Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет

1 неделя, вторник (сентябрь) 3-4 года.
Занятие 1. Развитие речи.
Для занятия нужна вот такая картинка:



Рассмотрите картинку, попросите ответить на вопросы:
- Кто изображён на картинке?
- Куда идут дети?
- Что у них в руках?
- Какое настроение у детей?
- Какое время года изображено на картинке?

Положите перед ребёнком карточку, на которой в верхнем левом углу изображён красный овальный воздушный шар, в правом верхнем углу - голубая тонкая тетрадка, в левом нижнем углу - толстая синяя книга, в правом нижнем углу - зелёный круглый воздушный шар.
Спросите ребёнка, к каким предметам подходят слова толстая, синяя, интересная; овальный, воздушный, красный. Если ребёнок затрудняется, помогите ему (Овальный книга - можно так сказать? Нет, нельзя. А овальный шарик?)

Положите перед ребёнком картинки с изображением девочек. Картинки отличаются деталями (у одной девочки глаза голубые, у другой - зелёные, у одной бантик есть на голове,у другой - нет и т.д.) Попросите найти, чем отличаются картинки.

Занятие 2. Математика.

Для занятия нужны игрушки (куклы, мишки, зайки, кто есть) около 6-7 штук и птички (можно вместо птичек взять конфеты, шишки, любые мелкие однородные предметы) по количеству игрушек + 1 для ребенка + одна для мамы. Также нужны 4 карточки: на первой изображён 1 флажок, на второй - 3 флажка, на третьей - 8 флажков, четвёртая карточка пустая.
Посадите ребёнка за стол, на столе рассадите полукругом игрушки. На подносе под салфеткой птички.
Снимите салфетку с подноса. "Ой, кто это? Птички. Как много птичек. Возьми одну птичку, дай мишке. Возьми ещё одну, дай зайке. (И так далее. Птичек на подносе становится всё меньше и меньше). Дай маме одну птичку. И себе возьми одну. Сколько птичек осталось на подносе? Ни одной. Сколько птичек у мишки? Одна. А у тебя? Одна. А у мамы? Одна. У мишки одна птичка, у зайки одна птичка, у мамы одна птичка (и т.д.), у всех по одной птичке, а на подносе не осталось ни одной птички. Скажем вместе: "Ни одной птички".
Дальше берите птичек по одной и складывайте на поднос. "Мишка принёс одну птичку, зайка принёс одну птичку... Мама принесла одну птичку, ребёнок (называете по имени) принёс одну птичку. Птичек становится все больше и больше". Когда соберёте всех птичек, спросите: сколько стало птичек (много). "Все принесли по одной птичке, а на подносе стало много птичек. А у мишки сколько птичек? (совсем нет, ни одной нет). А у зайки? Правильно, сейчас ни у кого птичек нет, а на подносе птичек много". Затем возьмите с подноса 2-3 птички, дайте игрушкам по одной. " Сколько птичек у мишки? (Одна). Сколько птичек у зайки? (ни одной). Сколько птичек на подносе? (Много). Правильно, у мишки и куклы по одной птичке, у зайки и собачки ни одной птички, а на подносе много птичек". Это упражнение повторяется, птичек дают другим игрушкам.
Положите в ряд 4 карточки. Попросите показать, где один флажок, где много, где мало, где ни одного. Далее, показывая на карточки, просите сказать, сколько флажков на карточке.

Занятие 3. Ручной труд. "Старичок-лесовичок" (из природного материала).

Для занятия нужны еловая шишка или кукурузный початок для туловища, каштан или крупный орех для головы, половинка скорлупы грецкого ореха для шляпы, веточки для рук и ног, чашечки от жёлудя или половинки скорлупы ореха для ступней, пластилин.
Предварительная работа: Чашечки от жёлудя набить пластилином. Из бумаги изготовить поля для шляпы (из бумаги вырезать круг, в середине вырезать ещё один круг диаметром чуть меньше, чем диаметр скорлупы грецкого ореха, изнутри по всей длине окружности сделать небольшие надрезы, получившиеся клапаны отогнуть, смазать клеем, внутрь вставить половинку скорлупы грецкого ореха и приклеить). Из пластилина скатать шарики для соединения деталей (один побольше - для головы, 4 поменьше - для рук и ног, 2 для ступней).
Прикрепите пластилиновый шарик к "туловищу" сверху. Попросите ребёнка взять "голову" и прижать ее к пластилиновому шарику. Прикрепите к "туловищу" пластилиновые шарики для рук. Попросите ребёнка взять "руки" и воткнуть их в пластилиновые шарики. Таким же образом соедините "ноги" со "ступнями". Переверните игрушку, соедините "ноги" с "туловищем". Сделайте на голове "глаза" (из арбузных семечек или пластилина), "нос" (из ягодки или пластилина), бороду (из ваты или соломы). Поставьте на ноги, наденьте шляпу.

Записан

o

 Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет.

1 неделя, среда (декабрь) 3-4 года.
Занятие 1. Развитие мелкой моторики.

Для занятия нужна картонная кукла, изображающая ребёнка, платье или рубашка и штанишки, вырезанные из цветной бумаги, тапочки из кусочков меха, кроватка по размеру куклы, шёлковая тряпочка ("одеяло"), кусочек поролона ("губка"), настольная лампа, к которой прищепкой прикрепляется картонное изображение солнца. Перед началом занятия куклу укладывают в кроватку, накрывают "одеялом".
Проведите с ребёнком игру по стихотворению.

Е. Карганова. "Песенка-побудочка".

Заглянуло утром рано
Солнце в спаленку, (включите лампу)
Разбудило нашу дочку, (снимите "одеяло, достаньте
Дочку маленькую. куклу из кроватки)
(И сыночек наш проснулся,
Мальчик маленький).

Глазки, глазки, открывайтесь!
Ручки, ручки, одевайтесь! ("наденьте" на куклу одежду)
Ножки, ножки, обувайтесь! ("наденьте" тапочки)
Щёчки, щёчки, умывайтесь! (возьмите губку, потрите щёки)

Дочка и проснулась,
Маме улыбнулась.
(Сыночек и проснулся,
Маме улыбнулся)
Ай да молодец!

Повторите игру ещё раз, необходимые действия выполняет ребёнок.

Предложите ребёнку закрыть глаза и ощупать "одежду". Спросите, какая она (гладкая). Если ребёнок называет цвет одежды, скажите ему, что он закрыл глаза, поэтому цвет не видит, предложите ещё раз потрогать. Аналогично обследуйте тапочки (пушистые), одеяло (гладкое), губку (шершавая). С открытыми глазами осторожно дотроньтесь до солнышка на лампе, спросите, какое оно (тёплое, горячее).

Положите перед ребёнком изображение солнышка, разрезанное на 3 части вертикальными параллельными линиями. Попросите собрать картинку.

Занятие 2. Художественная литература.

Е. Карганова. "Ладушки-ладошки".

Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Наварили кашки,
Помешали ложкой -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Курочке-пеструшке
Покрошили крошки -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрёшки -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Пожалели птичку,
Погрозили кошке -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки,
Танцевали ножки -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко -
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Вопросы:

*Что делали ладушки-ладошки утром, днём и вечером? Что нужно говорить, когда ты просыпаешься?
*Как ты думаешь, когда надо умываться: утром, вечером или в любое время дня, если ты испачкался?

Занятие 3. Лепка. "По желанию".

Покажите ребёнку пластилин, скажите, что он мягкий, его можно сжимать, можно отщипывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками (продемонстрируйте действия). Предложите ребёнку полепить. Дайте небольшой комок пластилина, уточните, что пластилином надо пользоваться аккуратно, класть комочки на доску. В ходе работы спрашивайте, что ребёнок слепил.

Записан

 Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет.

1 неделя, четверг (сентябрь) 3-4 года.
Занятие 1. Развитие речи.
Для занятия нужны тазик с водой, полотенце (кукольное или салфетка) и специально подготовленная кукла с растрёпанными волосами, грязными руками и лицом. Грязными должны быть щёки, лоб, брови, подбородок, виски, пальцы, ладошки, локти, плечи, колени, пятки.
Игра "Умывание куклы".
"Ой-ой-ой, что это с нашей куклой? Где это она так испачкалась? И лоб грязный, и щёки, и брови, и подбородок, и виски (показываете). И руки грязные: грязные пальцы, грязные ладошки. Надо умыться (пальцем или кусочком поролона моете по очереди части лица и тела, называя их). Теперь будем вытираться (уголком полотенца вытираете по очереди части лица, спрашивая ребёнка, что вы вытираете).
Игра "Комарики".

ДАрики-дАрики, (ваши пальцы, сложенные в щепоть,
Ай да комарики. "вьются" около ребёнка)
ВИлись, вИлись,
И в щёку вцепились.
Кусь! (легонько ущипните ребёнка за щёку).

Аналогично "комарики" кусают другие части тела и лица.
Игра "Что изменилось".
Попросите ребёнка закрыть глаза (или завяжите их платком), а сами измените внешний вид куклы: посадите или положите её, завяжите бантик, поднимите кукле руки и т.д. Попросите ребёнка открыть глаза и спросите, что изменилось. Повторите игру (за один раз проводится только одно изменение).
Занятие 2. Звуковая культура.
Жил-был Весёлый Язычок. В его домике были красные и белые двери (покажите на губы и зубы). Двери то открываются, то закрываются (открыть и закрыть рот несколько раз). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошёл погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (широкий язык лежит на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнышко спряталось за тучку, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произнося "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Котёнок лакал молочко (облизать верхнюю губу сверху вниз несколько раз), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт) Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до углов рта). Котёнок свернулся клубочком. "Пора и мне спать, - подумал Язычок.
Занятие 3. Конструирование.
Дайте ребёнку 4 жёлтых и 4 зелёных кирпичика от строительного материала, предложите построить жёлтую дорожку и зелёную дорожку. Затем дайте ребёнку ещё 2 жёлтых кирпичика и попросите сделать жёлтую дорожку длиннее. "Приставь кирпичики к дорожке. Вот какая стала длинная дорожка! Какая жёлтая дорожка? Правильно, длинная. А зелёная? Правильно, короткая. А мы можем короткую дорожку сделать тоже длинной. Что нужно сделать? (дайте ребёнку 2 зелёных кирпичика). Покажи (ребёнок приставляет к зелёной дорожке 2 кирпичика). Молодец! А можно по-другому сделать? (выслушайте ответы ребёнка. Уберите от жёлтой дорожки два кирпичика, предложите ребёнку пластину). Построй длинную дорожку. Вот какие длинные дорожки!" После этого ребёнок самостоятельно строит две длинные дорожки. Спросите, из каких деталей они сделаны. Поощряйте ребёнка, если он применяет два способа удлинения дорожек. В конце занятия ребёнок катает по дорожке машинки.

Записан

 Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет.

1 неделя, пятница (апрель) 3-4 года.
Занятие 1. Развитие речи. Пересказ сказки "Курочка Ряба".
Для занятия нужны картинки деда, бабы, курочки, яйца простого и яйца золотого, мышки; сделанное из розового картона лицо с контурным изображением глаз, носа, бровей, чёлки, ушей, бантиков на косичках, детали (глаза, уши, бантики и т.д.) из картона.
"Жили-были дед (выложите картинку деда) и бабы (выложите картинку бабы).
И была у них курочка Ряба (выложите картинку курочки). И т.д.
Тебе понравилась сказка? Давай расскажем её вместе. Я начну, а ты поможешь.
Жили-были... (ребёнок: дед - выкладываете картинку деда - и бабы - выкладываете картинку бабы)
И бла у них... И т.д."
Затем ещё раз рассказываете сказку вместе, но уже без картинок.

Поучите ребёнка уменьшительно-ласкательным названиям частей лица и тела. "У мамы лицо, а у...(имя ребёнка) -... (личико). У мамы щека, а у... - (щёчка). И т.д.

Покажите ребёнку портрет. Скажите: "Картинка испортилась. Давай починим". Ребёнок накладывает детали на контурную прорисовку, вы комментируете: "глаза - на лицо, чёлку - на лоб, бантики - на волосы".

Занятие 2. Математика.

На этом занятии ребёнок знакомится с понятиями один, много. Обратите внимание ребёнка на то, что собирая по одному предмету, можно получить много предметов. Когда в тексте встретятся слова один, ещё один, много, постарайтесь выделить их интонацией и прочитать помедленнее. После чтения предложите ребёнку показать один, один, ещё один жёлудь и много желудей; один, один, один камешек и много камешков.

Л.А.Левинова, Г.В. Сапгир. "Приключения Кубарика и Томатика или весёлая математика".

Глава 1. Откуда взялся Кубарик.

В одном маленьком домике жил маленький человечек. Звали его Томатик. Потому что у него всегда были щёчки красные. И еще он носил зелёный колпачок.

Этот маленький человечек - Томатик - очень хотел стать Большим Волшебником. И носить серебряный колпак со звёздами. Но как стать волшебником, он не знал. А помочь ему было некому. Тогда Томатик решил найти себе друзей. Ведь настоящие друзья, если надо, всегда помогут. Вышел Томатик на крылечко и сказал такую говорилку:

На лужайку поглядим:
На лужайке дуб один.
Дуб зелёный, поскорей
Отыщи-ка мне друзей.

На лужайке и вправду рос дуб. А под дубом было видимо-невидимо желудей. Они были похожи на смешных человечков в шапочках набекрень. Томатик поднял один весёлый жёлудь, потомещё один, ещё один и ещё один... Много желудей набрал Томатик. Полную горсть.
Пришёл маленький человечек домой. Разжал ладошку и сказал:
- Давайте дружить!
А озорные жёлуди рассыпались, разбежались. Кто куда. Ни одного не осталось.
Снова вышел Томатик на крылечко. "Где же мне найти друзей?" И тут он услышал песенку Звонкого Ручейка:

Эрим-берим, ручеёк,
Эрим-берим, одинок.
Я бегу к другим ручьям -
Голубым своим друзьям.

- Друзьям! - повторил Томатик и скорее побежал к Звонкому Ручейку. На дне ручейка лежали разноцветные камешки. Они были похожи на смешные рожицы.

"Может быть, это - друзья!" - подумал Томатик. Он взял один камешек, потом ещё один, и ещё один, и ещё... Много камешков - полную горсть принёс домой маленький человечек. Но только разжал он свою ладошку, не успел слова сказать, выпали и раскатились камешки из ладошки по всему домику.
"И это не настоящие друзья, - подумал Томатик. - Разве друзья убегают!"
"Что же делать?" - задумался Томатик. И вдруг вспомнил... Были у него цветные кубики. Что хочешь можно было из них построить. Дом, башню и даже паровоз. "А что, если их сделать своими друзьями?"
Взял Томатик красный кубик, потом зелёный кубик, потом снова красный, потом опять зелёный... Много цветных кубиков. Нет, кубики никуда не убегали. Положил он кубик на кубик. И вдруг кубики запрыгали. И сложился из них ослик не ослик, лошадка не лошадка. Кубарик. Вот такой.

- А я уже немножко волшебник, - сказал Томатик.
Занятие 3. Аппликация. "Шарики катятся по дорожке".
Для занятия нужна полоска бумаги (белой или пастельных тонов) размером 21х5 см, 5-6 кружков одного цвета диаметром 3 см, клей, кисточка.
Покажите ребёнку "дорожку" (бумажную полоску), покатайте по ней шарики (шарики можно взять от старой погремушки). "Ой, все шарики укатились. Ничего страшного, мы сейчас сделаем так, что шарики не укатятся". Попросите ребёнка разложить шарики на дорожке. "Ровненько положи, красиво. Чтобы шарики не укатились, их нужно приклеить". Покажите приёмы наклеивания (намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью). В процессе занятия следите за тем, правильно ли ребёнок использует эти приёмы. В конце занятия полюбоваться работой, подчеркнуть, как много красивых шариков катится по дорожке.

 Тематическое планирование развивающих занятий для детей 3-4 лет.

1 неделя, суббота (сентябрь) 3-4 года.
Занятие 1. Развитие моторики.

У котят есть шёрстка, шёрстка, (ребёнок гладит себя, как будто
Шёрсточка везде. разглаживает шёрстку)
На лбу, щеках, висках, ушах, (ребёнок дотрагивается ладонями
На шее, грудке до нужных частей лица и тела)
и плечах, (правая рука - на левое плечо,
левая - на правое)
Локтях, боках и животах,
Коленях, пятках и носках. (левая рука - на левое колено,
правая - на правое)

А у зебры есть полоски, (ребёнок рисует рёбрами ладоней
Есть полосочки везде. полоски на теле)
На лбу, щеках... (аналогично, как с котятами)

У слонов есть складки, складки, (ребёнок щиплет себя,
Складочки везде. собирая складки на теле)
На лбу, щеках...

У жирафов пятна, пятна, (ребёнок хлопает ладонями
Пятнышки везде. по телу)
На лбу, щеках...

Занятие 2. Художественная литература.

А.Барто и П.Барто. "Девочка чумазая".

- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях - дорожки.
- Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала,
Вот они и загорели.

- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
- Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала,
Вот он и загорел.

- Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги - как у негра.
- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху я держала,
Вот они и загорели.

- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Мы ее ототрём.

Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Царапалась, как кошка:
- Не трогайте ладошки,
Они не будут белые,
Они же загорелые!
А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый!
Он же загорелый!
А нос тоже отмылся.

Отмывали полосы -
Кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые!
А пятки тоже отмылись.

- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.

Вопросы:
* О ком это стихотворение?
* Почему девочку называют чумазой?
* Что было грязное у девочки?
* Хотела ли она, чтобы её вымыли?
* Что произошло, когда девочка увидела мочалку? Давай ответим словами из стихотворения: "Громко девочка кричала..."
* Что кричала девочка, когда ей отмывали носик? грязные полосы на ногах?Какой стала девочка после того, как её отмыли?

Занятие 3. Наблюдения. Свойства пластилина.

Для занятия нужна карточка с дорожками (в левой части наклеена или нарисована кукла или девочка, в правой - большая и маленькая корзинки, гриб, ягода, домик; от куклы к каждому предмету идёт прямая дорожка из бархатной бумаги), коробка с пластилином и кукла. Перед занятием на заднем плане поставьте картинку с изображением леса, перед ней сделайте на столе полянку из зелёной бумаги или ткани. Сделайте речку из синей полоски ткани или широкой ленты. На полянке расположите грибы и ягоды. На другом берегу "реки" положите коробку с пластилином.
Жила-была кукла Галя. Однажды пошла она гулять и нашла красивую коробочку.
"Ой, какая коробочка! Там, наверное, конфеты!" Открыла Галя коробочку, но конфет там не было. Там лежали разноцветные брусочки (попросите ребёнка достать брусочки, назвать их цвет, затем попросите собрать брусочки обратно в коробку).
Взяла Галя коробку и пошла гулять. Гуляла-гуляла, и подошла к реке. Что же делать? Как перейти реку? Тут из коробки раздался стук. Открыла Галя коробку. Оттуда вылез пластилиновый брусок. Начал брусок мяться и сгибаться. И получился мост. Галя обрадовалась, перешла мост и пошла гулять дальше. А пластилин снова разогнулся и залез в коробку.
Гуляла Галя, гуляла, и пришла на полянку. А что Галя увидела на полянке? Тут и грибы, и ягоды. Хотела Галя их собирать, а корзинки нет. Тут снова раздался стук из коробки. Вылез брусок, начал мяться, сгибаться, и получились корзинки.
Обрадовалась Галя, стала грибы собирать и в корзинку класть. Грибов много, давай поможем Гале (соберите вместе с ребёнком грибы, сложите в корзину). А в другую корзинку Галя собирала ягоды (помогите Гале вместе с ребёнком). Взяла Галя корзинки и пошла домой.
Опять Гале надо реку перейти. А как же Галя откроет коробку? Руки заняты, Галя корзинки несёт. Помоги Гале, открой коробку, сделай мост.

Положите перед ребёнком карточку с дорожками.
"Галя пошла за грибами. Для этого ей нужна большая корзинка". Предложите ребёнку провести пальцем по дорожке от куклы до большой корзинки (туда - правой рукой, обратно - левой), потом от куклы к грибу.
"Галя будет собирать ягоды. Для этого нужна маленькая корзинка". Ребёнок проводит пальцем от куклы к маленькой корзинке и от куклы к ягоде.
"Галя пошла домой". Ребёнок проводит пальцем от куклы к домику.








































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: