ПРЕДИСЛОВИЕ
Студент III курса приступает к изучению одной из важнейших дисциплин - пропедевтики внутренних болезней. При изучении этой дисциплины основное внимание должно уделяться методике исследования больного и семиологии (учение о признаках болезни). Частную патологию и терапию студент будет изучать на всех последующих курсах, а диагностику он изучает только на III курсе.
Умение обследовать больного, знание симптомов патологии внутренних органов необходимо врачу любой лечебной специальности.
В настоящее время большинство врачебных ошибок совершается из-за пренебрежения такими классическими методами обследования больного, как опрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация.
Предлагаемое учебное пособие представляет собой расширенную схему обследования больного, в которой кроме описания последовательности действий врача при проведении диагностического поиска подробно описываются те признаки заболеваний, которые могут быть выявлены у больных с патологией различных систем органов.
|
|
Использование учебного пособия в работе студентов у постели больного поможет избежать ошибок в самом начале трудного пути врачевания, в оформлении фрагментов и курсовой истории болезни, в составлении плана обследования больного с различными клиническими синдромами заболеваний внутренних органов.
Приведенный образец истории болезни облегчит студенту задачу написания и оформления курсовой истории болезни.
АНАМНЕЗ
Анамнез (Anamnesis) - совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного или других лиц, используемых для установления диагноза, выбора лечения и профилактики.
По мнению Р.Хеглина в кабинете врача диагноз устанавливается на основании жалоб в 50% случаев, объективных данных - в 30%. лабораторных данных - в 20% случаев.
Сбор анамнеза проводится путем опроса больного, а при заболеваниях детей, психически больных, глухонемых - родных и окружающих.
Требования к анамнезу следующие:
- полнота;
- системность;
- индивидуализация.
Опрос принадлежит к наиболее грудным методам исследования больного.
Для того чтобы получить максимальную информацию и не упустить важных моментов при сборе анамнеза, необходимо всегда придерживаться определенной последовательности ведения опроса.
Умелым, осторожно и в деликатной форме проводимым опросом, врач должен расположить к себе больного, заручиться его доверием. Это достигается в тех случаях, когда больной ощущает участие врача в его судьбе, видит желание прийти к нему на помощь.
|
|
При опросе выявляются:
- интеллектуальность больного.
- состояние его реактивности;
- до некоторой степени характер его психической деятельности, что следует учитывать при оценке жалоб.
К оценке жалоб всегда следует подходить критически и не все принимать на веру.
После выяснения общих сведений о больном и постановки первого вопроса относительно основных жалоб следует представить больному полную свободу в возможности передачи своих ощущений, которые нередко чрезвычайно характерно и весьма образно преподносят больные.
При многословности больного надо в деликатной форме направить его рассказ в желаемое русло и постоянно помнить о необходимости терпения и такта, недопустимости «выхода из себя» при сбивчивых, а иногда и противоречивых ответах больного, иначе больной "замкнется" и контакта с врачом не будет. Вопросы больному должны задаваться в доступной для него форме. Запись истории болезни по ходу опроса, под диктовку больного крайне нежелательна, т.к. при этом врач теряет инициативу беседы, перестает вести наблюдение за мимикой, жестами, интонацией больного при рассказе о своих ощущениях.
Делать записи в истории болезни рекомендуется по окончании каждого раздела анамнеза в присутствии больного.
Общие сведения о больном
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Возраст, пол.
3. Национальность.
4. Образование.
5. Место работы. СБЖ.
6. Занимаемая должность.
7. Семейное положение.
8. Домашний адрес.
9. Дата поступления в клинику.
10. Дата выписки из клиники.
11. Диагноз направившего учреждения.
12. Диагноз клиники.
Жалобы
Следует различать жалобы больного в настоящее время (основные и второстепенные)
Основные (ведущие) жалобы - это те. которые беспокоят больного больше всего и наиболее характерны для настоящего заболевания Для их выяснения больному задается вопрос: "На что Вы жалуетесь?" или "Что Вас беспокоит?" После этого уточняется характер основных жалоб, проводится их детализация. При изложении этого раздела в истории болезни жалобы располагаются в порядке их клинической значимости.
При наличии сопутствующего заболевания запись о жалобах должна начинаться с красной строки.
Дополнительные жалобы выявляют активно. Для того чтобы не пропустить каких-либо симптомов и выяснить состояние функций всех органов больного, расспрашивают по определенной системе.
Жалобы, определяющие общее состояние
Общая слабость.
Недомогание.
Утомляемость.
Снижение работоспособности
Понижение массы тела (на сколько и за какое время).
Жалобы при заболеваниях органов дыхания
Изменение голоса:
хриплый, звучный, слабый, афонический.
Дискомфорт в горле:
чувство першения, щекотания, ощущение кома, волос в горле; боли в горле (постоянные или при глотании).
Дискомфорт в носу:
явления ринита (постоянно или периодически);
с чем связано его появление (время года, переход из холодного помещения в теплое);
какие выделения из носовых путей (слизистые, гнойные, кровянистые);
боли в носу (характер, длительность, постоянство, периодичность);
носовые кровотечения;
обоняние (не нарушено, ослаблено, отсутствует).
Характер дыхания:
носовое;
через рот.
Кашель:
постоянный, периодический, приступообразный;
тихий, громкий, "лающий", короткий, беззвучный;
время появления: утром, вечером, равномерно в течение суток;
сухой или с мокротой.
Мокрота:
количество и колебание его в течение суток;
характер (серозная, слизистая, слизисто-гнойная, гнойная);
запах (без запаха или запах "гнилого зуба");
|
|
цвет (бесцветная, ржавая, желто-зеленая, коричневая, зеленая):
количество слоев (их характеристика):
в каком положении тела лучше отхаркивается.
Кровохарканье:
характер кровохарканья (мокрота с прожилками, небольшое кровохарканье, массивное кровохарканье);
частота кровохарканья (в течение суток, недели, месяца);
провоцирующие факторы.
Боли в грудной клетке:
постоянные или периодические;
характер (тупые, острые, колющие, ноющие, режущие и т.д.);
локализация;
иррадиации;
связь болей с дыханием, кашлем, физическим напряжением, изменением положения тела;
чем купируется пли уменьшается боль.
Одышка:
субъективная, объективная;
инспираторная, экспираторная, смешанная;
провоцирующие факторы (физическая нагрузка, перемена погоды, простуда и т.д.);
постоянная или в виде пароксизмов.
Приступы удушья:
частота приступов (в лечение суток, недели, месяца);
длительность;
какими факторами вызываются;
в каком положении тела усиливаются или уменьшаются;
чем облегчаются (купируются);
какая фаза дыхания затруднена в большей степени;
сопровождаются ли хрипами и какими.
Лихорадка:
тип лихорадки;
длительность лихорадочного периода;
сопровождается ли ознобом, гипергидрозом (потливость);
какие медикаменты снижают температуру тела.