­мых, должны обладать для этой цели и знания­ми, и глубоким настроением самоотверженной любви и сострадания. Только любовью пони­мается внутренняя жизнь другого человека и открывается доступ к другой душе в целях ее спасения.

Наука, теоретически подготовляющая буду­щих пастырей к их высокому служению, есть так называемое Пастырское богословие. Главная часть его заключается в пастырской аскетике, показывающей зарождение пастырского духа, процесс его развития и проявления в деятельно­сти. Пастырское настроение слагается из само­отречения и любви.

В своей теоретической части Пастырское богословие должно нарисовать идеал, высоту и важность служения пастырей и наметить пути и средства к достойному выполнению его.

В академической постановке эта наука рас­крывается с применением критического метода исследования при разборе библейских мест, изображающих пастырство Христа Спасителя. Сюда не входит исследование учения о пастыр­стве святых Апостолов и святых Отцов и Учите­лей Церкви и общий обзор всей отечественной пасторологии. Прикладная, практическая часть Пастырского богословия содержит правила, со­веты и требования, нужные пастырям по обсто­ятельствам и условиям современной жизни.

Вот почему преподаватель науки о пастыр­стве в теории и практически должен изучить свой предмет и от эрудиции и от огня личного настроения успешнее всего может зажигать по­добный огонь знаний в слушателях. Иначе как изображать борьбу с искушениями, как измерять тяжесть пастырства, как научить оплакивать по­гибающих овец, как научить врачеванию душев­ных болезней?

Важность, обилие и трудность вопросов, раз­решаемых пасторалистами, по научным методам становят Пастырское богословие в разряд обще­принятых наук. Предмет Пастырского богосло­вия — живой, разнообразный, как жизнь; вели­кий, как спасение человеческое, и трудный, как Крестная смерть за ближних.

Ввиду его разносторонности пасторалисты говорят о нем весьма своеобразно. Архимандрит Антоний (Амфитеатров) видит в Пастырском богословии систематическое изложение правил и наставлений по прохождению пастырского служения в Церкви. Архимандрит Кирилл (На­умов) определяет его как «систематическое изложение нравственных обязанностей пастыря»[1]. Архимандрит Борис (Плотников) вводит в нашу науку еще изображение нравственных качеств пастырей. Митрополит Московский и Коломен­ский Сергий (Ляпидевский) считает предметом пастырского богословия руководство к прохож­дению всех обязанностей пасения словесных овец Христовых.

Некоторые пасторалисты обра­щают центр своего внимания в нашей науке на освещение вопроса о зарождении и развитии па­стырского духа, говорят об элементах пастыр­ской духовно-благодатной жизни, передаваемой пасомым. По их мнению, это есть теория пастыр­ского аскетизма, созидающая в изучающих ее па­стырское чувство к людям, представляющая вы­соту и красоту пастырского делания и способы духовного возрождения и усовершения руково­димых. Способность чревоболеть о пасомых, благодатно и сострадательно любить паству, пе­реживать с ней ее радости и скорби выражает самую сущность пастырского служения и глав­ный предмет Пастырского богословия. Профес­сор протоиерей С. А. Соллертинский предметом пасторологии считает пастырство Христа Спа­сителя, основополагающее дело дальнейшего па­стырского водительства.

Разноречие определений объема и задач нашей науки говорит о значительности ее объек­та, окончательно еще не выясненного научно. Но общее во всех определениях — это пастырское служение, предполагающее определенное на­строение действия руководства в теснейшем смысле слова. Слагается служение пастырей из проповеди слова Божия, совершения Таинств и примирения грешников с Богом отеческим руко­водительством. Пастыри раскрывают умы к по­ниманию Писания, утверждают в правилах бла­гочестия и охраняют от гибельных учений.

Точнее понятие о пастырском служении про­ясняется анализом слова пастырь; по-еврейски rоe (חעד) — имеющий склонность, на­гибающий, ухаживающий за стадом, наставник. Управляющий паствою — пас­тырь — мыслится человеком, следящим за паст­вою, сильно занятым ею и преданным ей. Грече­ское слово ό ποιμήν — питатель и защит­ник стада мелкого скота — дает мысль о пастырском уходе за слабыми и беззащитными душами. Это любовь не столько к массам, сколько к единицам стада, если они нуждаются в заботе и уходе. Самоотверженная преданность немощ­ным пасомым пастырской любви и есть предмет Пастырского богословия как особой науки.

Пастырское богословие находится в близком соседстве с Литургикой, Гомилетикой и  Каноникой. Но все названные науки не исчерпывают своими исследованиями пасторологических во­просов и целой сферы, где пастырь в собственном смысле слова является Пастырем. Пастырская сфера количественно и качественно обнимает пастырскую деятельность в отношении не целой паствы, а индивидуальных единиц ее, с разнооб­разием их личных качеств и общественных поло­жений. Неусыпное попечение о душах и руковод­ство каждой из них ко спасению есть искомая пастырская работа. По требованию овец пас­тырь в горах ищет заблудившихся, раненых обвя­зывает целебными травами, умирающих от голо­да и жары питает, похищенных изымает из пасти волчьей, упавших от слабости — поднимает. По мнению святителя Григория Двоеслова, это и есть душепопечение[2]. Внимайте себе и всему стаду (Деян. 20, 28),— говорил апостол Павел эфесским пресвитерам, то есть защищайте, берегите стадо свое. В отличие от области гомилетиче­ской, литургической и канонической, пастырская деятельность простирается на каждого пасомого лично, затрагивает отношения его жизни и дает им направление к общению со Христом.

Кроме высказанного нами положительного взгляда на предмет Пастырского богословия суще­ствует отрицательная точка зрения по этому во­просу, указывающая на то, что не подлежит пасторологическому рассмотрению.

Из объема Гомилетики Пастырское богосло­вие не затрагивает проповедничества в регули­ровании его словом Божиим, постановлениями высшей церковной власти и законами речи. Оно касается лишь проповедничества с настроением любви и самоотречения. Из Литургики в Пастыр­ское богословие входят также не способ и поря­док совершения богослужения, а священнослужение в настроении самоотверженной любви к пасомым. Вопреки юридическому управлению приходом средствами внешнего порядка Пас­тырское богословие говорит об управлении при­ходом назиданием и словесным наставлением. Поэтому оно не формирует по образцу Канони­ки законы служения пастыря, а говорит о законе совести и настроении при служении пастыря.

Вместо канонического предписания пасты­рю: «Ты обязан», Пастырское богословие говорит ему: «Ты должен».

В конце концов можно определенно утверж­дать, что специальный предмет науки Пастыр­ского богословия составляет именно пастырская деятельность в духе самоотречения и любви, или пасение агнцев и овец, по слову Спасителя (см.: Ин. 21, 15-17).

Важность и необходимость означенного пред­мета делает и самую пасторологическую науку од­ной из важнейших и нужнейших для душевного спасения. Святитель Григорий Богослов эту об­ласть богословского ведения назвал наукой из наук — как необходимую, всеобъемлющую и са­мую жизненную[3].

Таким образом, и собственно науку Пастыр­ского богословия есть основание определять как систематическое описание и изъяснение самоот­верженно любвеобильной жизни и деятельности пастыря, благодатно возрождающей и духовно усовершающей пасомых.


Протопресвитер Г. И. Шавельский



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: