Биологически важные органические соединения

Живица. Жиры. Углеводы.

 

Смоляные кислоты: строение и номенклатура. Физические и химические свойства смоляных кислот: солеобразование, этерификация, непредельность, изомеризация. Резинаты и сложные эфиры смоляных кислот: получение, товарное значение.

Живица: состав живицы различных пород хвойных, состав летучей и нелетучей части живицы. Живица как сырье для лесохимических производств, переработка на скипидар и канифоль. Потребительские свойства и применение канифоли и скипидара. Понятие о химической модификации канифоли и ее свойств, о вторичной переработке скипидара.

Жиры: классификация, состав и строение. Жирные кислоты: главные и второстепенные, незаменимые кислоты, принцип равномерного распределения жирных кислот в триглицеридах. Растительные и животные жиры, непредельность жиров и ее определение. Йодное число жиров. Химические свойства и переработка жиров: гидролиз, омыление, гирогенизация, высыхание жиров. Мыла и их моющее действие. Натуральное и канифольное мыло.

Классификация, номенклатура, строение углеводов. Нахождение в природе и биологическая роль.

Моносахариды: строение, изомерия. Оптически активные соединения. Теория ассиметрического атома углерода (энантиомеры, рацематы, D- и L-ряды). Формулы Фишера. Стереохимия соединений с 2 и более ассиметрическими атомами углерода (диастереомеры).

Таутомерия моносахаридов (пиранозная и фуранозная формы, α и β формы, гликозидный гидроксил), формулы Хеуорса. Физические и химические свойства моносахаридов, особенности гликозидного гидроксила. Гликозиды. Восстановление, окисление и ацилирование сахаров.

Дисахариды: восстанавливающие (мальтоза, целлобиоза) и невосстанавливающие (сахароза). Строение и свойства.

Полисахариды: крахмал, целлюлоза, гемицеллюлоза, маннаны и ксиланы. Строение молекул, свойства, природное и техническое значение. Химическая переработка целлюлозы.

Древесина. Основные компоненты древесной ткани: целлюлоза, лигнин, гемицеллюлоза, экстрактивные вещества. Химический состав древесины хвойных и лиственных пород. Распределение химических компонентов в клеточных стенках. Древесина как химическое сырье.

 

Методические рекомендации

По написанию реферата

Реферат – краткое изложение в письменном виде результатов самостоятельного исследования выбранной студентом проблемы. Выполняется на основе работы студента с учебной и научной литературой.

Написание реферата направлено на:

- повышение уровня знаний и закрепление учебного материала по органической, биологической химии и лесохимии;

- расширение и развитие знаний по отдельным вопросам курса, выходящим за рамки учебной программы;

- привитие навыков самостоятельной работы с литературой и умения поиска, изучения, обобщения материала, правильного его изложения как необходимых навыков в формировании будущего специалиста.

Написание реферата у студентов первого курса вызывает затруднения с выбором темы, подбором литературы, составлением плана, изложения материала и др. Данный раздел пособия предназначен для организации самостоятельной работы студента по написанию реферата. Он содержит список тем для изучения, список литературы по предлагаемым темам, рекомендации по составлению плана и изложению материала реферата и его оформлению.

 

Основные этапы написания реферата

Лекционный курс органической химии включает в себя взаимосвязанные разделы и темы общей и органической химии, химии биологически важных соединений, химии древесины и лесохимии. В соответствии с этим тема реферата может быть связана с любым из этих разделов, однако для студентов биологического вуза, обучающихся по специальности 26.04, кафедра химии выделяет особо важные для углубленного изучения разделы:

- химия жиров, углеводов и белков;

- химия компонентов древесины;

- канифольно-скипидарное производство;

- химическая переработка древесины на товарные продукты.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.

При выборе темы следует учитывать, что она должна быть достаточно конкретной и целенаправленной. Это может быть более глубокое по сравнению с лекционным материалом изучение строения и химии одного из классов биологически важных соединений или описание химии и технологии получения одного (ряда) из многочисленных продуктов лесохимии. В реферате должна быть обстоятельно и всесторонне раскрыта поставленная проблема.

Следует избегать длинных рефератов описательного характера, не имеющих центральной проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: