ГхошАуробиндо (1872-1950)
Тагор Рабиндранат (1861-1941)
КришнамутриДжидду (1895-1986)
Буддизм
Учение о бытии
Рита – закон круговращения Вселенной, то есть предполагает синхронное развитие Вселенной и одновременные «перевоплощения» хаоса в космос (космос воспринимается как порядок).
Закон Риты – это закон космической эволюции, цикличности, порядка, благодаря которому чередуются дни и ночи, времена года и т.д.
С одной стороны, в основе мира находится «Единое»: вне времени, пространства, смерти и бессмертия. По мысли индусов «все началось» с Единого, в котором благодаря какому-то внутреннему импульсу возникает «первое семя мысли». С другой стороны, мир возник в результате жертвоприношенияпервого человека (гиганта) – Пуруши. После исчезновения Пуруши формируются три мира: космический, животный мир и мир людей.
Учение о душе
Древнеиндийская философия подразделяет душу человека на две основных части:
- Атман (частица Бога в душе каждого человека; она неизменна, вечна и первоначальна);
|
|
- Манас (часть души, формирующаяся в процессе жизни человека; она зависит от эмпирического опыта, поступков и действий каждого человека).
Кроме этого душа человека имеет следующие свойства:
- Сансара (характеризует вечность и неуничтожимость души; душа проходит определенную цепь страданий и невзгод);
- Карма (предопределенность человеческой жизни);
- Мокша (высшее нравственное совершенство, которого должен достичь каждый человек в течение жизненного пути); - Ахимса (взаимосвязь всего живого в природе (бытии).
Учение о познании
Целью человеческого познания является изучение происходящих в сознании процессов при контакте с внешним миром.
Древнеиндийские философы выделяют три вида сознания:
Сознание
Пракрит |
– |
материальное |
сознание |
Майя |
– |
иллюзорное |
сознание |
( |
мираж |
) |
Пуруша |
– |
чистое |
идеальное |
сознание |
Индийская философия является определенным познанием человеком своей истинной природы, то есть, познания «Истины».
II. Философия Китая
Этапы развития китайской философии |
1. Зарождение китайской философии – VII в. до н.э. – III в. н.э. (постепенное возникновение и становление первых философских школ); |
2. Классический (влияние буддизма на китайскую философию) – III – XIX вв. н.э.; |
3. Современный этап – XX-XXI век (преодоление замкнутости китайского общества и обогащение китайской философии достижениями современной европейской и русской философии. |
Особенности китайской философии:
|
|
1. Холизм (мир и человек воспринимаются как единое целое);
2. Интуитивность (познать окружающий мир можно только с помощью интуиции);
3. Символизм (характерно использование определенных образов);
4. Познание макрокосма осуществляется посредством «тиянь», то есть сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоции и волю. Поэтому, ведущая роль в познании отводилась нравственному сознанию;
5. Включение человека в систему этических норм;
6. Любое движение – это циклическое движение;
7. Противоречия как взаимодополняющие начала
при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого;
8. Интравертная модель мира (два основополагающих начала – инь и ян – взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга).
Зарождение философии в Китае происходит примерно в период правления династии Чжоу (XII-VII вв. до н.э.). Основные философские положения древнекитайской философии нашли отражение в так называемых «классических книгах» китайской литературы: «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Ицзин» («Книга перемен»).
Довольно важной темой древнекитайской философии является «тема неба» - великая сила, определяющая всю жизнь человека.
В основе мироздания находятся пять первоэлементов (начал – у син): вода, огонь, дерево, металл, земля.
«Книга перемен», получившая символ «гадательной книги», представляет из себя довольно значительное количество графических знаков (гексаграмм), толкующих человеческую жизнь в образах непрестанных изменений (добро и зло; счастье и несчастье; горячее и холодное и т.д.). Жизненные Перемены рано или поздно подходят к Великому Пределу, порождающему две стороны сути бытия – инь и ян.
Инь и Ян – это противоположные космические силы, поддерживающие окружающий мир. Смена противоположных состояний формирует определенный «путь» («Дао») как у человека, так и у любой сущности мира. У каждой сущности есть свое «дэ» (сила).
Философские школы древнекитайской философии
Конфуцианство («школа ученых», жу-цзя) | Даосизм («школа природы») | Легизм («школа закона», фа-цзя) |
Основатель – Конфуций (Кун-Фу-Цзы) | Основатель – Лао Цзы (Старый Учитель) | Основатель – ХаньФэй-цзы |
Основное философскоепроизведение – Лунь Юй («Беседы и суждения») | Основное философское произведение – «Даодэцзин» | Основное философскоепроизведение – «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан») – Шан Ян |
Особенности философии - 1. вопросы человеческой природы, общества; в особенности возможности управления людьми и алгоритм поведения человека в обществе (мягкое управление обществом); 2. «Золотое правило жизни»- не делай другому того, чего не желаешь себе; 3. Создание «морального человека» | Особенности философии – 1. «Дао» - путь всего сущего в мире и человека; 2. «Дэ» - сила всего сущего, дарованная свыше как благодать 3.Все в мире взаимосвязано4. Главный принцип жизни человека – недеяние или покой («у-вэй») | Особенности философии – 1.жесткое управление обществом; 2.все люди злы по природе (эгоисты); 3.каждый простой человек может «дослужиться» до высоких должностей. |
Учение о бытии |
1 |
. |
Хаос |
е |
напоминаетбольшо |
( |
еское |
космич |
яйцо) |
2. |
Рождение и выход из яйца |
первопредка сущего |
– |
гиганта |
Пань |
- |
Гу |
3. |
Образование из Хаоса |
Земли |
и |
Неба |
4. |
Смерть Пань |
- |
Гу |
– |
возникновение |
всего живого и человека |
Учение о человеке
Человек, согласно представлениям древнекитайских философов, состоит из трех видов космической энергии:
|
|
- Ци – это энергия человека, благодаря которой он живет;
- Цзинь – это энергия зарождения всего сущего и
человека;
- Шэнь – духовная энергия человека, неисчезающая даже после смерти этого человека.
Жизнь любого человека начинается с момента зачатия и не заканчивается смертью. Человек не имеет власти над всем миром, над живыми существами (он не «царь природы»).
Китайские философы XIX – XX веков:
Ху Ши (1891 – 1962) – китайский философ, разрабатывал проблемы логики в Китае
ФэнЮлань (1895 – 1990) – китайский философ