Вивекананда Свами Прабхупада (1863-1902)

ГхошАуробиндо (1872-1950)

Тагор Рабиндранат (1861-1941)

КришнамутриДжидду (1895-1986)

 

Буддизм

 

Учение о бытии

Рита – закон круговращения Вселенной, то есть предполагает синхронное развитие Вселенной и одновременные «перевоплощения» хаоса в космос (космос воспринимается как порядок). 

Закон Риты – это закон космической эволюции, цикличности, порядка, благодаря которому чередуются дни и ночи, времена года и т.д.

С одной стороны, в основе мира находится «Единое»: вне времени, пространства, смерти и бессмертия. По мысли индусов «все началось» с Единого, в котором благодаря какому-то внутреннему импульсу возникает «первое семя мысли». С другой стороны, мир возник в результате жертвоприношенияпервого человека (гиганта) – Пуруши. После исчезновения Пуруши формируются три мира: космический, животный мир и мир людей. 

 

Учение о душе

Древнеиндийская философия подразделяет душу человека на две основных части

- Атман (частица Бога в душе каждого человека; она неизменна, вечна и первоначальна);

- Манас (часть души, формирующаяся в процессе жизни человека; она зависит от эмпирического опыта, поступков и действий каждого человека).

Кроме этого душа человека имеет следующие свойства

- Сансара (характеризует вечность и неуничтожимость души; душа проходит определенную цепь страданий и невзгод);

- Карма (предопределенность человеческой жизни);

- Мокша (высшее нравственное совершенство, которого должен достичь каждый человек в течение жизненного пути); - Ахимса (взаимосвязь всего живого в природе (бытии).

 

Учение о познании

Целью        человеческого      познания    является    изучение происходящих в сознании процессов при контакте с внешним миром.

Древнеиндийские философы выделяют три вида сознания:

Сознание

 
Пракрит
 
 
материальное
сознание
 
Майя
 
 
иллюзорное
сознание
(
мираж
)
 
Пуруша
 
чистое
идеальное
сознание
 

Индийская философия   является    определенным познанием человеком своей истинной природы, то есть, познания «Истины». 

II. Философия Китая

 

Этапы развития китайской философии
1. Зарождение китайской философии – VII в. до н.э. – III в. н.э. (постепенное возникновение и становление первых философских школ);
2. Классический (влияние буддизма на китайскую философию) – III – XIX вв. н.э.;
3. Современный этап – XX-XXI век (преодоление замкнутости китайского общества и обогащение китайской философии достижениями современной европейской и русской философии.

Особенности китайской философии:

1. Холизм (мир и человек воспринимаются как единое целое);

2. Интуитивность (познать окружающий мир можно только с помощью интуиции);

3. Символизм    (характерно использование определенных образов);

4. Познание        макрокосма осуществляется посредством    «тиянь»,   то есть сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоции и волю. Поэтому, ведущая роль в познании отводилась нравственному сознанию;

5. Включение человека в систему этических норм;

6. Любое движение – это циклическое движение;

7. Противоречия как взаимодополняющие начала

при одновременно подчиненном положении одного из них относительно другого;

8. Интравертная модель      мира (два основополагающих начала – инь и ян – взаимодополняют друг друга и взаимопроникают друг в друга).

 

Зарождение философии в Китае происходит примерно в период правления династии Чжоу (XII-VII вв. до н.э.). Основные философские положения древнекитайской философии нашли отражение в так называемых «классических книгах» китайской литературы: «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Ицзин» («Книга перемен»).

Довольно важной темой древнекитайской философии является «тема неба» - великая сила, определяющая всю жизнь человека. 

В основе мироздания находятся пять первоэлементов (начал – у син): вода, огонь, дерево, металл, земля.

«Книга перемен», получившая символ «гадательной книги», представляет из себя довольно значительное количество графических знаков (гексаграмм), толкующих человеческую жизнь в образах непрестанных изменений (добро и зло; счастье и несчастье; горячее и холодное и т.д.). Жизненные Перемены рано или поздно подходят к Великому Пределу, порождающему две стороны сути бытия – инь и ян. 

Инь и Ян – это противоположные космические силы, поддерживающие окружающий мир. Смена противоположных состояний формирует определенный «путь» («Дао») как у человека, так и у любой сущности мира. У каждой сущности есть свое «дэ» (сила).

 



Философские школы древнекитайской философии

Конфуцианство («школа ученых», жу-цзя)  Даосизм («школа природы») Легизм («школа закона», фа-цзя)
Основатель – Конфуций (Кун-Фу-Цзы) Основатель – Лао Цзы (Старый Учитель) Основатель – ХаньФэй-цзы
Основное философскоепроизведение – Лунь Юй («Беседы и суждения») Основное     философское произведение – «Даодэцзин» Основное философскоепроизведение – «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан») – Шан Ян
Особенности философии - 1. вопросы человеческой природы, общества; в особенности возможности управления людьми и алгоритм поведения человека в обществе (мягкое     управление обществом); 2. «Золотое правило жизни»- не делай другому того, чего не желаешь себе; 3. Создание «морального человека» Особенности философии 1. «Дао» - путь всего сущего в мире и человека; 2. «Дэ» - сила всего сущего, дарованная свыше как благодать 3.Все в мире взаимосвязано4. Главный принцип жизни человека – недеяние или покой («у-вэй») Особенности философии –  1.жесткое       управление обществом; 2.все люди злы по природе (эгоисты); 3.каждый простой человек может «дослужиться» до высоких должностей.

Учение о бытии
 
 
1
.
Хаос
 
е
напоминаетбольшо
(
еское
космич
 
яйцо)
 
2.
 
Рождение и выход из яйца
первопредка сущего
 
гиганта
Пань
-
Гу
 
3.
 
Образование из Хаоса
Земли
и
Неба
 
4.
 
Смерть Пань
-
Гу
 
возникновение
всего живого и человека
 


Учение о человеке

Человек,    согласно   представлениям   древнекитайских философов, состоит из трех видов космической энергии:

- Ци – это энергия человека, благодаря которой он живет;

- Цзинь – это энергия зарождения всего сущего и

человека;

- Шэнь – духовная энергия человека, неисчезающая даже после смерти этого человека.

Жизнь любого человека начинается с момента зачатия и не заканчивается смертью. Человек не имеет власти над всем миром, над живыми существами (он не «царь природы»).

 

Китайские философы XIX – XX веков:

Ху Ши (1891 – 1962) – китайский философ, разрабатывал проблемы логики в Китае

ФэнЮлань (1895 – 1990) – китайский философ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: