II. Предмет и структура философского знания. Специфика философских проблем

Никитин Г. М.

ФИЛОСОФИЯ

 В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ

Учебное пособие

 

 

Краснодар, 2015 

 

 

Идея Бога у Декарта Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения. Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.

 

УДК 1(075.8) ББК Ю2я7

Н 62

 

Рецензенты:

Кафедра философии Уральского государственного педагогического университета: зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Беляева Л. А.; Бухарцева Н. Г. – кандидат философских наук, доцент; Забара Л. И. – кандидат философских наук, профессор; Летягин Л. И. – кандидат философских наук, доцент; Савина Т. А. – кандидат философских наук, доцент; Самкова В. А. – кандидат философских наук, доцент.

Ронжина Н. В. – зав. кафедрой образовательного права, кандидат философских наук, доцент кафедры образовательного

права Российского государственного профессиональнопедагогического университета

 

Никитин Г. М.

Философия в схемах и комментариях:Учебное пособие. – Краснодар, ФГБОУ ВПО «КубГАУ», 2015. – 182 с.

 

 

Данное учебное пособие поможет студентам Кубанского государственного аграрного университета подготовиться к экзаменам по дисциплине: «Философия».

 

УДК 1(075.8)

ББК Ю2я7

              © ФГБОУ ВПО «Кубанский              государственный аграрный университет, 2015

   © Г. М. Никитин, 2015 

 

Содержание

 

Лекция I. Философия в системе культуры.. 3

История философии Лекция II. Философия Древнего Востока. 19

Лекция III. Античная философия. 31

Лекция IV. Философия Средних веков. 52

Лекция V. Философия эпохи Возрождения. 67

Лекция VI. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. 80

 

Лекция VII. Немецкая классическая философия…...................84

Лекция VIII. Русская философия…………………....................103

Лекция IX. Философия XX века……………………………….123 Основные философские

проблемы………………………………………………………...149

Лекция X. Учение о бытии

(онтология)……………………………………………………….149

Лекция XI. Учение о познании

(гносеология)……………………………………………………..157

Лекция XII. Учение о человеке (философская

антропология)…………………………………………………….164

Лекция XIII. Учение об обществе (социальная

философия)………………………………………………………..172

Лекция I. Философия в системе культуры

План

 

I. Предпосылки происхождения философии. Природа философского знания.

II. Предмет и     структура философии. Специфика философских проблем.

III. Функции философии. Место философии в системе культуры.

 

I. Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания. 

 

«Философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости».

Философия возникла – 

1. Древняя Греция – VI в. до н.э. (сторонники этой точки зрения – А. Ф. Лосев);

2. Древняя Греция, Индия и Китай – VI в. до н.э. (сторонники этой точки зрения - К. Ясперс).

 

Предпосылки происхождения философии:

 

1. мифогенная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. Ф. Лосев, Дж. Томпсон) доказывает, что предпосылкой возникновения философии является «мифология».

2. религиозная концепция (Э. Тейлор, К. Леви-Стросс).

3. социогенная концепция (Ж.-П. Вернан, Э. Кассирер) отводит решающую роль в возникновении философии социально-экономическим факторам. 

 

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мировоззрение        –     это понимание человеком окружающего мира, места человека в этом мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни.

 

  Формы мировоззрени й
мифология религия философия

 

Мифологическое мировоззрение – своеобразное видение окружающего мира, в котором «сосуществуют» вместе «реальное» и «ирреальное», «воображаемое» и «действительное» и т.д.

Религиозное мировоззрение – это представление о реальной жизни только двух миров (мира духовного или сверхъестественного и мира земного или естественного), причем духовный (идеальный, сверхъестественный) мир намного «лучше» или превыше земного (реального, естественного) мира. Любой человек обязан, пока он живет на этой грешной Земле, стремиться попасть в духовный мир.

Философское мировоззрение можно охарактеризовать как синтез самых общих взглядов человека на природу, общество и самого человека. Философы всегда (можно проследить всю историю человечества) старались и давали ответы на сложные («вечные») вопросы жизни человечества и окружающего мира. 

           

II. Предмет и структура философского знания. Специфика философских проблем

 

Предмет философии – это всеобщее. 

Философия – это синтез самых общих взглядов человека на мир в целом (природу, общество и человека). 

 

Основной вопрос философии заключается в выявлении соотношения   «бытия»    и «сознания», в     формулировке закономерности одновременного со-существования как «идеального», так и «реального» (то есть, материального) миров. Данный вопрос подразделяется на две стороны или включает в себя, с одной стороны, «онтологическое отношение», а, с другой стороны, «гносеологическое отношение». 

            «Онтологическое отношение» бытия и мышления

(сознания) помогает понять зависимость одного от другого и первичность одного по отношению к другому. Материалисты считают, что бытие (материя) возникла раньше, чем сознание (мышление), а идеалисты, наоборот, - сознание появилось раньше, чем материя. 

«Гносеологическое отношение» формулирует проблему познаваемости окружающего мира. Одни философы убеждены в познаваемости всего мира (эта позиция получила наименование «гностицизм»); другие, наоборот, уверены в том, что мир, человека, вещи и т.д. познать или трудно, или практически невозможно (эта позиция получила наименование

«агностицизм».

«Гностицизм» часто обозначают «познавательным оптимизмом» и выделяют в нем две мировоззренческие позиции: рационализм и иррационализм. Рационалисты верят в возможность познания мира, но с помощью «разума». Иррационалисты придают большое значение в познании мира «интуиции». «Агностицизм» определяется в литературе как «познавательный пессимизм» и означает, с одной стороны, сомнение в возможности познания мира (скептицизм) или, с другой стороны, совершенное неверие и игнорирование познания мира (нигилизм). 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: