III. Функции философии

Место философии в системе культуры. 

 

Функции философии

1. Мировоззренческая функция помогает человеку сформировать «собственную философиюжизни», ответить на основные (жизненные, вечные) вопросы.

2. Методологическая функция показывает возможности философии для получения нового знания или достижения практических целей. Именно, с помощью данной функции разрабатываются общеметодологические идеи, которые будут характерны и применимы для каждой научной дисциплины

3. Аксиологическая функция связана с формированием у человека определенных ценностей, идеалов и т.д.

3. Критическая функция;

4. Терапевтическая функция;

5. Воспитательная функция

 

Какое же место занимает «философия» в культуре? Зачем нужна «философия»? 

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный или в продуктах материального и духовного труда, или в системе социальных норм, учреждений, или в духовных ценностях, или в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. 

«Культурный человек» - это человек воспитанный, образованный, с высокими нравственными качествами. 

Культура является определенным пространством свободы человека, помогает каждому конкретному человеку выбрать ценность своего существования. Философия должна помочь человеку сориентироваться в системе ценностей и осуществить свой выбор. Каждый человек в течение своей жизни пытается обосновать свою «жизненную позицию» по отношению к окружающему миру. Но у каждого конкретного человека данное обоснование достигается своими средствами и методами и, в конце концов, становится своей «философией жизни» (пессимистической, оптимистической, стоической, цинической, материалистической или идеалистической и т.д.).

 

Вопросы для повторения:  

1. Объясните,     в     чем заключается отличие     между диалектическим методом познания и метафизическим методом познания окружающего мира и человека?

2. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные формы материализм в истории философии?

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные формы идеализма в истории философии?

4. Какое философское учение считает, что в основе мира находится одно начало?

5. Согласно какому философскому учению в основе мира находится множество начал?

6. Перечислите основные функции философии?

7. Назовите основные дисциплины, входящие в структуру философского знания?

8. Объясните суть основного вопроса философии?

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные способы философствования?

10. Какое значение имеет понятие «трансцендентный»?

 

Литература

1. Антология мировой философии. М., 1969

2. Библер В. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, 1989, № 6

3. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975

4. Гачев Г. Культура, человек и картина мира. М., 1987

5. Ильин В.В., Машенцев А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб., 2006

6. Ильин В.В., Машенцев А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб., 2006

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В. П. Кохановского и В. П. Яковлева. Ростов-на Дону, 2006

8. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996

9. Кемеров В. Е. Метафизика – динамика // Вопросы философии, 1998, № 8

10. Кемеров В. Е. Метафизика – динамика // Вопросы философии, 1998, № 8

11. Керимов Т. Х. Неразрешимости. М., 2007

12. Котенко В. П. История и философия классической науки: Учебное пособие. М., 2005

13. Кохановский В. П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский. Ростов-наДону, 2006

14. Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М., 1998

15. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс, 1998, № 3

16. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, № 3-4

17. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г. Л.

Тульчинского, М. С. Уварова. СПб., 2000

18. Соболева М. Е. Возможна ли метафизика в эпоху постмодерна?.. // Вопросы философии, 2002, № 7

19. Соболева М. Е. Возможна ли метафизика в эпоху постмодерна?.. // Вопросы философии, 2002, № 7

20. Современный философский словарь / Под общей ред. В.

Е. Кемерова. М., 2004

21. Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992

22. Стрюковский В. И. Курс философии в схемах. Ростов-наДону, 2006

23. Стрюковский В. И. Курс философии в схемах. Ростов-наДону, 2006

24. Трахтенберг        О.   В.   Очерки      по   истории западноевропейской философии. Л., 1957

25. Философия (конспект лекций в схемах). М., 2007

26. Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С. А. Лебедева. М., 2006

27. Хюбнер К. Рефлексия и саморефлексия метафизики // Вопросы философии, 1993, № 7


 


История философии Лекция II. Философия Древнего Востока

План

I. Философия Индии

II. Философия Китая

 

I. Философия Индии

Этапы развития индийской философии
1. ведический (XV-V вв. до н.э.)
2. классический (V в. до н.э. – X в. н.э.)
3. индуистский (с X в. н.э.)

1. Ведический этап:

Веды (veda – знать, ведать) – основная философская и религиозная книга Древней Индии, в текстах которой нашли отражение основные мотивы дрвнеиндийской религии и философии. Веды делятся на четыре части: Самхиты; Брахманы; Араньяки; Упанишады.

2. Классический этап:

Именно     на   данном      этапе формируются       основные философские школы древнеиндийской философии – буддизм и локаята (чарвака).

Буддизм Локаята (чарвака)
Возник в северо-восточной части Индии в VI-V вв. до н.э. Возникла в VI-V вв. до н.э. в Индии
Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни – «Просветленный») Материалистическое учение (философия не зависит от религии)
Основные положения буддизма нашли отражение в буддийском каноне «Трипитака» («Три корзины») В основе мировоззрения – принципы сенсуализма и эмпиризма
Основные характеристики бытия: анитья(невечность); анатма(бессущность); духкха (прозрение) Учение о первоначалах – четыре чувственно воспринимаемых элемента (бхута)
Все в мире подвержено изменению Все в мире совершается в силу определенных объективных законов
Дхармы-частицы являются основой мира  Познание возможно только с помощью чувств и ощущений
Душа состоит из духовных элементов (нет цельной личности) Душа есть тело
Новая жизнь – это перерождение (сансара) Потустороннего мира нет
Пребывание в бытии сопровождается страданием Жизнеутверждающая этика
Страдания исчезают, когда гибнет невежество  
Невежество – это незнание Четырех Благородных Истин  

 

3. Индуистский этап:

Индуизм – это совокупность совершенно разных идей, течений, сект и     направлений индийской философии, существующих на территории современной Индии. 

Особенности индуизма:

1. Не существует еретических форм;

2. Нет единой центральной доктрины;

3. В центре индуизма находятся три главных бога (тримутри): Брахма, Вишна, Шива;

4. Плюрализм индуизма связывается в единое целое общими установками и принципами жизни,

обязательными для всех индусов;

5. В индуизм включены многочисленные направления и учения брахманизма, культы, какие-то новые учения новых учителей (гуру);

6. В систему индуизма входят следующие философские учения (даршаны): нъяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, брахманизм, неоведантизм, джайнизм.

 

Индийские философы XIX – XX веков РамакришнаГададхарЧаттерджи (1834-1886)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: