Общая характеристика современной науки. Место науки в современной культуре

Главные характеристики современной науки: 1) широкое распространение идей и методов синергетики; 2) укрепление парадигмы целостности, т.е. глобального взгляда на мир; 3) укрепление и применение принципа коэволюции; 4) изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов к его изучению; 5) методологический плюрализм; 6) соединение природы и мира человека, объекта и субъекта; 7) усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности; 8) формирование нового «организмического» видения природы; 9) понимание мира как нестабильного, неустойчивого.

Этические проблемы науки XXI в.: в области различных наук – физики, биологии, генетики; проблемы этики ученого (проблема авторства научных открытий, компетентности, одержимости ученого).

Современная наука предполагает мировоззренческие ориентации: дифференциация и интеграция различных научных дисциплин; опора на плюрализм в науке; подход синергетики; изучение человекоразмерных систем (экология, биотехнология, генная инженерия, искусственный интеллект); социокультурная направленность научного познания; нацеленность на решение практических проблем. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

Формирование науки как профессиональной деятельности

Возникновение дисциплинарно организованной науки. То, что можно назвать дисциплинарным образом науки, начинает формироваться в древнеримской культуре. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, дисциплинарной организации учебного процесса. Регламентация всех видов деятельности особенно усилилась с сер. XIII в., когда в университетах была введена система оплаты труда преподавателей. Средневековый диспут становится ведущей формой организации учебного процесса. В средние века существовали многообразные варианты дисциплинарного расчленения наук (по дням творений, по уровню отдаленности о чувственного бытия, по целям, задачам, средствам различных наук). Наиболее признанной была система «7 свободных искусств», предложенная Марцианом Капеллой и усовершенствованная Боэцием и Кассиодором. На начальном этапе – грамматика, риторика, диалектика, на последующем – арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Оригинальную классификацию научных дисциплин на основе учения Аристотеля создал Ибн Сина, разделив все знание на теоретическое и практическое. На рубеже XIV – XIV вв. происходит культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе (географические открытия, книгопечатание), в Италии возникают академии. Гуманисты выступают против принудительного характера преподавания дисциплин, выдвигают новый идеал формирования целостной личности.

Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы. Получают широкое распространение идеи научного сообщества. Понятие научного сообщества в работах Р.Мертона и Т.Куна. Историческое формирование научных сообществ (Лондонское, Парижское, Берлинское, Санкт-Петербургское). Во второй половине XVII века начинается углубление специализации научной деятельности. В конце XVIII – XIX в. дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки – завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова. Структура научной дисциплины: 1) статьи, симпозиумов, конференций, семинаров и другие формы коллективной работы; 2) обзоры и рефераты; 3) создание обобщающей монографии.

 

  Технологическое применение науки. Формирование технических наук. Наука и техника

«Техника» - система созданных средств и орудий производства, приемы и операции, умения и искусство трудового процесса. Цель техники – преобразовать природу и мир человека.

Аспекты культурологического изучения техники: инструментально-технологическое исследование, природное, индивидуальное человеческое, социальное, культурное.

 Этапы развития технических знаний: 1) донаучный; 2) зарождения технических наук; 3) классический; 4) современный этап интеграции и дифференциации наук.

Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами. Концепции взаимоотношения техники и науки. 1) Наука обгоняет развитие техники, сначала наука – потом ее практическое преобразование. Техника – приложение к науке. 2) Наука развивалась, ориентируясь на развитие техники и представляет попытки их исследования, систематизации. 3) Наука и техника развиваются автономно, но скоординировано – наука использует технику на некоторой стадии для получения своих результатов и наоборот.

Итак, техника не связана с наукой до XVII в., после научных революций – соединяются и к XIX веку появляются результаты, а в XX в. наука стала главным источником новой техники в связи с развитием технических наук. 

Взаимодействие человека и техники: техника облегчает жизнь человека, но оказывает и побочные действия. Техника рождает проблему организации досуга, шумовой нагрузки, загрязнения природы, демографического взрыва и угрозы здоровью, угрозы человеческой индивидуальности, воздействия на интеллектуально-духовную сферу жизни личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: