double arrow

Оцениваемые по справедливой стоимости.

Внутри категории «финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости» МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» выделяет 2 подкатегории:

2.1) оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка;

2.2) оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прочего совокупного дохода.

Классификация долговых инструментов в категорию 1 или категорию 2 осуществляется исходя из двух критериев (факторов) в совокупности:

а) бизнес-модели организации, используемой для управления финансовыми активами, - удерживает ли компания финансовые инструменты с целью получения договорных денежных потоков;

б)      характеристик договорных денежных потоков по финансовому активу - принципиальное значение имеет, какие именно потоки организация планирует получать от владения финансовым активом.

Критерии бизнес - модели является фундаментальным в МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и представляется собой попытку привести в соответствие финансовый учет с методами управления бизнесом и, вместе с тем,  взглядом на характерные черты бизнеса.

После первоначального признания организация классифицирует все финансовые обязательства на две категории

§ Учитываемые по справедливой стоимости через прибыль и убыток

§ Прочие финансовые обязательства, которые не учитываются по справедливой стоимости через прибыль и убыток, а учитываются по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента.

По положениям МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» амортизированная стоимость финансового актива или финансового обязательства - величина, в которой финансовые активы или обязательства оцениваются при первоначальном признании, за вычетом выплат в погашение основной суммы долга, уменьшенная или увеличенная на сумму накопленной с использованием метода эффективной ставки процента амортизации разницы между первоначальной стоимостью и суммой погашения, а также за вычетом суммы уменьшения (прямого или путем использования счета оценочного резерва) на обесценение или безнадежную задолженность.

Другими словами, амортизированная стоимость - это:

• первоначальная стоимость финансового актива или обязательства;

• минус выплаты;

• плюс (минус) сумма амортизации;

• минус сумма обесценения.

Кроме понятия «амортизированная стоимость» впервые возникают понятия «метод эффективной ставки процента» и «эффективная ставка процента». И то и другое используются для расчета амортизированной стоимости.

Метод эффективной ставки процента - это метод расчета амортизированной стоимости финансового актива или финансового обязательства (или группы финансовых активов или финансовых обязательств) и распределения процентного дохода или процентного расхода на соответствующий период.

Эффективная ставка процента - ставка, которая обеспечивает точное дисконтирование ожидаемой суммы будущих денежных выплат или поступлений до наступления срока погашения по данному финансовому инструменту либо где это уместно, в течение более короткого периода, до его чистой балансовой стоимости.

При расчете эффективной ставки процента следует рассчитать потоки денежных средств с учетом всех договорных условий финансового инструмента (всех вознаграждений и сумм, выплаченных или полученных сторонами по договору). В расчет денежных потоков принимаются все выплаченные или полученные по сделке суммы, включая затраты по осуществлению сделки, премии, скидки. По сути, амортизированная стоимость - это денежные потоки, дисконтированные с применением эффективной ставки процента.

Классификация в категорию финансовых обязательств, учитываемых по справедливой стоимости, возможна только в том случае, если инструмент удовлетворяет одному из трех критериев:

§ Содержит встроенный производный инструмент

§ Управление им осуществляется на основе справедливой стоимости

§ Оценка по справедливой стоимости используется только для устранения «учетных несоответствий».

Не все инструменты можно отнести к долговым или долевым. Сложные финансовые инструменты состоят из двух элементов: финансового обязательства и долевого инструмента. Например, облигации, конвертируемые в обыкновенные акции эмитента, по сути состоят из финансового обязательства погасить облигацию и опциона (долевого инструмента), дающего право его обладателю получить в указанный срок обыкновенные акции, которые обязан выпустить эмитент. В одном документе сосуществуют два договорных соглашения. Эти отношения и можно было оформить двумя договорами, но они содержатся в одном.

МСФО 32 требует раздельного отражения в отчете о финансовом положении сумм, характеризующих финансовое обязательство, и отдельно долевой инструмент, несмотря на то, что они возникли и существуют в виде единого финансового инструмента.

Каждый компонент сложного финансового инструмента учитывается раздельно. Обязательство определяется, прежде всего, по справедливой стоимости потоков денежных средств за вычетом компонента долевого инструмента, остаток относится на капитал.

Долевой инструмент – это остаточная сумма после вычета долгового элемента из общей стоимости сложного финансового инструмента. Финансовое обязательство оценивается путем дисконтирования потока будущих платежей по ставке, превалирующей на рынке для подобных обязательств, не связанных с долевым инструментом.

Учет хеджирования является одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов, затрагиваемых МСФО (1АЗ) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Будет рассмотрена самая базовая информация.

Операции хеджирования - это сделки, заключаемые с целью снижения (страхования) возможных рисков компании в отношении других заключенных сделок или активов.

Хеджирование –это использование производных и непроизводных финансовых инструментов для частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджируемых статей, то есть защищаемых финансовых инструментов. Изменения стоимости или денежных потоков возникают под влиянием рыночной конъюнктуры, колебаний валютных курсов, финансового положения контрагентов и других объективных факторов.

В этом случае, если по базовой сделке возникает убыток, то по «противоположной» сделке будет прибыль, которая «компенсирует» возникший убыток. Если же по базовой сделке возникнет прибыль, то она будет уменьшена убытком, возникшим по «противоположной» сделке.

То есть, несмотря на «побочный» эффект (снижение возможной прибыли), риск возникновения убытков уменьшается (или полностью устраняется).

Хеджируемая статья – это финансовый актив, финансовое обязательство по заключенному договор, высоковероятная прогнозируемая сделка или чистые инвестиции в зарубежное подразделение, которые:

§ подверженные риску изменения стоимости или изменения будущих потоков денежных средств

§  определяются как хеджируемые статьи.

Инструмент хеджирования - определенный производный финансовый инструмент или (только в случае хеджирования валютного риска) определенный непроизводный финансовый актив или непроизводное финансовое обязательство, справедливая стоимость или потоки денежных средств которого, как предполагается, будут компенсировать изменения справедливой стоимости или потоков денежных средств определенной хеджируемой статьи.

Для того чтобы компания смогла применить специальный учет хеджирования, МСФО (IAS) 39 выдвигает требование - хеджирование должно быть эффективным.

Эффективность хеджирования - это степень, в которой связанные с хеджируемым риском изменения в справедливой стоимости или денежных потоках по объекту хеджирования компенсируются изменениями в справедливой стоимости или денежных потоках по инструменту хеджирования.

Хеджирование рассматривается как высокоэффективное, только при условии соблюдения следующих двух условий:

а) в начале хеджирования и в последующих периодах ожидается, что хеджирование компенсирует риски изменения в справедливой стоимости или денежных потоках.

б) показатель фактической эффективности лежит в диапазоне 80-125%..

Правило: специальный учет при хеджировании можно применять только тогда, когда выполнены все следующие условия:

Ø С самого начала компания зафиксировала в своих внутренних документах свое намерение применять специальный учет при хеджировании. Это необходимо для того, чтобы избежать манипуляции в дальнейшем («если мне будет не выгодно, я не буду применять учет хеджирования».

Ø Ожидается, что хеджирование будет высокоэффективным (80-125%).

Ø При хеджировании денежных потоков, ожидаемая сделка (хеджируемая статья), должна отвечать следующим условиям:

§ Ее совершение представляется высоковероятным

§ Ей сопутствует риск изменений денежных потоков, влияющих на финансовый результат.

Ø Постоянно проводилась оценка хеджирования, в результате чего была установлена высокая эффективность на протяжении всего отчетного периода.

Тема 9. Вознаграждения работников и отчетность по планам пенсионного обеспечения (IAS 19 «Вознаграждения работникам», IFRS 2 «Платежи с использованием акций»)

Вознаграждения работникам — это все формы возмещения, которые предприятие предоставляет работникам в обмен на оказанные ими услуги.

Вознаграждения работникам, к которым применяется МСФО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам», включают: 

1. Краткосрочные вознаграждения работникам - вознаграждения работникам (кроме выходных пособий и вознаграждения в форме долевых инструментов), которые будут выплачены в полном объеме в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги.

2. Вознаграждения по окончании трудовой деятельности – это пенсии, страхование жизни, медицинское обслуживание и иные вознаграждения по окончании трудовой деятельности.

Выходные пособия

4. Другие долгосрочные вознаграждения работникам - вознаграждения работникам (кроме выплат по окончании трудовой деятельности, выходных пособий и вознаграждения в форме долевых инструментов), которые не выплачиваются полностью в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги.

Краткосрочные вознаграждения работникам включают следующие статьи:

Ø заработная плата и взносы на социальное обеспечение;

Ø ежегодный оплачиваемый отпуск, в случаях, когда отпуск предполагается в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники предоставляли соответствующие услуги, а также оплачиваемые больничные листы;

Ø участие в прибыли и премии, выплачиваемые в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники оказывали соответствующие услуги;

Ø вознаграждения в неденежной форме (такие как медицинское обслуживание, обеспечение жильем и автотранспортом, бесплатные или дотируемые товары или услуги).

В общем случае краткосрочные вознаграждения работникам списываются в расход текущего отчетного периода или относятся в себестоимость отдельных активов, таких, как запасы, основные средства. Подлежащие выплате вознаграждения признаются в качестве обязательства с одновременным начислением расхода. Обязательства по краткосрочным вознаграждениям не должны дисконтироваться, так как они начисляются и выплачиваются в течение не более одного года.

Вознаграждения по окончании трудовой деятельности – это вознаграждения работникам (кроме выходных пособий), выплачиваемые по окончании их трудовой деятельности:

Ø пенсии,

Ø иные вознаграждения после выхода на пенсию, страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности;

Планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности — формализованные или неформализованные соглашения, в соответствии с которыми предприятие выплачивает вознаграждения одному или более работникам по окончании их трудовой деятельности

Планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности в зависимости от экономического содержания плана, вытекающего из его основных условий, делятся на:

§ пенсионные планы с установленными взносами

§ пенсионные планы с установленными выплатами.

Планы с установленными взносами — планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности на предприятии, в рамках которых предприятие осуществляет фиксированные взносы в отдельную организацию (или пенсионный фонд), независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. Компания не имеет каких-либо юридических или вытекающих из практики обязательств по уплате дополнительных взносов, если активов фонда будет недостаточно для выплаты работникам всех вознаграждений, причитающихся за услуги, оказанные ими в текущем и предшествующих периодах.

Все риски возлагаются на работника:

Ø актуарный риск - вознаграждения будут меньше ожидаемых;

Ø инвестиционный риск - инвестированные активы окажутся недостаточными для обеспечения предполагаемых вознаграждений на работника.

Планы с установленными выплатами — планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности на предприятии, в отличие от планов с установленными взносамипредполагают, что компания принимает на себя обязательства выплачивать, непосредственно или через специализированную организацию (страховой или пенсионный фонд), пенсионные вознаграждения определенного размера действующим и бывшим работникам.

На компанию возлагаются риски, установившую данный пенсионный план:

§ актуарный риск, связанный с тем, что будущие затраты на пенсионные вознаграждения окажутся большими, чем планировалось;

§ инвестиционный риск того, что накопленные взносы с соответствующими доходами окажутся недостаточными для обеспечения необходимых пенсионных выплат,

По пенсионным планам с установленными взносами обязательства и расходы компании за каждый период определяются вносимыми в течение этого периода суммами взносов без дисконтирования.

Если начисленные взносы не уплачиваются в течение 12 месяцев после отчетного периода, они должны дисконтироваться по ставкам рыночной доходности надежных облигаций акционерных компаний.

Используя метод начисления, компания отражает в отчетности:

Ø В отчете о совокупном доходе расходы в размере взносов, подлежащих уплате в течение отчетного периода

Ø в отчете о финансовом положении признаются обязательства по взносам без дисконтирования.

Общий подход к учету пенсионных планов с установленными выплатами заключается в том, что компания признает как обязательство по выплате будущих пенсий, так и активы.

В отчете о финансовом положении должно быть представлено чистое обязательство/ актив плана:

Ø если обязательство превышает актив, то сумма превышения, являющаяся дефицитом плана, будет представлена в разделе обязательств;

Ø если актив превышает обязательство, то сумма превышения, являющаяся профицитом плана, будет представлена в разделе активов.

Сумма движения чистого обязательства/актива за отчетный год будет включена в отчет о совокупном доходе и разбита на 3 компонента:

1) стоимость услуг, которая включает стоимость текущих и прошлых услуг, а также окончательные расчеты по плану. Данная сумма относится на прибыль/убыток за год.

2) финансовый (чистые финансовые расходы/доходы), рассчитанный как произведение дефицита/ профицита по пенсионному плану и ставки дисконтирования, использованной для оценки обязательства. Данная сумма относится на прибыль/убыток за год.

3) изменение оценок, состоящее из актуарных прибылей и убытков за отчетный год и дохода от активов плана, за вычетом сумм, включенных в финансовый компонент. Данная сумма относится на почий совокупный доход за год.

Стоимость текущих услуг - это увеличение дисконтированной стоимости обязательств по пенсионному плану с установленными выплатами в связи с работой, выполненной сотрудником в текущем периоде.

Стоимость прошлых услуг - это увеличение дисконтированной стоимости обязательств по пенсионному плану с установленными выплатами в связи с работой сотрудников, проделанной в течение прошлых периодов, которое возникает в текущем периоде в результате введения новых или изменения существующих вознаграждений по окончании трудовой деятельности или прочих долгосрочных вознаграждений.

Оценка обязательств и активов пенсионных планов с установленными выплатами. Обязательства плана оцениваются на дисконтированной основе, так как они могут быть урегулированы спустя многие годы после того, как работники окажут услуги.

Активы плана оцениваются по справедливой стоимости, в качестве которой обычно выступает рыночная стоимость. Если информация о рыночной стоимости отсутствует, то справедливая стоимость оценивается на основании подходов, содержащихся в МСФО (IFRS) 13 «Оценка по справедливой стоимости».

Учет пенсионных планов с установленными выплатами сложен, поскольку необходимо учитывать актуарные допущения для оценки как обязательства, так и активов плана, а также возможные изменения в этих оценках.

Актуарные допущения - это наилучшая расчетная оценка предприятием параметров, которые будут определять окончательные затраты на обеспечение вознаграждений по окончании трудовой деятельности.

Актуарий никогда не сможет дать абсолютно точную оценку, то есть фактическая стоимость активов и обязательств плана в конце каждого отчетного периода будет отличаться от прогнозного значения по актуарной оценке. Эта разница называется актуарной разницей (прибылью или убытком) и стандарт определяет, что она, являясь изменением в оценках, включается в прочий совокупный доход за год.

Стоимость прошлых услуг возникает при введении пенсионного плана или улучшении условий существующего пенсионного плана. У сотрудников возникает право на получение вознаграждений по окончании трудовой деятельности в связи с работой, которая была выполнена в течение прошлых периодов.

Стоимость прошлых услуг может быть расходом (при введении новых или увеличении суммы предшествующих выплат) или уменьшением расхода (при уменьшении существующих выплат).

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» требует, чтобы при оценке своих обязательств по установленным выплатам компания учитывала стоимость прошлых услуг в качестве расхода (уменьшения расхода) следующим образом;

- если сотрудники получают право на получение вознаграждений по плану немедленно, то считается, что сотрудники уже вступили в права по этим вознаграждениям и расходы по этим вознаграждениям немедленно относятся на прибыль/убыток год

- если сотрудники получают право на получение вознаграждений по плану не сразу, а в какой-то день позднее, то считается, что сотрудники вступят права в будущем в этот день, однако расходы по этим вознаграждениям все равно немедленно относятся на прибыль/убыток года

Окончательный расчет по плану происходит в результате сделки, одной из сторон которой является работодатель, и которая прекращает все дальнейшие юридические и вытекающие из практики обязательства в отношении какой-либо части, либо всей суммы пенсионного обеспечения

Обязательство по выплате выходных пособий возникает в результате прекращения, а не продолжения службы работника.

Компания признает выходные пособия в качестве обязательства и расхода только тогда, когда она приняла окончательное решение (т.е. имеет твердое обязательство):

q уволить работника(ов) до установленного срока выхода на пенсию; или

q выплатить выходное пособие работникам, которые соглашаются на увольнение в связи с сокращением штатов (предложение о добровольном увольнении).

Выходное пособие — это оплата за вынужденное увольнение по требованию компании. Затраты на его выплату должны быть немедленно признаны в качестве расходов текущего отчетного периода. В случае, когда выходное пособие должно быть выплачено по истечении 12 месяцев от отчетной даты или более длительного периода, оно признается в балансе как дисконтированная сумма обязательств, аналогично порядку, предусмотренному по пенсионным планам с установленными выплатами.

Компенсационные выплаты долевыми инструментами (МСФО (IFRS) 2 «Платеж, основанный на акциях»/ «Выплаты долевыми инструментами») вознаграждения работникам, при которых:

Ø работники имеют право на получение акций, выпущенных отчитывающейся компанией (или ее материнской компанией); или

Ø величина обязательств компании перед работниками зависит от будущей цены на акции, выпущенные компанией.

Тема 10. Теоретические основы консолидированной финансовой отчетности (IAS 27 «Отдельная финансовая отчетность», IFRS 3 «Объединение бизнеса», IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность», IFRS 11 «Соглашения о совместной деятельности», IFRS 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях»)

Характерной особенностью и естественным стремлением организаций, функционирующих в условиях рыночной конкуренции и развивающихся на основе капитализации (реинвестирования) доходов, является расширение сфер своего экономического, финансового и административного влияния. Основными средствами достижения этих целей и формами их реализации являются:

• поглощение конкурентов или объединение с ними для монополизации рынков сбыта продукции;

• выстраивание законченных технологических цепочек и образование денежно-кредитных, страховых и информационных инфраструктур в рамках промышленно-финансовых групп, холдингов, акционерных объединений.

Процессы слияния или разделения организаций вызывают, как правило, существенные изменения:

• в правах собственности;

• имущественных правах на активы, доходы и прибыли;

• имущественной ответственности по финансовым обязательствам.

Цель МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» – повысить актуальность, надежность и сравнимость информации, которую предприятие представляет в своей финансовой отчетности в отношении объединения компаний, и влияние этой информации.

Объединение предприятий - это операция или иное событие, в результате которого покупатель приобретает контроль над одним или несколькими предприятиями (бизнесами).

Предприятие (или бизнес) - это интегрированная совокупность активов и видов деятельности, которые могут осуществляться и которыми можно управлять с целью получения дохода и прочих экономических выгод.  ,

Объединение бизнеса представляет собой объединение его в одну отчитывающуюся компанию. В любых операциях по объединению бизнеса одна из объединяющихся компаний получает контроль над другой (другими) объединяющейся компанией.

Основной (ключевой) принцип: Покупатель компании признает приобретенные активы, обязательства и условные обязательства по их справедливой стоимости на дату приобретения и раскрывает информацию, которая позволяет пользователям оценить характер и финансовое влияние данной сделки.

В соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» предприятиедолжно учитывать каждое объединение бизнеса по методу приобретения (методу покупки).

Применение метода приобретения требует:

§ Идентифицировать (определить) покупателя: в отношении каждого объединения бизнеса, одно из объединяющихся предприятий должно быть идентифицировано как покупатель.

§ Определить (идентифицировать) дату приобретения - дату, на которую покупатель фактически получает контроль над приобретаемым предприятием.

§ на дату приобретения покупатель должен признать и оценить приобретенные идентифицируемые активы, обязательства и условные обязательства, а также всю неконтролируемую долю в приобретаемой компании;

§ учесть и оценить гудвил (деловую репутацию), или полученную прибыль от выгодной сделки (при отрицательной величине гудвила).

Положительная деловая репутация — превышение стоимости инвестиций над приобретенным интересом в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов и обязательств по состоянию на дату объединения.

Отрицательная деловая репутация возникает в результате покупки по сниженной цене и представляет собой прибыль от этой операции.

       Покупка компании состоялась, когда одна из объединяющихся компаний получает контроль над другой объединяющейся компанией.

Вопросам, так или иначе связанным с процессами объединения организаций и составлением консолидированной отчетности, посвящено несколько международных стандартов финансовой отчетности:

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» - определяет принципы представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности в тех случаях, когда предприятие контролирует одно или несколько других предприятий.

(МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность» - устанавливает правила учета и раскрытия информации в отношении инвестиций в дочерние, совместные и ассоциированные предприятия при подготовке предприятием отдельной финансовой отчетности.

МСФО (IFRS) 11 «Совместные соглашения» - устанавливает принципы подготовки и представления финансовой отчетности предприятий, имеющих долю участия в совместно контролируемых предприятиях (то есть в совместной деятельности).

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях» - устанавливает требования к предприятию о раскрытии информации, которая позволяет пользователям его финансовой отчетности оценить характер его участия в других предприятиях и связанные с ним риски, а также влияние такого участия на его финансовое положение, финансовые результаты и потоки денежных средств.

Одним из важных факторов, который следует принимать во внимание при подходе к разработке методик консолидации отчетности групп организаций, является ответ на вопрос: почему, каким образом и в какой форме происходило объединение организаций.

Консолидированная финансовая отчетность (IFRS 10) - финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних предприятий представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности.

Материнское предприятие — предприятие, имеющее одно или несколько дочерних предприятий.

Дочерняя компания - это компания, которая контролируется другой компанией (известной как материнская). Дочерняя компания (общество) признается таковой, если другая компания, называемая материнской, в результате преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с договором между ними, либо иным способом осуществляет существующий контроль ее деятельности, имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией.

Группа - это материнская компания и все ее дочерние компании.

Доля неконтролирующих акционеров - это часть капитала дочерней компании, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно.

Учет инвестиций в дочернюю компанию в отдельной финансовой отчетности материнской компании регулируется стандартом МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность».

Отдельная финансовая отчетность -- составляемая материнским предприятием (т.е. инвестором, имеющим контроль над дочерним предприятием) или инвестором, осуществляющим совместный контроль над объектом инвестиций или имеющим значительное влияние на него, финансовая отчетность, учет инвестиций в которой ведется на основе прямой доли участия, а не представляемых в отчетности результатов и чистых активов объектов инвестиций.

Для определения принципов подготовки и представления консолидированной финансовой отчетности МСФО (IFRS) 10:

o требует от предприятия (материнское предприятие), которое контролирует одно или несколько других предприятий (дочерние предприятия), представлять консолидированную финансовую отчетность;

o дает определение принципа контроля и устанавливает контроль как основу для консолидации;

o указывает, как применять принцип контроля, чтобы установить, контролирует ли инвестор объект инвестиций и, следовательно, должен ли инвестор консолидировать объект инвестиций; и

o устанавливает требования к бухгалтерскому учету с целью подготовки консолидированной финансовой отчетности.

Соответствующее определению м атеринское предприятие обязано представлять консолидированную финансовую отчетность, в которой оно консолидирует свои инвестиции в дочерние предприятия в соответствии с МСФО.

Инвестор независимо от характера его участия в каком-либо предприятии (объект инвестиций) должен определить, является ли он материнским предприятием, оценив, обладает он контролем над объектом инвестиций или нет.

       Контроль деятельности — право компании устанавливать принципы финансовой и производственной (коммерческой) деятельности другой компании с целью получения выгоды от нее.

Неконтролирующие доли должны быть представлены в консолидированном отчете о финансовом положении в составе капитала, отдельно от капитала собственников материнского предприятия.

Консолидированная финансовая отчетность для аналогичных операций и других событий в аналогичных условиях должна быть подготовлена с применением единой учетной политики и других событий в аналогичных обстоятельствах.

К онцептуальная основа подготовки консолидированного отчета о финансовом положении.

Консолидация р ассматривается как процесс корректировки и объединения информации из индивидуальной финансовой отчетности материнской и дочерней компаний для целей подготовки консолидированной финансовой отчетности, представляющей финансовую информацию о группе так, как если бы она была единым предприятием.

Консолидированный отчет о финансовом положении отражает активы и обязательства, контролируемые материнской компанией, а также право собственности на них.

При подготовке консолидированной финансовой отчетности:

(a) производится объединение статей активов, обязательств, капитала, доходов, расходов и потоков денежных средств материнского предприятия с аналогичными статьями его дочерних предприятий.

(b) производится взаимозачет (исключение) балансовой стоимости инвестиций материнского предприятия в каждое из дочерних предприятий и доли материнского предприятия в капитале каждого из дочерних предприятий (МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» объясняет порядок учета любого сопутствующего гудвила).

(c) полностью исключаются внутригрупповые активы и обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств, связанные с операциями между предприятиями группы (прибыль или убытки, возникающие в результате внутригрупповых операций и признанные в составе активов, таких как запасы и основные средства, исключаются полностью). Внутригрупповые убытки могут указывать на обесценение, которое должно быть признано в консолидированной финансовой отчетности. МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" рассматривает временные разницы, возникшие в результате исключения прибыли и убытков от внутригрупповых операций.

Предприятие включает доходы и расходы дочернего предприятия в консолидированную финансовую отчетность с момента, когда предприятие приобретает контроль над дочерним предприятием, и до момента, когда предприятие утрачивает контроль над дочерним предприятием. Доходы и расходы дочернего предприятия рассчитываются на основе величины активов и обязательств, признанных в консолидированной финансовой отчетности на дату приобретения.

Консолидация - это замещение «первоначальной стоимости инвестиции в дочернюю компанию» в отчетности материнской компании тем, чем данная инвестиция, по сути, является:

§ Долей материнской компании в чистых активах дочерней компании на отчетную дату

§ Деловой репутацией (гудвилл), возникшей на дату приобретения (с учетом возможного обесценения

Помимо этого, в состав нераспределенной прибыли материнской компании необходимо включить ее долю в приращении чистых активов дочерней компании, начиная с даты приобретения, и, таким образом, сбалансировать отчет о финансовом положении.

  Согласно МСФО (IFRS) 3 «Объединения предприятий» гудвилл - это актив, представляющий будущие экономические выгоды, возникающие от прочих активов, приобретенных в ходе объединения предприятий, которые не могут быть идентифицированы и отдельно признаны.

 

 

Общий обзор методики

  Материнская компания   Дочерняя компания       Консолидированный отчет о финансовом положении
Чистые активы Х + Х + Х = Х
Акционерный  капитал   Х   +   Х   +   Х   =   Х
Нераспределенная прибыль   Х   +   Х   +   Х   =   Х
  Х   Х       Х
 

Корректировки в индивидуальной отчетности компании

Консолидационные корректировки

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: